Найти в Дзене

Странный март

Про такие марты, как нынешний, обычно говорят так: «даже аксакалы (старожилы) не припомнят!». Однако, можно и возразить: у старожилов память уже худая, много ли чего правдивого она воспроизведет? Но самое главное не в этом. А в том, что мы, люди, толком, то есть – научно, стали наблюдать матушку-Погоду, дай бог, лет сто. А что было прежде? А прежде – много всего было: и крокодилы под градом Псковом, и землетрясения под градом Московой, и град чуть ли не по арбузу величиной, и лед на Волге «великаго стояния» до середины июня. То есть – Погода чудит (по нашему разумению), и чудить она умеет. Это вот летописи древние нам повествуют. А на самом-то деле, ежели не с нашей точки зрения, не с человеческой, - так она, Погода-матушка, просто колеблется вдоль некоей оси. А вот уж сами эти колебания никаким прогнозам нашим (столетнего всего лишь опыта, напомним!) абсолютно не поддаются. Хорошо, если на следующие сутки угадаем. Но – не далее. Так вот, о марте нынешнем. Очень он нам странным показ

Про такие марты, как нынешний, обычно говорят так: «даже аксакалы (старожилы) не припомнят!». Однако, можно и возразить: у старожилов память уже худая, много ли чего правдивого она воспроизведет? Но самое главное не в этом. А в том, что мы, люди, толком, то есть – научно, стали наблюдать матушку-Погоду, дай бог, лет сто. А что было прежде?

Пустынский участок национального парка "Нижегородское поволжье" им. В.А. Лебедева. Фото: Андрей Георгиев
Пустынский участок национального парка "Нижегородское поволжье" им. В.А. Лебедева. Фото: Андрей Георгиев

А прежде – много всего было: и крокодилы под градом Псковом, и землетрясения под градом Московой, и град чуть ли не по арбузу величиной, и лед на Волге «великаго стояния» до середины июня. То есть – Погода чудит (по нашему разумению), и чудить она умеет. Это вот летописи древние нам повествуют. А на самом-то деле, ежели не с нашей точки зрения, не с человеческой, - так она, Погода-матушка, просто колеблется вдоль некоей оси. А вот уж сами эти колебания никаким прогнозам нашим (столетнего всего лишь опыта, напомним!) абсолютно не поддаются. Хорошо, если на следующие сутки угадаем. Но – не далее.

Пустынский участок национального парка "Нижегородское поволжье" им. В.А. Лебедева. Фото: Андрей Георгиев
Пустынский участок национального парка "Нижегородское поволжье" им. В.А. Лебедева. Фото: Андрей Георгиев

Так вот, о марте нынешнем. Очень он нам странным показался. Всем. Ибо – отклонился в своей погоде очень уже куда-то немыслимо от привычной оси. Вопросов – два, по крайней мере. Первый: что будет дальше? Второй: вернется ли Весна в привычное нам русло? По сути, это – один вопрос.

Ответим. Но – не сразу. Вначале посмотрим: что же такого «странного» в нынешнем Марте? Перечислю то, что сам знаю и отметил. Можете добавлять.

