По одноимённой пьесе Питера Шеффера
Режиссёр - Марк Розовский
"Сочинять музыку не трудно, Сир, когда тебя ждёт хороший зритель"
Питер Шеффер "Амадей"
Сегодня в театре полный аншлаг:заняты даже все откидные сиденья и приставные стулья. Обвожу взглядом зрительный зал - публика варьируется от тинейджеров со стрижками кислотного цвета до респектабельных семейных пар. Искренне радуюсь своему месту на приставном стуле в 4 ряду со стороны буфета: обозримость сцены отличная, можно даже наблюдать за изменениями мимики героев. Мой сосед - благообразный седовласый старик- просит меня прочитать содержание программки, и мы с ним досконально изучаем красочный буклет с вводным словом Марка Розовского, биографиями Моцарта и Сальери, списком актёров, занятых в постановке.
Моё знакомство со спектаклем- долгожителем "Амадей" началось задолго до сегодняшнего дня.
В апреле 2022 года я побывала на творческом вечере Марка Розовского, отмечавшего свой 85-летний юбилей, где он душевно делился воспоминаниями о работе в Художественном театре, в том числе над спектаклем “Амадей”. В разное время в постановке принимали участие Олег Табаков, Роман Козак, Михаил Ефремов, Сергей Безруков, Игорь Золотовицкий, Елена Майорова, Елена Проклова,.
Марк Розовский рассказывал:
“Сам Константин Сергеевич помог нам, послав привет из небытия! Дело в том, что костюмы “Амадея” сшиты из настоящей золототканой парчи, которая пролежала в сундуках МХАТа многие десятилетия. Будучи когда-то положенной туда впрок самим Станиславским(для будущих нужд родного театра) ткань была, представьте, не востребована, пока мы не возникли со своим “Амадеем”. Из этой старинной парчи были исполнены костюмы для спектакля Аллой Кожевниковой.
Не знаю, были ли герои сегодняшней пьесы одеты в те самые костюмы, но император Священной Римской империи Иосиф II и его свита выглядели роскошно - согласно дворцому этикету.
Великолепный квартет в лице Валерия Шеймана(Иосиф II —император Священной римской империи),
Александра Чернявского(граф Фон Штрек, королевский гофмейстер),
Богдана Ханина(граф Франц Орсини-Розенберг,директор Императорского оперного театра),
Юрия Голубцова(барон Годфрид Ван Свитен,префект Императорской библиотеки)
похож на портретную галерею из Шёнбруннского дворца. Они важной чередой выходят из позолоченной рамы на сцене, давая возможность зрителям насладиться своими роскошными туалетами и безукоризненными манерами.
Пьеса британского драматурга Питера Шеффера называется "Амадей",но повествование ведётся от имени придворного композитора и капельмейстера Антонио Сальери. Обласканный при жизни двором, честолюбивый Сальери просил Господа дать ему столько славы, чтобы он мог упиться ею. И он её получил на века, только иную славу - мифического гонителя и убийцы гениального композитора.
На сцене находится клавесин с канделябрами, подставка с напудренным париком для Сальери, глубокое кресло с высокой спинкой - свидетель тайных свиданий и безмолвный собеседник рассказчика. Александр Масалов играет роль Сальери вдохновенно: он делится своими переживаниями, болью, отчаянием со зрителем, обращаясь к грядущим поколениям прямо со сцены. Он искренне восхищён виртуозностью и талантом Моцарта, но чувство зависти к молодому гению горит неугасимым огнём в его душе, а заветной мечтой становится - нет, не желание физической смерти соперника, но желание смерти в искусстве. Откровенность Сальери поражает до глубины души: ему суждено на целых 32 года пережить своего мнимого врага и прослыть на века ремесленником от музыкального искусства.
Вольфганг Амадей Моцарт( Игорь Скрипко ) - австрийский композитор, вундеркинд, сочинивший первую симфонию пяти лет от роду, первую оперу - в 14 лет, молва о чьей виртуозности обошла всю Европу, совершенно неожиданно предстаёт перед нами в образе взбалмошного, гиперактивного, непристойного, невыносимого баловня судьбы, который легко наживает врагов благодаря своей несдержанности в суждениях. В его высказываниях слишком много физиологических мотивов, он легко обижает высокопоставленных лиц, сравнивая их с парнокопытными - образ поистине гротескный и ребяческий. Во второй части спектакля Моцарт предстаёт перед нами раздавленным жизненными трудностями, он мечется в поисках работы, физически страдает от неведомой хвори.
Игорь Скрипко настолько талантливо перевоплощается в своего героя, что я как зритель сопереживаю и мысленно разделяю тяготы его доли, физическое состояние самого актёра заставляет волноваться - роль Моцарта физически и энергетически очень затратная. В сцене нищенских похорон гения, под звуки космического Реквиема, слезы невольно наворачиваются на глаза.
Спектакль оставляет неизгладимое впечатление совершенством постановки, глубоким уважением к тексту Питера Шеффера и непревзойдённым мастерством всех без исключения актёров на сцене. Уверена, что постановку ожидает долгая сценическая судьба.
Пользуясь случаем, хочу поздравить художественного руководителя Театра «У Никитских ворот» Марка Григорьевича с 88-летием и пожелать ему доброго здравия и достижения всех мыслимых и немыслимых высот!
За приглашение благодарю лично Марина Казакова и сообщество Московские блогеры МоскваЛюблю
#театрвмоскве #москвалюблю #moskvalublu #moskva_lublu #moskvalubluтеатруникитскихворот #амадей #театрУникитскихВорот