Найти в Дзене

«Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце».

Оглавление

🌷Как мы в Театре Комедии личностную драму посмотрели. Даже две.

🌷29.03.2025 г, суббота.

Билет на спектакль. Снимок экрана телефона автора.
Билет на спектакль. Снимок экрана телефона автора.

🌷Время года: весна🌷.

🌷Настроение: под впечатлением 😃.

🌷Книга: Даниил Гранин – «Зубр».

🌷Цитата дня:

Из всех возможных занятий наука была самой невыгодной. Научная работа не давала ни пайков, ни денег, ни славы. В науку в те годы шли немногие. Мало сказать бескорыстные, вдобавок ещё – чудаки. Или чудики. От этого и укрепился образ отрешённого, одержимого своей наукой, своими букашками, пробирками, формулами отшельника. В науку шли ради самой науки, исключительно подчиняясь древнему, невесть зачем возникшему инстинкту любознательности.

🌷Предыдущая публикация ЗДЕСЬ✔️

🌷Однако здравствуйте!

Вы снова на канале ™Закат Солнца Вручную™, с вами неизменно автор, меня зовут Ольга, и я очень - очень рада! Рада добрым друзьям, постоянным читателям и тем, кто на моём канале впервые! Спасибо что заглянули!💚

🌷Продолжаю рассказ о спектакле Театра Комедии «Собачье сердце».

Честно говоря, покупая билеты на этот спектакль, я пребывала в некотором недоумении. «Собачье сердце» — и комедия? Сатира — да, конечно. Трагикомедия? Пожалуй. Может быть даже фарс. Но комедия? Выбор актёров(некоторых) тоже вызывал растерянность. Фамилия режиссёра изумляла. И чем больше находилось таких вот “да ладно!“, тем больше я укреплялась в уверенности, что идти на спектакль надо. Вот вопреки всему надо.

🌷 Начинается спектакль неожиданно. Зрителю показывают кино. Чёрно-белое кино в духе немого кинематографа с титрами. И это кино знакомит нас с псом, который впоследствии станет героем спектакля, Шариком. И рассказывает о его трудной судьбе. Голодный больной пёс, морда вся обледенела, бок обожжён. Пёс ютится в подворотне. Ему голодно, холодно и совсем нет сил. “Я умираю," - жалобно обращается он. К кому? К зрителю, к редким прохожим, может, к Создателю. Ясно, что пёс обречён. Если только не произойдёт чуда. И чудо происходит. Какой-то очень важный господин не только даёт псу поесть, но и забирает его к себе.

На этом фильм заканчивается. В какой-то момент показалось, что фрагмент несколько затянут. Но — показалось. И дальнейший ход спектакля оправдывает эту показавшуюся затянутость. В этом фрагменте мы так же видим не только злобного повара, обварившего пса кипятком, и благодетеля-профессора. Мы знакомимся с деклассированным Климом Чугункиным и доброй девушкой машинисткой Васнецовой.

Спектакль развивается своим чередом. Кстати, интересная концепция – некоторые персонажи попадают на сцену прямиком через зрительный зал. В том числе профессор Филипп Филиппович Преображенский с псом на поводке. Не киношным псом, а вполне себе настоящим. Филипп Филиппович работает себе, принимает пациентов, заодно зарабатывает денег на безбедное существование. Но в душе он бунтарь! Революционер!Профессор бьётся над проблемой омоложения организма, тем самым бросая вызов как самой природе человеческой, так и Создателю. Роль господина профессора Преображенского отдана заслуженному артисту РФ Святославу Ещенко. Упс! – промелькнуло у меня в голове, когда я узнала, кто в одной из центральных ролей. Ещенко? Это который «Кривое зеркало» Ещенко?

Заслуженный артист РФ Святослав Ещенко. Фрагмент спектакля Театра Комедии «Собачье сердце». Святослав Ещенко в роли профессора Преображенского. Фото из интернета, с сайта Театра Комедии. Коллаж автора.
Заслуженный артист РФ Святослав Ещенко. Фрагмент спектакля Театра Комедии «Собачье сердце». Святослав Ещенко в роли профессора Преображенского. Фото из интернета, с сайта Театра Комедии. Коллаж автора.

