автор Андрей Б.
Приветствую вас, товарищи-настольщики!
На повестке дня у нас сегодня открытие новой рубрики в Дзене #Первый_кусь, рубрика конечно не новая, кто подписан на мой канал "Настольные посиделки" в телеграмме уже знают её и читали впечатления о партиях в разные сыгранные настолочки . Так что подписывайтесь на мой канал и в телеге тоже, там больше рассказов об играх, больше фоток с еженедельных офисных игротек и больше общения😉
Так вот, решил я значит тут написать о впечатлениях после первых партий в четыре игры. Вердикт выносить конечно играм рано, в некоторые надо наиграть ещё, а о других я уже определился с отношением к ним. Погнали! #Первый_кусь! выпуск 1:
1. Лакримоза
Это очень тематичная евростратегия 2022 года на состав до четырех человек (соло режим имеется, лучший состав 3 человека), оценка BGG в 7.7, занимает 613 место в рейтинге, по сложности 3.16 из 5, по времени часа на полтора. В России локализацией занималось издательство GaGa Games, а за рубежом - Devir.
Тема игры у нас редкая - музыкальная, и она мне очень пришлась по душе! Игра лежала в пленке у меня наверное год, даже пытался продать, услышав печальные отзывы, не продалась, оставил лежать и тут решили добить полку позора и сыграть. И знаете..хорошо, что не продал😁 И вот почему! Сначала давайте минутку предыстории игры:
1791 год, великий композитор и музыкант, гений своего времени - Вольфганг Амадей Моцарт умирает в возрасте 35 лет. Уже будучи больным он получил заказ и даже на смертном одре пытался дописать последнюю седьмую часть заказанной "Реквием" - церковной скорбной мессы о переживаниях человеческой души после смерти, её метаниях, всепрощении и предстоянии перед Божьим судом. Седьмая часть Реквием как раз и называлась Лакримоза, что значит "слезная" и должна была быть самой лирической и переживательной частью произведения, но Моцарт не успел её дописать. Его супруга Констанция желает записать историю его творчества и закончить труд почившего мужа по написанию музыкального произведения и приглашает четырёх лучших знакомых Моцарта, которые поддерживали его при жизни, помогая как в путешествиях по Европе, так и в финансах. Констанция просит помощи у покровителей найти лучших композиторов и профинансировать написание Лакримозы.
Как вы поняли, этими покровителями станут игроки. И вы будете: рассказывать Констанции о своей великодушной спонсорской помощи Моцарту в написании опусов, предаваться воспоминаниям о совместных с ним путешествиях по городам и королевским дворам Европы, продавать музыкальные произведения и нанимать композиторов для написания недостающих частей Реквием. В общем, делать всё, чтобы показать себя лучшим покровителем, чем другие.
Исполнение и продакшен у игры радуют. Стильные трехслойные планшеты в виде раскрывающихся записных книг с прорезями для вставки карт сверху и снизу, ячейками для манипуляций с фишками кошелька, таланта Моцарта, путешествий и композиций, а также фишки музыкальных инструментов для написания Лакримозы. Все компоненты из дерева с принтом. Куча карт воспоминаний и опусов, выполненных под лëн, с понятной иконографикой. Большое игровое поле, в центральной части которого располагается карта городов и дорог путешествий Моцарата с рисунками миниатюр того времени, в нижней части поля тот самый недописанный кусок Реквием в виде нотного стана с обозначением музыкальных инструментов по тактам произведения, еще ниже места для выставления выдающихся композиторов, которых мы будем нанимать написать ту или иную часть произведения. Везде весь арт выполнен в одном стиле Викторианской эпохи, очень красиво и тематично, как по мне.
По времени игра длится недолго, всего 5 раундов, которые представлены разными периодами творческой жизни Моцарта, все действия представлены через розыгрыш двух карт за раз, получается в раунд вы сыграете 8 карт из 9, которые снова придут в вашу руку на следующий раунд.
Механика розыгрыша карт очень напомнила Проект Возрождение, вставишь карту в свой планшет сверху, получишь одно, а снизу другое. Тут также, вставишь карту сверху будет видно действие, а снизу - получишь видимый ресурс в конце раунда. И нужно решить, какие действия тебе более важны в этом раунде и какие ресурсы ты хотел бы получить на следующий, чтобы запрограммировать действия далее.
