Найти в Дзене

Трикстер: 6 признаков, по которым мы безошибочно узнаем этот архетип

Оглавление

Хитрец, вор, обманщик в мифах, книгах и фильмах

В аспирантуре я изучал мифологию, и до сих пор мифы и сказки остаются моим главным увлечением. Я составляю свой собственный список архетипов, которые встречаются в мифах, легендах, устных преданиях самых разных народов. Как ни парадоксально, но при всей популярности самого понятия «архетип» до сих пор нет общепринятого перечня этих типажей. Уже несколько авторов пытались предлагать свои варианты такого списка, но мне они кажутся фантастическими, субъективными и не основанными на фактах, которые я встречаю в реальных текстах.

Маленький хоббит Бильбо Бэггинс стал одним из лучших примеров архетипического трикстера в мировой литературе
Маленький хоббит Бильбо Бэггинс стал одним из лучших примеров архетипического трикстера в мировой литературе

Однако есть один архетип, который признают абсолютно все авторы, изучающие эту тему. Определение ему дал сам отец понятия «архетип» - Карл Густав Юнг. Этот типаж настолько распространен в эпосе и художественной литературе, что не заметить его невозможно.

Это архетип ТРИКСТЕРА, волшебного хитреца, вора, шута, обманщика и пройдохи.

Разные авторы по-разному трактуют его отличительные признаки. Я стою на позициях научного мировоззрения и критического мышления, поэтому опираюсь только на факты, которые встречаю в текстах. Меня не устраивают расплывчатые и субъективные представления, которые рисуются в воображении некоторых критиков, пытающихся трактовать эту тему. Поэтому я решил перечислить те признаки этого архетипа, которые сам наблюдаю в сказках, мифах, книгах и кинофильмах.

Моя статья носит популярный характер и предназначена для широкой аудитории, несмотря на то, что опирается на научные методы исследования.

Итак,

Отличительные признаки, по которым мы можем узнать трикстера

1. Трикстер охотится на ценность.

Ценностью может служить то, что больше всего ценится в данном обществе в данное время. У древних охотников: животное, охотничья добыча. У ранних земледельцев: предмет бытовой культуры или драгоценность, дорогая утварь, золото и самоцветы. Когда расцветает вера в магию: магический артефакт. Христианство: духовная ценность – душа человека, дьявол похищает человеческие души.

  • Остап Бендер охотится на стул с сокровищами.
  • Кот в сапогах добывает для своего хозяина богатый замок, доминирующий над округой.
  • Гермес похищает коров Аполлона и так ловко их прячет, что само солнце не может их разглядеть. Здесь коровы – самая понятная ценность архаических земледельцев и скотоводов.
  • Даже Джек Воробей, и тот охотится на то, что ценно для него больше всего – корабль Черную жемчужину, без которой он не представляет своего будущего.
Джек Воробей - образец трикстера в популярном кино
Джек Воробей - образец трикстера в популярном кино

2. Трикстер странствует

Ценность уникальна, ее нет в том мире, в котором обитает трикстер и его племя. Именно ее отсутствие в пределах досягаемости делает добычу особенно ценной и особенно желанной. Трикстеру нужно отправиться в другой мир, чтобы разыскать там драгоценность и принести ее своему племени. Для этого ему нужно совершить квест, поэтому трикстер часто странствует. Он совершает путешествие в другой мир, сталкивается с врагами, находит ценность, и с помощью своих особенных качеств – хитрости и умения обманывать – добывает эту ценность.

Признак 2: трикстер странствует.

Примеры:

  • Одиссей
  • Локи (постоянно перемещается между мирами)
  • Черт (преследует человека в облике зайца или черной кошки)
  • Бильбо Бэггинс совершает квест к Одинокой горе вместе с гномами и похищает сокровища – кольцо Голлума и Аркенстон.
  • Джек Воробей не мыслит своей жизни без странствий по морским просторам

3. Трикстер нарушает порядок

  • Падший ангел выступает против Бога и портит все, что Бог создает. Бог создает идеальный порядок, падший ангел этот порядок разрушает.
  • Локи нарушает мироустройство и вызывает Рагнарек.
  • Джек Воробей постоянно переходит с одной стороны на другую, он то помогает, то предает. Его действия вносят хаос.

