Найти в Дзене

Рецензия на книгу Ларисы Назаровой «Экологические страшилки» от критика Валентины Юрченко

Человеческие эксперименты над природой – первопричина многих экологических катаклизмов. А начинается обычно всё с малого – тут деревце срубил, тут нерестовый запрет нарушил, тут мусор выбросил в реку. — Обёртки из этой речки в другую, более широкую реку течением унесёт, а оттуда — в море. И всё в порядке. Но природа не так уж и беззащитна, как мы привыкли думать. При случае умеет за себя постоять. Или хотя бы прокричать о помощи. «Специалист рассказал мальчику, что все эти царапины действительно оставляла кость рыбы солеи. <…> …солее же как-то нужно было попросить о помощи, вот её кость на твоём теле царапинами и писала». В этом, наверное, и состоит основная задумка Ларисы Назаровой, автора книги «Экологические страшилки»: создать хорроровые сюжеты на экологическую тему в назидание всем самонадеянным. Вышло очень страшно. И очень назидательно. С воспитательным эффектом – потому что есть над чем поразмышлять и о чём задуматься. «Долго лечили мальчика. <…> Нервная система сильно поражена

Человеческие эксперименты над природой – первопричина многих экологических катаклизмов. А начинается обычно всё с малого – тут деревце срубил, тут нерестовый запрет нарушил, тут мусор выбросил в реку.

— Обёртки из этой речки в другую, более широкую реку течением унесёт, а оттуда — в море. И всё в порядке.

Но природа не так уж и беззащитна, как мы привыкли думать. При случае умеет за себя постоять. Или хотя бы прокричать о помощи.

«Специалист рассказал мальчику, что все эти царапины действительно оставляла кость рыбы солеи. <…> …солее же как-то нужно было попросить о помощи, вот её кость на твоём теле царапинами и писала».

В этом, наверное, и состоит основная задумка Ларисы Назаровой, автора книги «Экологические страшилки»: создать хорроровые сюжеты на экологическую тему в назидание всем самонадеянным.

Вышло очень страшно. И очень назидательно. С воспитательным эффектом – потому что есть над чем поразмышлять и о чём задуматься.

«Долго лечили мальчика. <…> Нервная система сильно поражена оказалась. Поэтому с тех пор мальчик всё время руками дёргал в стороны, как будто крыльями взмахивал».

В силу плотности текста развитие событий в каждой истории происходит стремительно, нагнетая ощущение необратимости, а героям приходится делать выводы – если, конечно, голова на плечах остаётся.

«Поохала бабушка, пыль всю убрала, внучку стала свою дожидаться. Да так и не дождалась. Ни к ночи, ни наутро — вообще. <…> А когда в разделе «Насекомые» страничку с мрачной волнянкой открывала, всегда за голову хваталась: та вдруг сильно-сильно болеть начинала».

И все-таки – даже на «пепелище надежд» – вера в то, что человек справится со своими пороками и исправит содеянное, остаётся.

«Там, в окне, выгоревший лес чернел. «Бедная, бедная природа», — подумала девочка».

И хотя в контексте эта фраза звучит не без сарказма, беречь природу и заботиться о ней действительно нужно – и очень важно говорить об экологических проблемах с детьми.

Книга Ларисы Назаровой – отличный для подобного разговора предлог.

Валентина Юрченко, литературный критик.

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.