А вы знаете, ведь справился. Неплохо образ воплотил. И в первом акте, где профессор циник, сноб и мечтает сотворить чудо, и особенно во втором, где он осознаёт, что же он соТворил. Очень удался образ подавленного и растерянного учёного, который не знает, что ему делать с результатом эксперимента. Результатом, который вышел за рамки эксперимента, и всё неотвратимое вторгается в жизнь экспериментатора, превращая его же(экспериментатора) жизнь в кромешный ад, череду неприятностей и горьких разочарований.

Первый акт заканчивается в моменте, когда доктор Борменталь привозит материал для эксперимента, и профессор проводит операцию. Сцена операции решена в стиле театра теней, мы видим лишь тени актёров на ширме, отгораживающей зрительный зал от операционной. И в этот момент приходит понимание, что время первого акта пролетело незаметно. И кинематографический фрагмент в начале спектакля уже не кажется затянутым.

Кстати, доктор Борменталь вышел каким-то невнятным. Не таким, как в фильме Бортко, не таким, каким он представлялся при прочтении повести. Вообще никаким. Хотя актёр старался. Возможно, это был режиссёрский замысел. Я его не поняла. Откровенно не поняла. Ни замысла, ни образа.

🌷В антракте мы остались в зале. Не хотелось выходить к скоплению народа, движущегося по фойе в кому куда нужные стороны. Посидели, обсудили первые впечатления. Коллегиальная оценка 4+. А затем начался акт второй. И время пролетело ещё незаметнее. И оценки наши претерпели изменения. И всё потому, что во втором акте на сцене появился уже совсем другой Шарик.

Актёр Дмитрий Белоцерковский. Фрагмент спектакля Театра Комедии «Собачье сердце». Дмитрий Белоцерковский в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Фото из интернета, с сайта Театра Комедии. Коллаж автора.
Актёр Дмитрий Белоцерковский. Фрагмент спектакля Театра Комедии «Собачье сердце». Дмитрий Белоцерковский в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Фото из интернета, с сайта Театра Комедии. Коллаж автора.

На сцене появился именно Шарик. Не актёр, изображающий пса, а именно пёс, который почему-то ходит на двух ногах и разговаривает. А так же играет на балалайке, курит папиросу, пьёт водку, поёт пошленькие частушки и всем своим видом и поведением даёт понять – господа, вы вляпалась в серьёзные неприятности. Первая мысль моя пробежала – актёр репетировал в собачьем питомнике или в приюте для животных. Полное погружение в роль. Нереальное перевоплощение. Шарик, Шарик, по сцене перемещался Шарик. Нелепый, неуклюжий, милый, рвущий сову и грызущий калоши, льнущий к хозяину, машущий хвостом и подставляющий кудлатую башку под руку, чтобы погладили и за ухом почесали. Но чем больше в Шарике проявлялось человеческое, тем всё менее милым он становился. А уж когда на сцене появился Полиграф Полиграфович, стало вообще невесело. Страшно стало. И жутковато. Профессор небрежным движением скальпеля пробудил к жизни монстра. И этот монстр не зверь. Этот монстр человек. Пожалуй что и Клим Чугункин с его тремя судимостями поостерёгся бы с ним связаться.

Ещё в спектакле было режиссёрское решение, когда Шариков приводит в дом профессора машинистку Васнецову, девушка по просьбе "жениха" читает стихи. Сергея Есенина. «Песнь о собаке». Она читает, а Полиграф Полиграфович, превратившись в Шарика, ползает у её ног, изнывая от боли и тоски. Пронзительная сцена вышла. Не одна я в зале хлюпала носом и утирала слёзы. Были сцены, обозначенные схематично и несколько карикатурно. Например, сцена доклада. Сцена с котом в ванной. Сцена покушения на девичью честь Зинаиды. Сцены, связанные с новыми революционными жильцами калабуховского дома.

Очень понравился Швондер.

Актеёр Владимир Курцеба. Сцена из спектакля Театра Комедии «Собачье сердце». Владимир Курцеба в роли Швондера. Ирина Сиротинская в роли Вяземской. Фото из интернета, с сайта Театра Комедии. Коллаж автора.
Актеёр Владимир Курцеба. Сцена из спектакля Театра Комедии «Собачье сердце». Владимир Курцеба в роли Швондера. Ирина Сиротинская в роли Вяземской. Фото из интернета, с сайта Театра Комедии. Коллаж автора.

