Найти в Дзене
Выбирай Велосипед

Обслуживание велосипеда после зимнего хранения

При правильном подходе к зимнему хранению, велосипед должен быть прежде всего чистым, но как показывает опыт, многие люди оставляют велосипед на зиму в том состоянии, в котором он вернулся из последней поездки, т.е. грязным и мокрым после осенних дорог. И это губительно сказывается на дальнейшей работоспособности велосипеда. Поэтому, прежде чем выполнить то, о чём просит мастера большинство велосипедистов – «смажьте где надо и накачайте колёса», мы проводим тщательный осмотр велосипеда, выявляем места где осталась грязь и появилась ржавчина. Для начала, полностью очищаем, отмываем велосипед от грязи и пыли. Чтобы велосипед был качественно обслужен, он должен быть максимально чистым, желательно – как с витрины. В первую очередь, оцениваем состояние цепи. Хотя, есть возможность отмачивать полностью ржавую цепь в различных жидкостях, от бензина до Coca-Cola, тем не менее оставлять такую цепь не советую, поскольку идеально очистить не получится, внутри роликов обязательно останется ржавчин

При правильном подходе к зимнему хранению, велосипед должен быть прежде всего чистым, но как показывает опыт, многие люди оставляют велосипед на зиму в том состоянии, в котором он вернулся из последней поездки, т.е. грязным и мокрым после осенних дорог. И это губительно сказывается на дальнейшей работоспособности велосипеда.

Пример неправильного хранения велосипеда
Пример неправильного хранения велосипеда

Поэтому, прежде чем выполнить то, о чём просит мастера большинство велосипедистов – «смажьте где надо и накачайте колёса», мы проводим тщательный осмотр велосипеда, выявляем места где осталась грязь и появилась ржавчина.

Для начала, полностью очищаем, отмываем велосипед от грязи и пыли. Чтобы велосипед был качественно обслужен, он должен быть максимально чистым, желательно – как с витрины.

В первую очередь, оцениваем состояние цепи. Хотя, есть возможность отмачивать полностью ржавую цепь в различных жидкостях, от бензина до Coca-Cola, тем не менее оставлять такую цепь не советую, поскольку идеально очистить не получится, внутри роликов обязательно останется ржавчина, которая приведёт к быстрому износу цепи и всей трансмиссии, а это выльется в дорогостоящий ремонт. Но прежде чем выбросить старую цепь измерьте её растяжение, чтобы понять степень износа звёзд системы и кассеты.

Измерение растяжения велосипедной цепи
Измерение растяжения велосипедной цепи

Итак, с цепью разобрались. Если достаточно чистая, и не растянута более 0,5мм на 1 дюйм, то хорошенько отмываем её бензином (после зимы, она в любом случае далека от идеала), обезжириваем и наносим свежую смазку.

Со звёздами проще, их можно очистить, даже если ржавчины много, с помощью металлических щёток. Но не забывайте правило: если растяжение цепи 0,75мм, то меняем цепь вместе с кассетой, а если растяжение 1мм, то меняем и передние звёзды.

Далее чистим ролики заднего переключателя, и в целом проверяем состояние переключателей. Они должны легко двигаться во всех шарнирах. Как правило, при межсезонном обслуживании, задний переключатель всегда приходится разбирать, вычищать и смазывать. Аналогично, с передним переключателем, но без разборки. Особое внимание уделяем регулировочным винтам переключателей, т.к. они должны легко крутиться, а резьба на них мелкая, и на неё попадаёт много грязи.

Эти винты должны быть чистыми и легко вращаться
Эти винты должны быть чистыми и легко вращаться

Обратите внимание на состояние «петуха». Часто он оказывается погнутым, это не только мешает настройке передач, но также может привести к попаданию заднего переключателя в спицы колеса. При сильной деформации «петуха», его необходимо заменить.

Далее, проверяем каретку на предмет люфта и лёгкости хода. Если каретка вращается с заметным сопротивлением и шумом, меняйте её без сожаления, а тем более при выявлении люфта.

Теперь, трансмиссия в порядке, и нас интересует чёткость переключения передач. И здесь, проблемы возникают у большинства велосипедов, которые эксплуатировались, в течении сезона, в грязи и под дождём, а ещё хуже, если были оставлены на зиму в мокром состоянии или хранились во влажном помещении, и самое страшное - на улице.

Недопустимое состояние тросов
Недопустимое состояние тросов

У таких велосипедов, троса переключений и тормоза сильно окисляются внутри оплётки, и перестают легко двигаться. В тяжёлых случаях, трос почти не сдвигается с места. В результате, не только теряется чёткость переключений и нарушается работа тормоза, но и возможна поломка шифтеров (переключателей на руле), т.к. к ним прикладывают лишнее давление, пытаясь сдвинуть с места окисленный трос.

Итак, меняем троса и оплётку. Как правило, для большинства велосипедов, это обязательная замена перед новым сезоном. Этой процедуры избегают только велосипеды, за которыми тщательно ухаживают весь год, и правильно хранят зимой.

Лёгкость хода велосипеда зависит, в первую очередь от колёс. Сначала, проверяем втулки на предмет выявления люфтов, если необходимо то регулируем втулки или проводим их полное ТО. Даже если втулка не имеет люфта, но издаёт сильный гул при вращении колеса, то она уже сильно изношена и требуется замена.

Конечно же, устраняем «восьмёрки» на ободах, и проверяем натяжение спиц. На мягких спицах хорошего наката не будет.

Осматриваем покрышки. Если обнаружена грыжа, или покрышка сильно истёрта, обязательно меняйте её. Изношенные покрышки подвержены частым проколам.

Если велосипед стоял всю зиму, то камеры могли сбросить давление. Накачайте колёса и понаблюдайте за изменением давления в покрышках, примерно 2 дня. Если давление заметно уменьшится, то замените камеры.

Рулевая колонка велосипеда, как правило, редко требует внимания, но не лишним будет проверить люфт и, при необходимости подтянуть.

Если на вашем велосипеде установлен гидравлический дисковый тормоз, то его необходимо проверить на «завоздушенность» и, при необходимости прокачать. Проверяем частым нажатием на тормозную ручку, при отсутствии воздуха в системе, её ход всегда должен быть одинаковым, и при максимальном нажатии ручка не доходит до руля примерно на 2см.

Осмотрите гидролинии тормоза. На них должны отсутствовать какие-либо повреждения или изломы.

Конечно, проверяем износ тормозных колодок. На ободных тормозах колодки хорошо видны, а если тормоз дисковый, то вам понадобится снять колёса и демонтировать тормозные колодки, иначе не удастся их хорошо осмотреть.

Проверьте педали. Ось педали должна быть ровная, и вращение лёгкое. Советую, открутить педали, почистить резьбы и смазать их. Если выполнять эту процедуру хотя бы раз в сезон, то вы сильно снизите вероятность прикипания, когда бывает невозможным открутить педаль. При закручивании педалей убедитесь, что они затянуты до конца.

Вот теперь, можно накачать колёса до рабочего давления, указанного на покрышках, и в путь! За новыми, яркими впечатлениями!

-5