Найти в Дзене
Гаражбатя

Внедорожник, созданный на замену УАЗ-469: «Скорпион-ЛША» - российский штурмовик появился в свободной продаже

Военно-промышленный комплекс — это кузница передовых технологий, и порой его разработки проникают в гражданскую жизнь, даря нам уникальные образцы техники. В отечественном автопроме таким знаковым продуктом стал легендарный УАЗ-469, он же «козлик», он же просто «УАЗик». Простой, надёжный, проходимый — он верой и правдой служил армии и гражданскому населению десятилетиями. И, что удивительно, до сих пор выпускается практически без изменений, демонстрируя живучесть советских конструкторских решений. На фоне этой истории особенно интересно наблюдать за новыми попытками создать достойную замену ветерану. Недавняя премьера на форуме «Армия-2024» — внедорожник АМЗ «Комбат» на базе ГАЗ Соболь NN 4×4 — вселяет надежду. Разработчики, кажется, настроены серьезно: обещают серийное производство, вывод на рынок и даже называют конкурента — китайский Tank 300. Брутальный угловатый дизайн «Комбата» (или «Стрелы», как его еще называют) привлекает внимание. Предварительная цена в 3,5-5 млн рублей — зая

Военно-промышленный комплекс — это кузница передовых технологий, и порой его разработки проникают в гражданскую жизнь, даря нам уникальные образцы техники. В отечественном автопроме таким знаковым продуктом стал легендарный УАЗ-469, он же «козлик», он же просто «УАЗик».

Простой, надёжный, проходимый — он верой и правдой служил армии и гражданскому населению десятилетиями. И, что удивительно, до сих пор выпускается практически без изменений, демонстрируя живучесть советских конструкторских решений.

На фоне этой истории особенно интересно наблюдать за новыми попытками создать достойную замену ветерану. Недавняя премьера на форуме «Армия-2024» — внедорожник АМЗ «Комбат» на базе ГАЗ Соболь NN 4×4 — вселяет надежду. Разработчики, кажется, настроены серьезно: обещают серийное производство, вывод на рынок и даже называют конкурента — китайский Tank 300. Брутальный угловатый дизайн «Комбата» (или «Стрелы», как его еще называют) привлекает внимание. Предварительная цена в 3,5-5 млн рублей — заявка на конкуренцию в премиальном сегменте внедорожников. Хочется верить, что этот проект не останется лишь красивым прототипом.

-2

Но, увы, история знает и другие примеры. Проекты, которые подавали надежды, но так и не дошли до серийного производства, растворившись в бюрократических коридорах и финансовых неурядицах. И вот, как эхо тех упущенных возможностей, всплывают редкие экземпляры некогда амбициозных разработок, которые продаются с рук за немалые деньги.

-3

Именно такова история броневика «Скорпион-ЛША», который сейчас можно встретить в продаже в Иркутске за 3,9 млн рублей. Этот зверь, созданный московской корпорацией «Защита» по заказу Министерства обороны, должен был стать заменой устаревающему УАЗ-469 в армии. Мощный, бронированный, проходимый — он казался идеальным кандидатом.

Но после отставки тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова проект был закрыт, и «Скорпион» канул в лету.

-4

Предлагаемый к продаже экземпляр, собранный в 2013 году, проехал всего 18 000 километров. Под капотом — 2,6-литровый турбодизель мощностью 136 л.с. в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач Dymos от УАЗ «Патриот». Размеры внушительные: длина — 4810 мм, ширина и высота — 2100 мм, колёсная база — 3050 мм. Продавец обещает повышенное внимание на дорогах и феноменальную проходимость.

-5

Однако за этими характеристиками и обещаниями скрывается горькая правда. «Скорпион-ЛША» — это не просто внедорожник, это символ несбывшихся планов, упущенных возможностей и, возможно, неэффективного использования бюджетных средств. Это напоминание о том, что военно-промышленный комплекс, при всей своей мощи и инновационности, не всегда способен довести перспективные разработки до логического завершения — серийного производства и реального использования.

-6

В контексте амбициозного проекта «Комбат» история «Скорпиона» звучит как предостережение. Хватит ли у разработчиков нового внедорожника сил и ресурсов, чтобы преодолеть все препятствия и воплотить задуманное в жизнь? Не повторит ли «Комбат» судьбу своего предшественника, превратившись в ещё один забытый прототип, напоминающий о несбывшихся надеждах отечественного автопрома?

-7

Вопрос риторический. Время покажет. Но то, что продающийся в Иркутске «Скорпион-ЛША» является не только редким экземпляром бронетехники, но и памятником упущенным возможностям, — это, к сожалению, факт. И этот факт заставляет задуматься: сколько еще подобных проектов пылится на полках архивов, сколько средств было потрачено впустую и сколько потенциально успешных машин так и не увидели свет?

Ещё один "заменитель" УАЗа, на этот раз "Буханки", который к сожалению, а может и к счастью в серию не пошел
Ещё один "заменитель" УАЗа, на этот раз "Буханки", который к сожалению, а может и к счастью в серию не пошел

Возможно, «Скорпион» — это просто единичный случай. Возможно, нового «Комбата» ждёт светлое будущее. Но для того, чтобы избежать повторения печального опыта, необходимо тщательно анализировать причины неудач, оптимизировать процессы разработки и финансирования и, главное, доводить начатое до конца.

В противном случае вместо гордости за достижения отечественного автопрома мы будем довольствоваться лишь редкими и дорогими «артефактами», напоминающими о потерянных возможностях. Первые звоночки об этом уже есть. И это, мягко говоря, не самый лучший сценарий.