Действий всего 5, они по сути просты и все зависят от того или иного имеющегося в наличии ресурса. Например: можно отправится в путешествие по городам Европы, получая плюшки в каждом городе, если оплатишь стоимость. Можно вложить средства в написание Реквием и отдать при этом голоса какому-то из двух выбранных на игру композиторов (всего их в коробке четыре). Можно заказать написание музыкального произведения (опуса), купив его карту с общего рынка. Можно исполнить купленный опус, активировав его раз в раунд, а можно продать его, выручив средства. Можно записать воспоминания о творчестве Моцарта, купив карту воспоминаний с общего рынка, чтобы поменять одну из стартовых карт действий, тем самым усилив руку. Многое из этого приносит ПО.
Все действия нужны и важны. А самое главное нужно постараться сделать их быстрее соперников. Зазеваетесь в путешествии по Европе, соперники ускачут и соберут вкусные плюшки с поля, забъете на написание Реквием, не успеете распределить свои музыкальные инструменты, проиграете в миниаукционе по найму композитора, не получите дополнительные ПО и вкусные плюшки от него в виде доп.действий. Не будете покупать карты опусов и воспоминаний с рынка, не сможете усилить руку, и далеко не уедете на ресурсах стартовых карт, и доп.действия не получите, да и сеты опусов собирать полезно выполняя задания королевских дворов и получая много ПО. Карты на рынке кстати с каждым раундом частично меняются и становятся мощнее и дороже.
В итоге получилось очень хорошее семейное евро (возрастное от 10+) с комплексным салатом возможностей, несложным процессом и приятным временем партии. Мы с супругой на двоих сыграли за полтора часика, кризис был, но на двоих не слишком острый, а вот с увеличением игроков будет напряженнее и тяжелее везде успеть, гонка урвать победные очки станет острее.
К игре ещё шел иллюстрированный исторический буклет на 20+ страниц, в котором описана история творчества всей жизни Моцарта.
Вы знали, что он написал аж 626 музыкальных произведений за свои 35 лет жизни, причем он был действительно гениален, начал сочинять с 5 лет и был музыкальным трудоголиком..видимо это его и сгубило, какое уж тут здоровье😒
Так вот, в буклете кроме исторических справок о жизни и произведениях по годам, есть QR-коды на прослушивание музыкальных произведений (опусов), которые представлены на картах в игре. Это вообще супер. Берешь с рынка в игре опус и можешь прослушать его, и почитать о его создании🤩 Очень круто и добавляет атмосферы игре.
О тематичности: про многие евро говорят, что они не тематичны, тупо абстракт с перегонкой ресурсов, действий и ПО, хоть какую шубу натяни на это. И как бы да, но тут тематика чувствуется неплохо: заказываешь написание опуса - нужен талант, чем сложнее композиция тем больше таланта нужно. Путешествия по городам и дворам, играя произведения в операх, церквях, театрах. Борьба за найм композиторов и добавление музыкальных инструментов в Реквием. Исполнил композиции - получи денежки и престиж в ПО. И рисунки в ненавязчивых тонах помогают, и возможность прослушать произведения.. И все это немного похоже на историю о Моцарте, которую рассказываете именно вы.
Как вы поняли, игра порадовала меня! Есть конечно и небольшие минусы. А именно - подготовка к партии: перемешай такие то жетоны и положи туда, другие - сюда, выбери двух из четырех композиторов, возьми их жетоны по количеству игроков и разложи по частям Реквием по дороговизне. Карты тоже делятся по раундам и разделяются плашкой раунда, выбранной случайно с бонусом на раунд. Все это конечно идет в плюс реиграбельности, но и занимает некоторое время. После партии я конечно разложил всё по отдельным зипам, чтобы потом быстрее было😉
Еще вспомнил плюс - подсчет победных очков! Основные получите в процессе во время действий, а в конце совсем немного математики с ресурсами и выполнением заданий, это не Сухи с Подводными городами или Кутна-Гора😁
И наверное это все минусы, остальное плюс..Искушенные еврофилы конечно могут приписать в минусы отсутствие уникальности в игре, поэтому она оказалась забыта и затерялась среди других евросов. Но как по мне, кто хочет хорошую стильную семейную евростратежку с простыми правилами, неперегруженной комплексностью действий и приятным временем партии, то стоит обратить внимание на Лакримозу.