Хорош, хорош персонаж. Пламенный революционер, рыцарь без страха и упрёка. И нереально обаятельный красавчик. Такому что-нибудь внушить слушателю, повести за собой, - да раз плюнуть. Мимо урны. Но зато революционно. Тоже пострадал от Шарикова. Но это уже не личная драма. Это издержки революционной борьбы. И немного отсыл к ситуации, что революция не очень хорошо. Есть эволюция, и не надо велосипед изобретать. И до основания, а затем тоже не надо. Можно кое что полезное оставить. Науку, знания, законы природы и мироздания.

🌷О двух трагедиях. С профессором всё ясно. Не надо спорить с Природой. Даже если перед экспериментом попросить благословения Божьего, благополучный исход не гарантирован. Хотел уподобиться Творцу. А вышло твАрение. С Шариком сложнее. Ему не предоставили права выбора. Утверждение, что он мог бы не брать колбасу из рук профессора, не принимается. Голод сильнее страха. Из чудовищного симбиоза милого пса и Клима Чугункина сотворился Полиграф Полиграфович. И чуть было не погубил своего создателя профессора и духовного наставника Швондера. Для Шарика всё закончилось неплохо. Для профессора - неоднозначно. А выводы каждый сделает для себя сам. А вам жалко голодающих детей Германии, а? А пролетариат? Вы любите пролетариат?

🌷А теперь несколько фото с поклонов.

Вяземская и Швондер. Актёры Ирина Сиротинская и Владимир Курцеба. ЗДЕСЬ и далее фото автора и(или) из личного архива автора если не указано иначе.
Вяземская и Швондер. Актёры Ирина Сиротинская и Владимир Курцеба. ЗДЕСЬ и далее фото автора и(или) из личного архива автора если не указано иначе.

Дарья Петровна и дворник Фёдор. Актёры Ольга Чудакова и Кирилл Малов.
Дарья Петровна и дворник Фёдор. Актёры Ольга Чудакова и Кирилл Малов.

Зина и Иван Арнольдович Борменталь. Актёры Виктория Мамеева и Александр Бобров.
Зина и Иван Арнольдович Борменталь. Актёры Виктория Мамеева и Александр Бобров.

Васнецова и Полиграф Полиграфович. Актёры Виктория Шашкова и Дмитрий Белоцерковский.
Васнецова и Полиграф Полиграфович. Актёры Виктория Шашкова и Дмитрий Белоцерковский.

Заглавный исполнитель. В афише не указан. Просто Пёс в роли Шарика. Актёры Валентина Коркина, Дмитрий Белоцерковский, Наталия Санько, Станислав Ещенко, Виктор Остроухов.
Заглавный исполнитель. В афише не указан. Просто Пёс в роли Шарика. Актёры Валентина Коркина, Дмитрий Белоцерковский, Наталия Санько, Станислав Ещенко, Виктор Остроухов.

Шарик и Шариков.
Шарик и Шариков.

Финальный поклон.
Финальный поклон.

Спектакль закончился. Но наша суббота ещё нет. Нас ждала прогулка. И новые открытия.

🌷И это всё, чем я хотела с вами сегодня поделиться. Но я не прощаюсь. Продолжение всенепременно последует ...

🌷Тема дня: «Сплин» — «Дай, Джим, на счастье лапу мне»

Сплин-Дай Джим

🌷Будьте здоровы и счастливы! Любите и будьте любимы! И обязательно мечтайте.

🌷Если в сегодняшней публикации вы не нашли ни радости для глаз, ни пищи для ума, — не огорчайтесь, приходите завтра! Возможно, завтра вам повезёт больше.

Любите ли вы театр так, как люблю его Я?
Любите ли вы театр так, как люблю его Я?

🌷Спасибо, что зашли!💚

🌷Спасибо, что прочли!💚

🌷Спасибо, что были со мной!💚

🌷Спасибо, что откликнулись!💚

🌷В этот день три года назад:

🌷В этот день четыре года назад: