В Махаяне различают:
- Относительную истину (самврити-сатья) – условные явления (например, слова, законы физики, моральные нормы). Они *подобны иллюзии*, но функциональны в мире.
- Абсолютную истину (парамартха-сатья) – невыразимую реальность за пределами форм и концепций. Она *не является явлением*, потому что явления по определению изменчивы и составны, а абсолютная истина – вне этих характеристик.
Согласно Нагарджуне (основателю Мадхьямаки), абсолютная истина:
✔ Невыразима – её нельзя описать словами, но можно *указать* на неё (как палец на луну).
✔ Недуальна – в ней нет разделения на субъект и объект, истинное и ложное.
✔ Пустотна (шуньята) – все явления лишены независимого существования.
✔ Непостижима умом – её можно только пережить в состоянии глубокого созерцания.
Цитата из "Сутры сердца":
"Форма есть пустота, пустота есть форма"