Оценка: семейка на 8 из 10!
2. Церера
Еще одно евро! В этот раз больше комплексности, больше масштаба, больше мозгового штурма, больше космоса😁
Этой космической стратегии 2023 года BGG ставит 7.6 баллов и пока 2993 место в рейтинге. Игра также до 4х человек, с лучшим составом в 3. Сложность небольшая 3.25 из 5. А по времени подольше играется - часика 2-2,5, в зависимости от количества игроков и их думалки😁 В России игру локализовало издательство, которое прошлый год еще называлось 4Games, а сейчас просто 4ies, за рубежом игру выпускает Artipia Games.
Тут у нас тема одна из моих любимых - космическая, а точнее научно-фантастическая! Так о чем же игра?
На дворе год 2219. Дни, когда Земля была в центре внимания человечества, закончились. Время межпланетных космических полетов и освоения космоса уже наступило.
МАРС, терраформированный и колонизированный более 50 лет, покровительствует, среди прочего, штаб-квартире Ассамблеи корпораций по добыче астероидов (AMAC), регулирующему и корпоративному органу власти, контролирующему все вопросы, касающиеся астероидных добывающих корпораций. Церера, крупнейший объект в поясе астероидов, служит последним аванпостом перед внешними планетами, торговым портом, являющимся маяком стабильности в хаосе пояса астероидов. Церера теперь является домом для Комплекса по добыче на астероидах.
Если погуглить название "Церера", то первым, что вам выдаст - это наименьшая из известных в Солнечной системе карликовая планета в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером.
Именно о ней и пойдет речь в игре. Игроки будут главами корпораций на Церере по добыче полезных ископаемых на астероидах вокруг планеты. Но и это не всё, придется расширять колонию, строя новые офисы, заводы, доки и всякое-всякое, нанимать новых сотрудников-вахтовиков, строить и запускать зонды для добычи ископаемых на астероидах, вести торговлю ресурсами, зарабатывать влияние Совета и пользоваться их благами.
Ну а еще это евро на выставление рабочих с элементами таблобилдинга. В игре всего 3 раунда, но куча всяких действий, которые вы можете сделать. На руках у вас 5 лидеров, планшетик карт стартовых построек колонии, планшет для ресурсов, кучка фишек влияния и горсть зондов для запуска. И на выбор всего 3 варианта основных действий: выставить лидера в локацию на игровом поле, чем-то заплатить за это и активировать действие локации (возможность поторговать, прокачать силу действий, построить здание в колонии, воспользоваться привилегиями Совета, запустить зонд к астероидам, произвести ресурс и зонд), взять астронавта нужного цвета из жилых отсеков и поставить на работу в какое-либо ваше здание для получения ресурса или активации обозначенной локации, ну и наконец спасовать, тем самым закончить раунд для себя, как все спасуют, завершится и раунд.
Мы играли на полный состав на четверых, без дополнений (а их у игры имеется два, и они повышают комплексность и сложность аж до 4 из 5). И сначала было не так сложно и кризисно. Из-за малого количества стартовых ресурсов ты еще не можешь сильно комбить, но разнообразия все таки хватает. На полный состав у нас очень остро чувствовалась гонка и битва за действия локаций, т.к. количество мест для лидеров в каждой локации ограничено - их 5, а некоторым хочется или даже жизненно необходимо посетить локацию дважды, а может и больше раз, и начинается "кто успел, тот и съел"😏
Астронавтов-вахтовиков тоже ограниченное количество в жилых отсеках, еще можно конечно воспользоваться астронавтами, прилетающими на шатле каждый раунд, но их тоже немного. Так что тут только успевай хватай и занимай. А ещё с астронавтами прикол в том, что очень важно какого он цвета, потому что это прямая зависимость на какую карту, а точнее в какое здание колонии вы его сможете отправить на работу: красных выставляем на красные карты, зеленых на зеленые и т.д., я не помню как они называются по профессиям...что-то типа инженеры, шахтеры, учёные и тому подобное. Астронавты в конце раунда от всех игроков возвращаются в жилые отсеки, шатл с невостребованными улетает и прилетает другой с новыми случайными вахтовиками на следующий раунд.
