"Гоголь русской живописи" - именно так называли Павла Андреевича Федотова - русского живописца. Он был художник-самоучка и основоположник жанра сатирического рисунка. Не имея специального образования, Павел Андреевич получил звание академика живописи и прославился своими жанровыми картинами. Казалось о чём можно еще желать?
Слава! Признание! Популярность! Кто же не знает его картин? "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Вдовушка" - тонкая наблюдательность, остроумие, умение озвучивать и замечать черты разных сословий... Героями работ художника становились дворянские семейства, чиновники да купцы...только на самом взлете популярности пришла неминуемая погибель...
Павел Федотов родился 4 июля 1815 года в Москве, в семье не очень богатой. Отец был военным, да по выходу в отставку дворянство получил. Женился. Супруга помимо сына родила ему двух дочек. Жили у Красных ворот, в Харитоньевском приходе.
Павел был повесой и разгильдяем. Он часто пропадал на улице, рос без родительского надзора, весело проводил время в мальчишеских играх да драках. Вот и не верь потом в Божий замысел...простонародная жизнь старой Москвы со всеми ее кухарками, сапожниками, купцами, ключницами и мастеровыми предоставила будущему художнику прекрасную возможность прожить, подметить и впитать в себя те особенности и детали уклада житейского, которые просто невозможно было наработать искусственно.
В одиннадцать лет мальчика отдали учиться в Кадетский корпус, где он стал одним из лучших учеников. Учился Павел легко, обладал превосходной зрительной памятью, преуспел в изучении иностранных языков, музыки, литературы, прекрасно разбирался в математике и химии.
Если на экзамене или при повторении уроков мне случалось запамятовать, ту или другую подробность, одну или две фразы, мне стоило закрыть глаза на минуту — и все забытое, будто откуда-то выпрыгнув, являлось предо мною, как написанное на бумаге... П. Федотов
Только на уроках рисования слыл беспробудным лентяем и изображение геометрических моделей ему было совершенно не интересно. Другое дело история или география...дворцовые перевороты, масштабные битвы, дальние страны и неизведанные континенты. Дух захватывало от всего нового и неизвестного! В свое свободное от учебы время Павел пел в хоре, учился играть на гитаре и фортепиано. За свой веселый нрав и легкий характер Федотов всегда был душой компании.
Но больше всего на свете мальчишку занимали карикатуры, которые он рисовал на своих товарищей и преподавателей. За это на него не обижались, уже больно тонкий и точный юмор присутствовал в его работах. Рисовал, как чувствовал, как Бог на душу положит. И замечательно, что не обучался с раннего возраста, иначе погребен был бы талант под академическими гипсами да требованиями. Никто не ограничивал его свободы, не выставлял критериев правильности и соответствия. Стихия бушевала и все тетрадки будущего художника были измалеваны карикатурами и графическими набросками. Акварель и сепия стали рабочими материалами Федотова, а вот масляных красок он немного сторонился.
В свои девятнадцать лет Павел Андреевич получает чин прапорщика и приезжает в Санкт-Петербург для службы в Финляндском полку. Идет 1834 год, и жизнь только начинается. Столичная жизнь распахнула юноше свои объятья, настойчиво предлагая веселые пирушки, карточные игры и женщин...только Федотов несет службу со всей ответственностью и по недостатку средств на предложенное не соблазняется.
Более того, он начинает серьезно заниматься рисованием и получает билет на посещении курсов при Академии художеств. Павел Андреевич увлекается творчеством голландских мастеров, а также делает зарисовки своей полковой жизни и пишет портреты коллег. В выходные Федотов часто гуляет по окраинам города, присматриваясь к тому, как и чем живут простые люди...
А затем случается знаменательное событие - полк, в котором служил Павел Андреевич Федотов, посещает младший брат императора - князь Михаил Павлович. Он разговаривает с гвардейцами, проводит смотр войск, а Павел Андреевич, под впечатлением от встречи, пишет свою первую большую картину - "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года". Работа получила полное одобрение у великого князя, который пожаловал начинающему художнику бриллиантовый перстень и доложил о нем государю Николаю Павловичу.
Монарх позволяет Федотову уйти в отставку и заняться живописью. И вот здесь возникают сомнения. Нужно было принять решение - карьера военного или неопределенное будущее художника. За советом Павел Андреевич обратился к Брюллову. Тот лишь развел руками: "Поздновато, батенька, в Вашем-то возрасте становиться художником..."
Федотов принимает решение. Прошение об отставке было подано в январе 1844 года. За Павлом Андреевичем оставили право носить военный мундир, иметь денщика и пожаловали чин капитана.
Наконец-то Федотов полностью посвятил себя любимому делу. Он нашел недорогое жилье на дальней линии Васильевского острова и занялся своим образованием, тщательно изучая анатомию людей, животных на базе Академии художеств. Точность и детальность - своеобразная изюминка работ Федотова. У каждого его героя был прописан характер, это сильно бросалось в глаза. Работы раскупали, только батальные сцены вскоре стали не так интересны художнику.
Тесно! Подул ветер перемен! А тут Иван Андреевич Крылов поддержал, который невероятно восхищался карикатурами и набросками Федотова. Баснописец отправил для Павла Андреевича письмо, в котором можно сказать благословлял оного на трудную, но вполне выполнимую миссию. Крылов настойчиво призывал художника попробовать себя в жанровой живописи. Федотов повеселел, последовал совету да и переписал некоторые из своих набросков.
"Свежий кавалер" - первое сюжетное полотно художника в жанровой сцене, ради которого была освоена техника маслом.
С невероятным талантом Федотов передает рядовую сцену из жизни мелкого чиновника. Горделивый зазнайка возвышается над миром словно горный орел. Раннее утро...папильотки на голове, шелковый полосатый халат...полнейший беспорядок вокруг...валяющиеся бутылки, рыбьи хвосты...гитара, намекающая на ночное веселье...неряшливо висящий военный мундир...кот, обдирающий своими коготками мягкую обивку и помятый барин в образе римского императора, который невероятно жалок в этой тесной и грязной комнате...
Ирония на чиновника, который ощущает себя великим человеком, несмотря на полную убогость окружающей его комнаты...и красноречивый взгляд крепостной девки с долей презрения и легкого снисхождения к такому непутевому барину... Работа и замысел удались на славу!
А вот и "Разборчивая невеста" - одно из самых интересных работ художника. Она была написана в память баснописцу Ивану Крылову.
Великолепная и интересная сюжетная сцена, которая не может не привлекать своей комичностью - дама средних лет и её влюбленный кавалер. Роскошный интерьер комнаты в стиле барокко, картины в золоченых рамах...преклонивший колено немолодой жених с заметным горбом и залысиной... Он уже не так хорош собой, как отвергнутые ею в молодости женихи. Всем своим внешним видом влюбленный демонстрирует собственный достаток - модный костюм, лакированные сапожки, небрежно брошенный цилиндр, перчатки, трость... Избранница с жеманной улыбкой выслушивает пылкое признание, понимая, что молодые годы прошли в балах, пасьянсах и мечтах...
Рассудок ей велит замужством торопиться:
Перестает она гордиться.
Как косо на мужчин девица ни глядит,
А сердце ей за нас всегда свое твердит.
Чтоб в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла:
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку. (Иван Крылов "Разборчивая невеста")
За ширмой притаились наблюдатели этой любовной истории. Им интересно... Федотов трудился над этой работой очень усердно и долго, с большим вниманием прописывая каждый элемент и мелочь домашнего интерьера. И можно только предполагать, чем же закончится эта история... Художник подчеркивает человеческую слабость, глупость, недальновидность, но не осуждает, не отнимает право быть счастливыми. А вдруг?
Часто Павел Андреевич высмеивал тех, которые пытались лишь казаться более респектабельнее, богаче, благороднее. Они окружали себя дорогими и даже шикарными вещами, предметами роскошной жизни, но в реальности были лишь мыльными пузырями. Нужно просто застать их врасплох...обман и надувательство...и пока открывается дверь, хозяин роскошной жизни в панике прикрывает свой простенький завтрак раскрытой книгой...
Он совершенно не был готов к гостям с утра. "Аристократ" растерян, в замешательстве, даже не успел дожевать свою еду, спрятав ее за щекой... Сюжет этой работы позаимствован художником из фельетона И. Гончарова в журнале "Современник".
...Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать... А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?... И. Гончаров
Все-таки интересно, что же было потом?...
А вот и богатый купеческий дом: расписные потолки, шикарная люстра, картины, переливчатые ткани на платьях дам...дочка-красавица на выданье...почему бы и не посвататься отставному майору? Задумался, переживает, усы подкручивает, понравиться хочет... Типичная история: жил легко да весело, ни о чем не думал много, имение обветшало, тепла и ласки в возрасте захотелось...
Семейство конечно не против, в нем свой интерес и расчет: дворянин, защитник, престиж... Лишь барышня хочет ускользнуть, стремительно сбежать из комнаты в последнее мгновение...страх, нежелание или что-то еще более значимое... Художник Федотов очень точно показывает краткое стремительное мгновение быстро меняющихся событий, а также открытую ложь и фальшь происходящего.
На выставках было не протолкнуться. Главные картины принесли художнику признание коллег, популярность у зрителей и звание академика, но только не богатство.
