Тает снег на косогорах, с крыши капает капель и так хочется на прочность лед испытывать теперь.
Майские жуки. Кораблики. Бутылки с карбидом. Катание на плотах. Пугачи от тряпичника.
Весна, с нетерпением ждешь, когда начнет пригревать солнце, увеличится световой день и не нужно на себя напяливать столько одежды. Можно ходить без шапки. Готовить велики и мопеды в зависимости от возраста. И главное - после весны лето и каникулы. Пытливый деревенский, детский ум находил занятие, для других частей тела, в любое время года.
Бурного таяния снега, как происходит сейчас, не припомню. Снег сходил медленно, разводя под ногами несъедобную кашу. Апрель ,время когда в валенках ходить уже поздно, а в резиновых сапогах еще рано. Время , когда ходить через пруд было опасно, но всё равно ходили. Пока кто ни будь из взрослых не “откроет купальный сезон”. Один раз открыл купальный сезон мой батя, где то в середине апреля. Дальше “моржевать” у него желания ни было и он ходил по мосту как и другие селяне. Желание было только у рыбаков, те сидели на льду, почти до его полного исчезновения.
Весенние детство будет не таким насыщенным как детство зимой и тем более летом. Некоторые фрагменты, с которыми может кто то сталкивался.
Выборы, конец февраля или начало марта. Не знаю почему это отпечаталось в памяти, то ли пирожками запахло, то ли бутербродами с сервеладом. Я любил ходить на выборы, но ещё больше любил ходить на выборы мой отец. По тому что там работал “буфет”. Свежее пиво , по 42 коп за бутылку и бутерброды с колбасой, а если прийти по раньше, с красной рыбой. Не виданное лакомство деревенского масштаба. Кого и куда там выбирали, по моему не догадывался даже батя, но это было не важно. Важно, что бы работал “буфет”.
По канавам текли веселые ручьи и в девятилетнем возрасте обязательно нужно было воспользоваться моментом. Кораблики. Вы видели в Москве или Питере детей пускающих кораблики ? Пустячок но без него в деревне, для детворы, не весна. Это из раннего детства. В самой верхней точке улицы, собирались “капитаны” , со своими щепками. Кювет. Старт ! и все бегут вниз по течению. Труба..., там постоянно застревали наши “корабли”. Очень быстро из нерастаявшего снега, перед трубой строилась плотина. Собиралось определенное количество воды, потом её рушили и из трубы вымывало всё, что там накопилось за год.
Далее из возраста постарше
К середине мая на деревьях начинали появляться зеленые листочки и тарзанки. Конечно не на всех, на тех которые имели наклонность расти у оврагов, в прямом и переносном смысле.
В лесу, точнее на опушке, подальше от родительских глаз, на деревьях строили дома-скворечники, примерно 1,5х2м из кругляка ольхи, диаметром около пяти сантиметров. Древесина у нее мягкая и ровная. Тырили гвозди , не меньше сотки. Сами рубили, пилили, поднимали бревнышки на дубы на высоту 4 - 5 метров и там строили домушки. От одного до другого протягивали толстые веревки и лазили в гости друг к другу. Как вообще мы всё выжили в этом детстве. Родители конечно ни чего не знали. Да и процентов 70 , были безотцовщиной, а матерям нужно было работать. Осенью, когда листья опадали, на опушке , из далека было видно огромные “скворечники”. Наверно в целях нашей безопасности взрослые их снесли. Но туда не каждый взрослый мог бы залезть, это мы как макаки лазили по этим веревочным лианам. Было жаль, но "скворечники" сменяли землянки .
В середине апреля, когда начинался паводок , низины превращались в небольшие, но просторные водяные заводи, глубиной не более метра с небольшим.
Со стройки таскали пластины из пенистого материала, которым перекладывали ж/б плиты. Сейчас точно не помню сколько нужно было для плота. Два или три листа , толщённой около 8см скрепляли деревянными колышками, что бы они не разъезжались и плот готов. Жердь по длиннее, что бы отталкиваться а на абордаж. Практически все участвовали в открытии “купального сезона”. Одежду сушили у костра. Да и апрельское солнышко уже хорошо грело.
В середине мая начинался сезон охоты на хруща или майского жука. С наступлением сумерек, казалось на улицы выходили все, кроме стариков. С криками "вон пошел" и тыкая пальцем в темнеющее небо, в разных направлениях метались и детвора и взрослые. С сачками, кепками и шляпами . На следующий день мы выходили с банками на улицу и пересчитывали добычу, перебирая категории. Самец, самка и элита майских жуков - Разведчик. Между головой и крыльями у него был черный кружок, а не коричневый как у всех. Почему разведчик, точно не скажу, наверно они вылетали раньше остальных.
Это можно сказать самые безопасные игры.
С возрастом пытливый ум требовал что то по интереснее. В войнушку играли ружьями, которые реально стреляли и трехлитровую банку, метров с пяти пробивали насквозь. Бомбочки из карбида и магния. Стрельба из рогатки по отслужившим кинескопам. Ночевка в лесу (поход) в 14 лет. Об этом расскажу позже , может что то вспомню еще.
Впереди Первомай того времени. Глазами ребенка.