  1. Снег сошел напрочь. И очень рано. Состояние сейчас в лесах и на лугах – как к концу апреля. То есть, Март опережает графики (напомню – привычные нам, а не Погоды как таковой) примерно на добрый месяц. В связи с этим фактором цепляется и всё последующее:
  2. Земля сама себя разогревает более проворно, нежели бы со снегом. Так как альбедо (отражающая способность) резко пропала: всем известно, что черное нагревается скорее и сильнее, чем белое. Так запускается процесс ускоренного саморазогрева почвы.
  3. Зимой та же почва не промерзла: в Средней Полосе морозов (длительных) не было. А те, что были (по дню-два) почти не превышали планку в 20 градусов. Ну что это за русские морозы? (воскликнет опять же аксакал-старожил – и продолжит: вот в детстве-то, помню, галки на лету замерзали. И сопли тоже). Следовательно, влагу она отдает сейчас с готовностью – ибо внутри та находится в легковозгоняемом агрегатном состоянии. Не лёд, короче. Который мог бы терпеть аж до лета в глубоких местах почвы.
  4. Отсюда прогноз – будет продолжаться маловодье. Опасный процесс. Не будет разливов рек, не будет долгого снеготаяния, не накопится самое вода в нужных местах. Особенно я лично переживаю за Европу. Они и так там какие-то убогие сделались, а тут еще им и засухи летом подкузьмят – будь здоров!
  5. Далее, в связи с вышесказанным – нет привычных ручьев, талых вод, идущих по поверхности, и даже мощных закраин на реках. Малые реки вскрываются (или еще только собираются) тоже «странно» - не по классической схеме. Не с краев, а прямо с середины (лед за зиму не нарос, с берегов водные поступления слабые). Но – о вскрытиях и ледоходах на реках и озерах у меня будет отдельный рассказ.
  6. Ночами – холодными – до минус 10 (в Пустыни моей любимой, из неё и пишу, глядя в окно) идет дополнительная возгонка. Что повышает общую сухость. Как бы чего не вышло… Спасти дело могу только обильные циклоны апреля-мая.
  7. Теперь – о Живности. Мало птиц. Это и понятно – лететь сюда рановато. Нам кажется, что общее состояние Природы, при ярком солнышке, при волнах тепла с юга, требует, чтобы вокруг щебетали и восторгались жизнью мелкие птахи. Увы, их нет. Что-то держит их в южных регионах.
  8. Ночи стоят удивительно молчаливые. Странность эта для человека вот в чем: при отсутствии снега и общем явно-твердо «весеннем» состоянии, нет никаких звуков ночами. Слышно только, как иногда с пушечным грохотом лопнет льдина на озере.
  9. Затихарились и растения. Кое-где, понятно, первоцветы – пролески, мать-и-мачеха, «подснежники» садовые – выпростались (и народ их истово фотографирует, соскучившись). Но – робко, тихо (это я про растения). Не массово. Нет главных: хохлатки и гусиного лука. Этих – не обманешь.
  10. Те животные, которые в сильные оттепели выходили из спячки (а ведь были уже дни с плюс 19 градусами!) – не знают теперь, что делать дальше. Это и ежи, и ящерицы, и змеи, и клещи, и жужелицы… и прочая мелкота. Для большинства таких существ скачки с плюсов на минусы и обратно – губительны. Им лучше бы, чтобы разом! Вредителей под садовыми культурами при таких прыжках температур явно поубавится!
  11. Нет запахов! При явных признаках самой что-ни-а есть Весны – запахи не проснулись. Ничем не пахнет. Ни прелым листом, ни мокрой землей, ни… короче, всем тем, что мы безошибочно нарекаем запахами первой весенней поры.
Пустынский участок национального парка "Нижегородское поволжье" им. В.А. Лебедева. Фото: Андрей Георгиев
Пустынский участок национального парка "Нижегородское поволжье" им. В.А. Лебедева. Фото: Андрей Георгиев

Можно и дальше перечислять «странности» и «несуразности» Марта. Предлагаю читателям продолжить своими наблюдениями. Или – поспорить с моими.

Теперь о вопросе: что будет дальше? Можно ли давать прогнозы? Давать – можно. Слушать их – не обязательно. У меня лично прогнозов два. Точнее, два сценария дальнейшего развития событий в Природе.

  1. Положение спасут обильные осадки - дожди, мокрый снег – т.е. затяжные циклоны – апреля-начала мая. И это вновь подтвердит давнее мое убеждение: существует устойчивый тренд на календарный сдвиг нашего мезоклимата. А именно: весна сдвигается в лето, лето – в осень, осень – в зиму… И, соответственно, зима к нам еще заглянет! В связи с вышесказанным, еще один тренд, который часто нас, людей, выручал: рано или поздно Весна всё нагонит – и вернет в свое «обычное» (более-менее) русло.
  2. Ежели этот сценарий не исполнится – то будет засушливое лето. Со всеми вытекающими из него (уж простите за печальный каламбур) последствиями.

Автор: С.Б. Шустов, сотрудник национального парка "Нижегородское поволжье" им. В.А. Лебедева