Получается, что каждый раунд в жилых отсеках у вас будет оставаться всё больше астронавтов и важно не только урвать нужный цвет, но и строить новые здания, дающих нужные ресурсы и действия.
Все купленные карты зданий идут в продолжение планшета игрока и вот оно построение карточного табло, аля например Крылья. Круто, что здания можно улучшать доп.действиями, подкладывая вновь приобретенную карту под низ одной из ранее выложенных.
Чем ближе конец игры, тем больше возможностей в действиях, тем быстрее занимаются доступные места лидерами, тем больше мозгового штурма у вас будет.
Ещё одна крутая фишка игры - это три пояса астероидов, которые будут поворачиваться каждый раунд на один виток начиная с внешнего пояса, получается самый дальний (центральный) пояс астероидов повернется сразу на 3 витка. Посылая зонд на астероид, он там остаётся до конца игры и каждый раунд будет приносить определенные ресурсы или разово ПО, чем дальше зонду лететь, тем дороже это встанет. А в самом дальнем поясе - самые вкусные астероиды по ПО и к концу игры будет обязательно битва за них😉
Я к примеру ошибся в действии по добыче нужного для запуска зонда ресурса, не успел сделать запуск быстрее соперника и занять последний астероид и естественно просел по ПО, а так как был последний раунд догнать я уже не успел.
Еще одно хорошее местечко для набора ПО - урвать вкусные контракты в первые два раунда. Контракты хороши тем, что это по сути мини задания на игру, каждый контракт нужно оплатить, но отдать требуемые ресурсы можно в любой момент игры свободным действием и сразу продвинуться по ПО, но если до конца игры не успеешь, то получишь минус ПО в половину обозначенных на контракте, так что жадность может и сгубить. А почему важно их набрать в первые два раунда? Потому что в последнем раунде за каждый взятый контракт нужно пожертвовать влиянием из Совета, а его капец как постоянно не хватает в игре.
И вот в плане рационального планирования игра неплохо нагружает, и ближе к концу игры ошибки не прощаются. Но не смотря на это для меня Церера гораздо понятнее, чем например Проект Гайя, иконографика интуитивная, действия по сути просты, просто нужно уметь выстраивать из них последовательную цепочку и наблюдать за действиями соперников, чтобы где-то быстрее занять место или не дать загнать себя угол, но есть мнение ребят с большим наигрышем, что в Церере безвыходных ситуаций не бывает, очень трудно загнать соперника в тупик, чтобы он ничего не смог сделать себе полезного. Ну посмотрим 🤔
В итоге, Церера весьма хорошее евро с большущим игровым полем, с понятными правилами и немудреным процессом, но хорошей комплексностью действий. Игра выполнена в таких темных космических тонах, что добавляет тематичности и масштаба. Так что продакшен классный, ресурсы - дерево и акрил, астронавты и зонды - дерево с принтом.
Но минусы можно найти и банке с мёдом😁
Масштаб игрового поля, это и плюс и минус. Плюс, что много чего вошло, колесо астероидов уже собранное и не нужно разбирать каждый раз (камень в огород Побега из Вистара), но как же оно много занимает места на столе. Мы вчетвером еле уместились на столом 160*100, ютились с планшетами, не зная как карты разложить. Я вообще сидел со стороны пояса астероидов и, чтобы положить фишку лидера в торговую локацию, вставал и обходил стол или просто кидал сопернику с просьбой: "Поставь туда, да-да..сюда". И чтобы рассмотреть свойства карт зданий на рынке, тоже приходилось вставать, а при покупке просить подать карту. Короче, половину игры на ногах простоял🤣 Еще один минус это личные планшеты игроков - ну нафига их сделали аж из трех отдельных частей, причем одна длинная выгнулась лодочкой, как будто хоббики игру привезли. Почему нельзя было сделать общий планшет, да и выглядит он реально убого по сравнению с остальным в игре.
В принципе, это всё. В остальном классная, интересная игра. У кого от Проекта Гайя мозг через ушки подтекает, рекомендую попробовать Цереру😁 И для любителей соло есть автома, у ней прикольный стимпанковский арт на картах.
Оценка: евро-полугик на 9 из 10.
3. DorfRomantik Сельская идиллия
А теперь представляю вам игру для медитации и совершенного расслабления в одну каску или с детьми - DorfRomantik! А еще это настольная адаптация одноименной видеоигры.
Это у нас кооперативная игра 2022 года с механикой выкладывания тайлов, как в Каркассоне. Сайт BGG выдает оценку в 7.6 и 356 место в рейтинге. Количество игроков 1-6, возраст 8+, время партии минут 30-60, сложность смешная всего 1,63 из 5.
В игре есть две стопки гексогональных тайлов, в свою очередь игрок открывает верхний тайл либо из стопки местности, либо из стопки заданий и присоединяет к ранее выложенным, вертя его по своему желанию. НО, реки и железные дороги нельзя обрывать, стыкуя их другими тайлами, чтобы объекты просто пропали вдруг без начала и конца. Остальное можно стыкавать как угодно.
В игре нет никаких миплов и их выставления, нет совершенно никакого соперничества, это чистейший кооператив, в котором вы строите сельскую идиллию, зевая в потолок и любуясь расширяющейся картой местности. И все действия были бы до ужаса унылы и бездумны, если бы не тайлы заданий. На каждом тоже есть свой кусочек местности и еще один из 5 символов (дерево, домик, поле, железная дорога и капля). Чуть не забыл, кроме тайлов на столе у вас будут еще горсточки жетонов с ранее указанными символами на одной стороне, а на обороте циферки 4, 5 или 6.
И вот..открывая задание, берете один с жетонов с тем же символом, переворачиваете жетон, чтобы видна была цифра и присоединяете куда-то к ранее выложенным на столе тайлам. Цифра значит - сколько элементов данной местности вы должны присоединить к этому тайлу задания, ни больше ни меньше. Как только нужно количество тайлов состыкуются, жетон убирается с задания в ваш запас, в качестве ПО. И так идет игра, чем больше выполните заданий, тем больше наберете ПО. игра закончится, как только закончатся тайлы местности.
В эту игру можно играть просто на результат - набрал ПО и сравнил с блокнотом кампании, узнал, что вы например "лесничий" или "бродяга" и на этом всё. А можно играть кампанию, т.е. набрав ПО, округляете их в меньшую сторону до ближайшего значения в результатах, узнаете, что вы например "капитан" (200 ПО) и далее смотрите сколько белых точек можно зачеркнуть на треке продвижения кампании, согласно заработанному рангу. Если зачеркнув точки, вы достигаете гексов с надписями, то выполняете их (например: открыть коробочку 1, взяв оттуда задания и добавив их в игру). И так продвигаетесь по треку, открываете коробочки, добавляете оттуда тайлы в игру, жетоны, задания и т.д. Всего коробочек пять, и лучше их заранее не открывать, пока не скажет игра.
Ну что вам сказать...игра для расслабона, я конечно совершенно не понимаю, как можно в нее играть вшестером, я бы сказал она для скучающего солоигрока, ну еще на двоих норм (как мы и играли с младшей дочерью). И у меня возникает некоторый диссонанс по игре, получается игра больше для детей, по крайней мере дочери было интересно играть, я же старался не зевать, но для такой простецкой детской игры уж очень задран ценник, как по мне. Объясню, в игре всего 48 тайлов местности и 25 тайлов заданий и плюс в каждой коробочке от 3 до вроде бы 5-6, далее кучка мелких жетонов с символами, продуманный органайзер и еще несколько деревяшек в коробочках (не скажу каких, чтобы не спойлерить) и это все... Так за что отдавать 4-5 тыс.рубликов, только за Pegasus Spiele? Даже юбилейный Каркассон стоит 3,5 и имеет более ста тайлов местности, больше 40 миплов и наклейки на них, и он соревновательный. Я не говорю о простом Каркассоне, в котором более 80 тайлов и тоже 40+ деревяшек с ценником в 2 тыс.рублей, а если еще добавить кучу допов к нему для разнообразия, то вообще сума сойдешь от вариаций игры.
Да, возможно в DorfRomantik вы даже не сможете набрать сразу много ПО и продвинуться далеко по треку кампании, открывая коробочки и придется еще раз и еще раз пробовать, и потом еще далее набирать так же ПО, двигаясь постепенно дальше, и даже подумать придется, как некоторые выполнить, но это все так однообразно и скучно. Мне кажется BGG завысил рейтинг игры.