Имя Павла Андреевича гремело по городу. Его сослуживцы и друзья находились в полном восхищении. Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народа. Все пространство от картин до двери было запружено любопытными: едва-едва, с помощью лорнета и приподнявшись на цыпочки, успел я усмотреть за толпою картины, столь мне знакомые... Андрей Дружинин
Прекрасное настроение, надежды на будущее, новые творческие планы, желание поехать в Англию, чтобы изучить работы Уильяма Хогарта и Дэвида Уилки, только гонораров на все не хватало.
Павел Андреевич финансово поддерживал своих близких родственников. Его отец серьезно заболел, а сестра, беременная вторым ребенком, лишилась супруга. Не мог Федотов оставить их в таком бедственном и беззащитном положении. Все хлопоты своих родных художник берет на себя.
Да и своя личная жизнь у него не складывалась. С женщинами он был застенчив, на романы времени не находил, а друзьям часто говорил, что в своей жизни выбирает искусство. Но, несмотря на это, сердечные увлечения были в его биографии.
Павел Андреевич был нежно влюблен в Екатерину Головачёву и, будучи молодым офицером, мечтал на ней жениться. Только природная застенчивость и нерешительность очень сильно останавливали его. Екатерина вышла замуж на другого.
А в 1847 году он познакомился с сестрой своего друга-художника, с Еленой Бейдеман. Недоговоренность, недосказанность, недомолвки не дали развиться отношениям. Да и мать барышни не верила в молодого художника.
В 1850 году судьба дает Павлу Андреевичу третий шанс. Им увлекается двадцатилетняя красавица Юлия Тарновская. Богатое приданное, родственники не были против...только вот художник не захотел стать прототипом "Сватовства майора". Брак по расчету был не для него. Отказался и остался наедине с искусством!
Павел Андреевич пробовал сотрудничать с журналами и даже выпускать в печать собственные басни, только цензура поставила его под запрет - критика монархического строя - не положено!
Федотов работал изнуряюще долго, за гранью человеческих возможностей. Жил очень скромно, рано вставал, обливался холодной водой, нехитро завтракал и часами бродил по большому городу, выискивая "живые типажи". Все его мысли и желания были в творческом поиске, он настолько погружался в работу, что изменялся до неузнаваемости. Иногда поведение художника становилось немного странным..."в его суждениях и поступках не могли внушить никому подозрения, что этот светлый ум готов помрачиться"... Однако необъяснимая тоска погружала художника Федотова в свою пучину, мрачная меланхолия звучала тревожно и протяжно...и уже мало кто узнавал в нем некогда живого и общительного человека.
"Вдовушка" стала одной из поздних работ художника, в ней нет ни насмешки, ни сарказма, но лишь нежный и трогательный образ женщины, ожидающей ребенка после смерти супруга. Она погружена в тревогу и глубокую печаль...полумрак комнаты утяжеляет лишь ее нелегкие думы. Груды вещей намекают на переезд и изменение материального положения.
На комоде, за спиной вдовы образ Спасителя и портрет покойного мужа. Художник никогда не писал из головы, лишь с натуры...а вот и главная тайна этой картины - на портрете Федотов изобразил самого себя. Автопортрет в роли покойного мужа. Жуткая примета, вот и не верь потом в мистику, которая зацепит и утянет художника в могилу...
Павел Андреевич стал чудить. Однажды за крупный гонорар купил драгоценностей, посватался в несколько домов, чем крайне удивил своих друзей. А затем проявились признаки душевной болезни с приступами буйного помешательства. Его поместили в клинику Лейдесдорфа.
В редкие периоды просветления друзья навещали художника. Он рассказывал им о том, что сам государь наблюдает за ним, а Васильевский остров нужно незамедлительно превратить в Афины. Методы лечения не помогали, состояние художника стремительно ухудшалось. Вскоре стало известно о смерти художника. Это случилось в ноябре 1852 года от последствий перенесенного плеврита. До последнего мгновения с Павлом Андреевичем оставался его верный и преданный денщик Коршунов. Перед уходом ему стало легче, он попросил позвать друзей, чтобы проститься, но ни уже не успели. Художнику было всего 37 лет.
Павел Андреевич Федотов - невероятная гордость нашего русского изобразительного искусства. Совершенно удивительным образом и немыслимой силой своего природного таланта он обратил взгляд публики на бытовой жанр повседневной жизни. Мы посмотрели на самих себя, тем самым давая возможность обычным сюжетам превратиться в великое искусство.
Его наследие разнообразно также, как и техника: акварель, масло, тушь, карандаш, уголь, сепия. Невероятно многогранный и безумно талантливый, один из наиболее ярких и запоминающихся петербургских художников николаевской эпохи.
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))