Трикстер служит элементом хаоса, он не дает миру застояться, застыть в неизменном состоянии. Таким образом он толкает мир на перемены. Перемены могут быть как к лучшему, так и к худшему. Локи устраивает конец света, однако после этого конца мир ждет возрождение и обновление.

4. Трикстер хитрит, обманывает, ворует, манипулирует, жульничает

В отличие от Силача, Трикстер не отличается физической силой. Чтобы достичь своей цели (добыть драгоценность) он прибегает не к силе, а к хитрости. Способ, которым он получит то, чего хочет – это обман, жульничество и воровство.

Иногда трикстер сам не ведает, что творит. Таков Иванушка-дурачок в русских народных сказках. Но в конце концов он получает то, о чем другие представители его сословия только мечтают. В конце сказки Иванушка-дурачок – богат и женат на красавице, что по меркам его социального слоя вершина успеха.

Джа-Джа Бинкс из Звездных войн - пример трикстера, очень похожего на Иванушку-дурачка
Джа-Джа Бинкс из Звездных войн - пример трикстера, очень похожего на Иванушку-дурачка

Близок к Иванушке-дурачку Джа-Джа Бинкс из Звездных войн. Подчеркнут негероический характер Джа-Джа, он труслив, не может устоять перед вкусненьким и сдается противнику при первой возможности. Но его поступки резонируют с ходом внешних событий таким образом, что он неизменно оказывается в выигрыше. Лишь один раз Джа-Джа выступает в роли обманутого – когда встречает еще более коварного трикстера Палпатина. Палпатин манипулирует Бинксом так, что Джа-Джа невольно действует в его интересах и предает интересы своей стороны – в эпизоде, когда он вносит в Сенате закон о создании армии, против чего так упорно выступает его наставница Падме Амидала.

5. Трикстер выкидывает злые шутки

Пожалуй, это единственный случай, когда трикстер действует не ради корысти. Чаще всего у трикстеров вредный характер. Они всегда готовы подложить свинью ближнему своему, подвести его под монастырь, «кинуть подлянку». Причем делают они это не ради выгоды, а потому, что у них вредный характер. Злые шутки веселят и забавляют их.

Ярче всего это проявляется у Лиса из средневекового «Романа о Лисе». Лису Ренару мало соблазнить жену волка Изенгрима, ему нужно еще на волчат помочиться. Ну вот кто его тянул за… нет, не язык. Ничего не поделаешь, характер такой.

Локи тоже всегда готов выкинуть какую-нибудь пакость. Капитальная ссора Локи со своими сородичами-асами начинается со сцены «перебранки», когда Локи является на пир богов и начинает высказывать им в глаза все, что думает об их недостатках и пороках. Этим он доводит своих собратьев до бешенства, и они начинают его преследовать. А ведь до этого момента Локи считался полезным товарищам – он добывал такие магические артефакты, которые без него асы никогда бы не получили.

6. Трикстер – оборотень

Трикстеры проявляют особенную способность превращаться в кого-то другого. Они могут превратиться, как оборотни, или просто переодеться так, что их будут принимать за иного. Это ловкий трюк, которым они пользуются, чтобы обмануть противников.

Он происходит от охотничьей повадки лисы. Сама по себе лиса – довольно жалкий и никудышний зверек, которого нельзя назвать ни крутым, ни сильным, особенно по сравнению со своим старшим сородичем, волком. Волей-неволей лисе приходится прибегать к хитрости, чтобы выжить.

В русской народной сказке хитрая лиса обманывает сильного, но глупого волка
В русской народной сказке хитрая лиса обманывает сильного, но глупого волка

Во время охоты на птиц лиса ловко притворяется мертвой, чтобы усыпить бдительность добычи. Неподвижно она может пролежать несколько часов. Птицы привыкают к лисе, не подающей признаков жизни, и приближаются на опасное расстояние. Тут лиса вскакивает и мгновенно хватает добычу. Этот трюк, подсмотренный древними людьми, возможно, еще в каменном веке, казался им верхом хитрости, поэтому лиса надолго стала олицетворением хитрости сначала в тотемных сказаниях архаических охотников, а после и в народных сказках.

