Найти в Дзене
🐳 Земля китов

Год спокойного Солнца. Как уживались американцы и русские в Антарктике?

Читаю книгу Игоря Зотикова "Год у американских полярников". Мне очень нравится такой экскурс в малозаметный срез истории. Если на других материках происходят войны и революции, то Антарктида это такие задворки со своей обособленной атмосферой. Здесь могут сойтись люди из разных стран с разными политическими взглядами, и им ничего не остаётся, кроме как сосуществовать и содействовать. Действие происходит в "Год спокойного солнца" (1964-1965) на Антарктической станции Мак-Мердо, когда научные союзы из разных стран объединились для изучения взаимосвязи процессов происходящих на Солнце и на Земле. Между СССР и США самый разгар Холодный войны. Тем не менее, советские и американские полярники тесно сотрудничают друг с другом. Часть американцев воюет во Вьетнаме, часть из них протестует против военных действий. Полярник по имени Дейл, который впоследствии станет лучшим другом Игоря, участвует в забастовке. — В чем дело, Дейв, почему стоишь? — крикнул один из лётчиков. — Я на «страйк», — произ

Читаю книгу Игоря Зотикова "Год у американских полярников". Мне очень нравится такой экскурс в малозаметный срез истории. Если на других материках происходят войны и революции, то Антарктида это такие задворки со своей обособленной атмосферой. Здесь могут сойтись люди из разных стран с разными политическими взглядами, и им ничего не остаётся, кроме как сосуществовать и содействовать.

Действие происходит в "Год спокойного солнца" (1964-1965) на Антарктической станции Мак-Мердо, когда научные союзы из разных стран объединились для изучения взаимосвязи процессов происходящих на Солнце и на Земле. Между СССР и США самый разгар Холодный войны. Тем не менее, советские и американские полярники тесно сотрудничают друг с другом.

Часть американцев воюет во Вьетнаме, часть из них протестует против военных действий. Полярник по имени Дейл, который впоследствии станет лучшим другом Игоря, участвует в забастовке.

— В чем дело, Дейв, почему стоишь? — крикнул один из лётчиков.
— Я на «страйк», — произнёс Дейв спокойно, негромко, как перед этим мне.
— На «страйк»? Значит, эти проклятые пацифисты проникли и в Антарктику, — проворчал лётчик, непонятно к кому обращаясь.

Но на той же станции есть и воинственно настроенные американцы.

К июню, в разгар южнополярной зимы, солнце не появлялось уже два месяца. Темнота угнетала: зимовщики страдали бессонницей, часами ворочались в каютах, теряли концентрацию. Военные пытались бороться с тьмой, заливая станцию электрическим светом, учёные работали в свободном графике, но ничто не помогало.

24 июня отмечали День середины зимы — условную точку, после которой ночь начинала отступать. В кают-компании устроили праздничный ужин с пуншем и пивом. Люди смеялись громче обычного, будто пытаясь заглушить напряжение. За столом сержант Роберт Плинт, механик электростанции и ветеран Корейской войны, внезапно набросился на Зотикова:

— Послушай, зачем ты приехал сюда, к нам, на нашу станцию? Ты, проклятый русский. Ведь ты шпион. Я уверен, что ты шпион. Я воевал в Корее. До сих пор у меня в ноге дырка от пули ваших дружков. Но ничего, я убью тебя, если буду иметь возможность.

В отличие от пацифистично настроенных полярников Роберт Плинт был ура-патриотов, и в то время, когда другие радовались, что им удалось избежать войны во Вьетнаме, он порывался после Антарктиды отправиться во Вьетнам.

Тем не менее, подобные инциденты больше не повторялись. А на следующей посиделке Игорь и Роберт уже сидели за одним столом и весело шутили.

Ну а с Плинтом мы потом, через несколько месяцев, сидели за одним праздничным столом. Смеялись и шутили и не вспоминали о том, что было. Что помогло? Беседы Дасти? Думаю, нет. Мы с ним вместе пережили полярную зиму. Зимовали вместе. Это уже много.

Такие истории подают мне надежду на то, что несмотря на, казалось бы, непримиримые противоречия между государствами, люди могут оставаться людьми. Да, они могут быть подвержены эмоциям, могут видеть в других людях врагов, но мало кто из людей по-настоящему желает зла. Достаточно тёплого дружеского общения, совместной деятельности, и многие конфликты могут сойти на нет.

Игорь Зотиков
Игорь Зотиков

Мои каналы в телеге:

https://t.me/vechdet стихи
https://t.me/zemlya_kitov земля китов

Мой кошелёк юмани

4100 1555 6435 009

сейчас собираю деньги на лекарство "Коронакэт" для кота с вирусным перитонитом, да и вообще деньги нужны на корм котам, которых я набрала с улицы