В итоге игра милая конечно, красивая местность получается, только не понятно кому в нее играть.. ну если только с малыми детьми и то брать, если деньги девать некуда. За те же деньги можно взять Лакримозу и даже еще на кофей денежки останутся и в ней будет интересная игра. Вообщем, сами смотрите конечно, но я лучше поиграю в цифровую версию DorfRomantik.
Оценка: дорогая игра для мелких 5 из 10.
4. Заповедник. Исчезающие виды
И снова тайлы местности в виде модных гексов, которые нужно выкладывать уже на свой личный планшет, но этого было мало - добавили разноцветные кубики.
Это у нас абстракт 2024 года, призванный составить конкуренцию Каскадии, Гармонии и Саграде. Сайт BGG ставит игре оценку 7.3 и отдает 2935 местро в рейтинге. Игра на 1-6 человек, что круто, по времени 20-30 минут, сложность 2,24 из 5. У нас локализацией занималось издательство Crowd Games, аа за рубежом выпустило игру - Chilifox Games.
В игре мы будет строить свои заповедники с редкими исчезающими видами животных, обеспечивать их размножение и питание, а также охрану.
По факту же перед игрой вы выберете коробочку с каким то исчезающим зверем, достанете все компоненты из нее (тайлы местности, кубики цветные и жетоны читерских шапок), кубики бросаете, потом берете личный планшет заповедника, на котором распределяете согласно букве правил все свои компоненты, включая брошенные кубики (что выпало так и ставите). В игре еще будут: куча общих кубиков, куча общих тайлов местности, сторожевые башни (бочонки серые и черные) и мелкие планшеты по числу игроков для общих тайлов и кубасов.
В свой ход вы будете гонять мелкие планшеты между собой и совершать на выбор несколько действий: взять и потом выставить на поле личного планшета из своего запаса кубик или тайл либо с мелкого планшета взять и выставить кубик или тайл местности. Для чего это все? Ну во-первых нужно собрать как можно больше разных животных, чтобы получить дофига ПО, во-вторых собрать тайлы по типам ареалов обитания (по цвету тайлов), далее составить непрерывную цепочку из кубиков, чтобы получить ПО в сумме их значений, постараться выставить сторожевые башни в углах трех тайлов, где возможно, чтобы еще получить ПО за кубики вокруг башни. И еще важно обеспечить размножение зверятам, выставляя тайлы таких же животных с символом сердечка, т.к. потом будет перемножение суммы значений кубиков на количество сердец. Там еще нужно определенные кубики ставить в нужные места и в определенное время и до кучи постараться выполнить личные цели для дополнительных ПО. Короче накрутили всякого-всякого для глубины процесса.
Мои впечатления...все красиво, но как-то чересчур перегружено что ли. Может эта игра для тех кому нравится в абстрактах мозговой штурм и куча вариативности, но тогда Венецианскую мозаику наверное лучше разложить. Или прям Саграда совсем надоела, не знаю. В итоге для меня Каскадия и Саграда лучше, а для отдыха вообще они топ. У нас был момент в игре, когда один из игроков просто пропускал через себя мелкие планшеты, потому что ему по сути ничего не подходило и сидел скучал. Может я оцениваю пока предвзято, т.к. в Заповедник мы сели играть после Цереры и были несколько истощены. И возможно когда-нибудь я дам шанс игре поменять мое мнение и раскрыться, но пока желания садиться за нее снова нет.
Оценка: непонятый абстракт 6 из 10.
Вот такие мои первые впечатления по играм. В итоге, я обязательно буду наигрывать в Лакримозу, снова сяду за Цереру, пока друг дал коробочку с DorfRomantik уважу ребенка игрой в него не более. Заповедник, не знаю...пока желания нет играть снова.
Если играли во что-то из перечисленного мною, прошу написать свои мнения в комментариях, особенно если у вас за плечами больше одной партии. Также напишите, продолжать ли рубрику #Первый кусь здесь на Дзене или лучше кратко, как раньше в телеграмм-канале?
На этом, друзья, у меня всё! До новых встреч!