Локи в скандинавских мифах так успешно превращается в кобылу, что ему удается даже забеременеть. У него рождается волшебный конь Слейпнир, на котором скачет Один.

Вместе с Тором Локи отправляется к великанам-ётунам, чтобы вернуть украденный молот Мьёлльнир. Чтобы втереться к великанам в доверие, Локи притворяется волшебной невестой – богиней Фреей, которую якобы выдают замуж за великана Трима. До поры до времени ётуны верят ему, пока Тор не получает свой молот и не устраивает им разгром.

Тор и Локи в фильме "Тор: царство тьмы"
Тор и Локи в фильме "Тор: царство тьмы"

По этим чертам мы безошибочно узнаем трикстера даже тогда, когда опытный автор ловко прячет характер своего персонажа. Пример образцового мастерства в работе с этим архетипом показал автор, который разбирался в мифологии глубже всего – Профессор Толкин.

В своей первой сказке, получившей известность у читателей – «Хоббит», он изобразил хрестоматийного трикстера Бильбо, снабдив его всеми трикстерскими чертами. Но при этом он замаскировал вредный характер этого архетипа и сделал Бильбо таким славным парнем, что он нравится читателям.

Гэндальф намеренно зовет Бильбо в поход на роль вора и взломщика, хотя сам Бильбо не подозревает, что у него есть такие способности. Но проницательный Гэндальф умеет в нем разглядеть трикстерский дар. Вор, похититель – типичная роль трикстера, и Толкин называет вещи своими именами, ничего не скрывая.

Ценность, за которой отправляется ватага гномов – камень Аркенстон, находится в иной локации Средиземья. Хоббиты никогда не выходят из своего замкнутого мирка, и Одинокая гора для них – это иной мир. Чтобы добраться до него, трикстеру придется использовать свой особенный дар проникновения в иные миры.

По дороге Бильбо совершает свое первое воровство – он завладевает кольцом Голлума. Позже, во «Властелине колец», этот артефакт окажется самым главным и ценным во всем Средиземье, но в «Хоббите» он пока играет второстепенную роль. Мне доставляет удовольствие наблюдать за тем, как Толкин маскирует эти неприятные качества своего персонажа. Бильбо не злодей и не хочет зла даже такому жалкому созданию, как Голлум. Просто обстоятельства складываются таким образом, что он колечко сначала «находит», а потом использует ловкий трюк, чтобы не отдавать его законному владельцу. Использование трюков – это ключевая черта трикстера. Ведь само слово «трикстер» дословно и означает «трюкач», так что трюки – их неотъемлемый признак.

Маленький хоббит Бильбо Бэггинс стал одним из лучших примеров архетипического трикстера в мировой литературе
Маленький хоббит Бильбо Бэггинс стал одним из лучших примеров архетипического трикстера в мировой литературе

Наконец, Бильбо доходит с гномами до Эребора, и там совершает свой, наверное, самый неоднозначный и противоречивый поступок – крадет камень Аркенстон, хотя знает, насколько он важен для гномов, особенно для короля Торина. Этим поступком он едва не доводит Торина до сумасшествия, однако и здесь у славного Бильбо есть оправдание – он делает это с лучшими намерениями.

Таким образом, Бильбо у Толкина совершает все действия, характеризующие трикстера, однако умудряется при этом оставаться положительным персонажем, которого мы так любим. И этот результат можно назвать ловким трюком, который выкинул мастер мифологического архетипа – Дж. Р. Р. Толкин.

Ваш исследователь мифологии Денис Морозов

В этом блоге я обязательно продолжу тему архетипов, которые мы встречаем в мифах и сказках. Подписывайтесь на мой блог, и оставляйте свои комментарии!