Совершив маневр, она пристроилась в хвост немецкому бомбардировщику и нажала на гашетку. Загрохотала пушка.
Лидия звонко рассмеялась, провожая взглядом пылающего врага, и направила свой Як на поиски новой жертвы. Машина была довольно капризна, но опытная девушка давно приручила ее. Казалось, даже техника была влюблена в маленькую хрупкую летчицу.
Треск в микрофоне рации.
- Белая Лилия 44, прием! На нас заходят шесть мессеров!
- Продолжайте работу! Не дайте уйти остальным!
- Ты не справишься одна!
- Посмотрим!
Истребитель с изображением прекрасного цветка на фюзеляже набрал высоту, отвлекая противника. Сейчас главное не сосредоточиваться на одной цели. Невозможно победить в неравной схватке, можно лишь выжить, спасая товарищей.
Она старалась, как могла. Даже когда по обшивке застучали пули, и ногу обожгло огнем, Лидия не паниковала, с ледяным спокойствием отрываясь от погони. Она просто обязана выжить, ведь ее ждут мама, брат и боевые товарищи. И самое главное, любимый человек.
Лидия не любила свое имя. Всегда хотела быть Лилией. Близкие шли навстречу, и второе имя давно стало первым. Первой была и ее роль в женской истребительной авиации.
Когда она приземлилась, подруги помогали ей выбраться из кабины, приготовив носилки. Девочки обступили самолет, не веря своим глазам. Мало кто выживал в неравном бою.
Она выжила, благодаря своему умению и мастерству. Но, даже погибнув, смелая девушка мечтала оставаться рядом со своими бойцами.
Искоса, чуть лукаво, она посмотрела на знакомые лица.
- Если я не вернусь в другой раз, если пропаду без вести, найдите меня. Обещайте.
Сегодня мы вспомним летчицу героиню Лидию Владимировну Литвяк. Родилась 18 августа 1921 году в Москве. В 15 лет совершила самостоятельно первый полет, занимаясь с 14ти в Кировском районном аэроклубе. У Лидии было много увлечений, например, она окончила курсы геологов. Но ее тянуло в небо, поэтому она вернулась к профессии летчика. Закончив авиационную школу, работала в аэроклубе Осоавиахима. За ней числится около 45 выпускников летчиков. Несмотря на юный возраст, Лидия была знатоком своего дела.
Однако, молодой летчице не было суждено учить. В октябре 1941 года была призвана в армию – защищать. В 1942 году была определена в 586 истребительный авиационный полк, женский полк. Лидия рвалась на фронт и добилась этого, предварительно приписав себе 100 часов полета к уже существующему опыту. Освоила истребитель Як-1 и начала свой военный путь в небе над Саратовом.
В такое темное время, она оставалась белым цветком – лилией. Этот цветок стал ее радиопозывным. Так же на капоте ее самолета была изображена белая лилия. Не смотря на нежность и уязвимость своего позывного, Лидия была настоящей грозой, наводящей страх на врага. Она провела 168 вылетов, сбила 4 самолета в группе и 12 лично.
За свое мастерство Литвяк перевели в 9 гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. Этот полк был известен тем, что там находятся ассы своего дела. Там Лидия отточила свое мастерство до совершенства. Командир полка Шестаков с большим уважением отзывался о летчице, отмечая ее бесстрашие и мастерство.
ЛЮБОВЬ
Любовь всегда приходит когда ее не ждешь. В самый разгар военного времени 4 января 1943 года, Лидия знакомится с Алексеем Соломатиным командиром эскадрильи старшим лейтенантом. В марте они поженились. Вся их супружеская жизнь проходила в коротких встречах между боями. К сожалению и эти короткие встречи продлились не долго. На глазах Литвяк погиб ее возлюбленный. Алексей с новоприбывшими летчиками проводил воздушный учебный бой над аэродромом. В один момент один из самолетов взвыл и направился на встречу с землей. Взрыв. У пилота не было шанса. Случилось это 21 мая 1943 года. На могиле у возлюбленного Лидия говорила о мести…
По моему мнению, это ужасное событие подкосило Лидию. Она окончательно потеряла осторожность, постоянно рвалась в полет, на бой. Отомстить за гибель своего любимого. Да, ее можно понять. Потеряв любовь, она нашла чем заполнить эту потерю.
КОНЕЦ ЖИЗНИ И НАЧАЛО ПАМЯТИ
Перед роковым событием, Лидия написала письмо матери и младшему брату, где рассказывала о своем сне. Бурлящая река, а на другом берегу Алексей, зовет к себе. Как рассказывал младший брат Юра, мать сразу поняла, что кончина дочери близка. Так собственно и случилось.
Лидия не боялась конца, она боялась закончить свой путь ненайденной. 1 августа 1943 года, за 17 дней до своего дня рождения, когда ей исполнилось бы 22 года. Истребитель с белой лилией был сбит и упал за линией фронта. Долгое время летчица считалась пропавшей без вести, некоторые думали даже, что она попала в плен. Тело же смогли отыскать только 1969 году у хутора Кожевня. В 1970 останки смогли опознать. Тебя нашли, тебя помнят, тебя не забудут. Ты прожила короткую жизнь, но яркую.
ПОБЕДЫ ЛИДИИ
Начало последнего месяца лета. Так хочется отдохнуть, побродив по лесу, или окунуться в прохладную речку. Забыть про войну навсегда. А еще хочется жить простой человеческой жизнью, с любимым мужем и детьми.
Лилия хотела детей. Много детей, и еще больше внуков. Рано думать о таком в двадцать один год. Особенно, когда враг топчет сапогами родную землю.
Теперь все в прошлом. До конца войны еще далеко. Зато ее истребитель в полной боеготовности. Казалось, он стал продолжением тела, как меч самурая.
Четвертый вылет подряд за день. Она устала, не столько физически, сколько морально. Каждое движение стало автоматическим, каждая мысль стала обыденной и стандартной. Спасение от реальности это засохший букет полевых цветов в кабине, да тот самый сон.
Обычно она сама собирала букеты цветов, но этот ей подарил муж. С момента его гибели букет не обновлялся. А сон Лилия запомнила до мелочей.
Их разделала бурная река. Муж стоял на другом берегу и звал ее. А она просто физически не могла переплыть эту реку. Некоторые вещи людям не под силу.
Очередь срубает крыло еще одного фашистского истребителя. Потом за ним отправляется бомбардировщик. Потом еще один, и еще один…
Танец боли, гнева и страданий. Теперь только так, даже если со стороны кажется обычной рутинной боевой работой.
Снова стук пуль по фюзеляжу. Снова боль, на этот раз в голове. На этот раз все.
Окровавленное лицо выглядит умиротворенным.
- Нет реки, которую нельзя перелететь, Лёша.