Найти в Дзене

25 марта – день открытия Титана

370 лет назад, 25 марта 1655 года, был открыт самый крупный спутник Сатурна Титан – второй (после Ганимеда) по величине спутник в Солнечной системе, на котором с довольно большой вероятностью может существовать примитивная жизнь. Обнаружил этот спутник голландский астроном, а также физик и математик Христиан Гюйгенс, увидевший его в собственноручно сделанный телескоп и даже не подозревавший, что ему повезло открыть одно из самых интересных в Солнечной системе космических тел. Зато сейчас нам уже известно о Титане довольно много, и эта информация поражает воображение. Титан – единственный объект в нашей системе, кроме Земли, о котором точно известно, что на его поверхности есть жидкость. В северной поляной области спутника имеется три больших водоема: море Кракена, море Лигеи и море Пунги. Строго говоря, это не моря, а озера, поскольку на Титане нет океана, но их назвали морями за огромный размер – море Кракена, например, значительно больше по площади, чем каспийское море (которое на са

370 лет назад, 25 марта 1655 года, был открыт самый крупный спутник Сатурна Титан – второй (после Ганимеда) по величине спутник в Солнечной системе, на котором с довольно большой вероятностью может существовать примитивная жизнь.

Обнаружил этот спутник голландский астроном, а также физик и математик Христиан Гюйгенс, увидевший его в собственноручно сделанный телескоп и даже не подозревавший, что ему повезло открыть одно из самых интересных в Солнечной системе космических тел. Зато сейчас нам уже известно о Титане довольно много, и эта информация поражает воображение.

Титан (фото зонда "Кассини")
Титан (фото зонда "Кассини")

Титан – единственный объект в нашей системе, кроме Земли, о котором точно известно, что на его поверхности есть жидкость. В северной поляной области спутника имеется три больших водоема: море Кракена, море Лигеи и море Пунги. Строго говоря, это не моря, а озера, поскольку на Титане нет океана, но их назвали морями за огромный размер – море Кракена, например, значительно больше по площади, чем каспийское море (которое на самом деле тоже озеро). Состоят эти моря из жидкого метана, этана и других соединений углерода, на Земле являющихся газообразными, причем некоторые из них, по мнению биологов, могли образоваться там только в результате жизнедеятельности каких-то органических существ. И хотя пока это не доказано, существуют смелые гипотезы о том, что в морях и более мелких озерах Титана имеется жизнь – вероятно, одноклеточная, находящаяся на самом раннем этапе эволюции.

Если это так и если люди когда-нибудь доберутся до Сатурна, Титан может стать лучим местом для колонизации: из органических веществ, растворенных в его морях, можно будет синтезировать искусственные белки, и у колонистов не будет недостатка в пище. А еще колонисты, которые заселят этот спутник, возможно, смогут… летать. В прямом смысле слова, без какой-либо техники, пристегнув к рукам достаточно большие крылья. Сила тяжести на Титане в семь раз меньше, чем на Земле, а атмосфера достаточно плотная, чтобы крылья определенной площади смогли удержать в воздухе среднего по массе человека.

Если же земляне не колонизуют Титан, то в очень далеком будущем он сам сможет стать колыбелью новой разумной цивилизации. Примерно через 4 миллиарда лет Солнце сначала превратится в сверхновую, а потом постепенно сожмется в крошечную звезду-карлик и погаснет, но до того, как это произойдет, жизнь, зародившаяся в метановых морях этого спутника, успеет развиться в достаточно сложные формы. Во время вспышки Солнце так резко увеличится в размерах, что поглотит все планеты земной группы и пояс астероидов, но до Юпитера и Сатурна «добраться» не сможет. Зато на этих планетах и их спутниках станет намного теплее, химические реакции в водоемах Титана ускорятся, и при благоприятных условиях жизнь в них станет развиваться намного быстрее.

За оставшийся до смeрти Солнца миллиард лет она может успеть выйти из морей на сушу, обрести разум, построить города, немного повоевать и выйти в космос. А потом улететь к другим, более молодым звездам, чтобы колонизовать их планеты – где, быть может, ей встретимся мы, земляне, покинувшие Солнечную систему намного раньше…

Эдуард Ажаров