Мне кажется, что люди чересчур скромные (а скромность украшает человека) и где-то даже зажатые, ещё и добрые (а доброта замечается очень редко) — это не просто литературный тип маленьких людей, это герои нашего времени.
Хотя, почему герои? Скорее уж, антигерои.
Действительно, каждый день в своей жизни сталкиваюсь с ситуациями, достойными пера Гоголя.
Вот вчера врач грубо нахамил мне в больнице. Сидела смирно, не высовываясь, теперь плачу в кулачок, латаю пиджачок.
Хотя у Гоголя была шинель.
Это своеобразная мечта маленького человечка Башмачкина,
это то, к чему он так сильно стремился, что экономил даже на еде.
С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобрела новые краски. Аж летать ему захотелось.
Акакий Башмачкин был тих от рожденья. Наутро опять — департамент и перья, и скрип, и сопенье, и хлопанье дверью.
И голос: «Зачем вы? Не надо, не надо…Я тоже был изгнан из райского сада. И я человечек, я тоже при деле. Вот только в мороз не могу без шинели». Когда на героя напали люди с кулаками, прохожие прошли мимо, Акакий Акакиевич пытался заступиться за себя. В финале повести призрак главного героя всё-таки добивается справедливости. По ночам он снимает шинели с чиновников и наконец находит того, кто унизил его.
Выйдя на пенсию, тоже почувствовала себя униженной и оскорблённой. Никому пенсионер не нужен, и ничего от тебя не зависит — даже батонов с отрубями и макарон калибра рожки у меня на неделю ровно столько, сколько дало государство на ивалидность, а не сколько нужно. На выборы ходили по команде, а потом отчитывались смс-ками, что проголосовали,
на демонстрациях вместе надували цветные шары, покорно шли на митинги, хотя дома, на кухнях, ругали и ненавидели власть. Я не против митингов и субботников, я против принудиловки.
Сама жизнь сегодня говорит об актуальности темы маленького человека. В глубине души каждого из нас живёт этот образ. Это наши страхи: боязнь выделиться из толпы, потерять работу, высказать своё мнение открыто, быть отверженным, выступить против произвола… Лучше спрятаться в панцирь, как черепаха, чтобы никто тебя не дёрнул лишний раз.
Вот таких маленьких персонажей рассмотрела на картинах Валерия Багаева.
Маленькие гномики такого колоритного художника — это, наверное, то, что живёт в каждом. Просто люди не признаются, что в каждом из нас есть эта другая жизнь, как на иллюстрации "Морозный день": «В навозной куче гномик что-то ищет, когда ужасный ветер свищет, но гномик вечно дёготь ищет, весь день копаясь в бочке с мёдом».
В его миниатюрных живописных работах читаю не просто ироничный рассказ, а целый роман из самой жизни. На картине Валерия "Голландский сюрреализм" весёлые человечки устроили пирушку в кабаке и тащат со стола у пьяниц-великанов раков, колбасу, сливают из бочки вино и даже пену из кружки с пивом. По словам художника, эта картина как бы ответ на вопрос выпивохам «а куда всё делось?»
Какая фантазия у художника! А вот пара несётся на бал в тыкве, запряженной тройкой мышей, ловко управляемых висящим на ниточке кусочком сыра.
Летит по лужам на Масленицу повозка с блинами, разбиваясь в пух и прах.
В другой работе коротышки проделали прорехи в сюртуке и уже тянут оттуда монеты, часы.
Такая же бесшабашная жизнь кипит в старом пне, на головке сыра, в зимнюю стужу. В общем, смех, да и только.
По этой картине с сыром приготовлю сырные чипсы с луком и чесноком.
Ингредиенты:
- тёртый сыр - 150 г.,
- лук - 1 шт.,
- чеснок - 2 зубчика,
- молотый чёрный перец — ½ ч. л.
Приготовление:
Чеснок мелко рублю, лук нарезаю кольцами. Формирую из тёртого сыра небольшие кучки диаметром около 5 см. на противне, застеленном бумагой для выпечки. Приправляю перцем. Выкладываю луковые колечки и чеснок. Сверху добавляю ещё немного тёртого сыра, не забывая посолить.
Отправляю в заранее разогретую духовку на 5 минут. Перед тем, как переложить чипсы стопочкой на бумагу, даю им остыть.
А подам их к любимому блюду маленького человечка, вечного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина: «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком,
вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами
и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору». Это щи, "шти", как их называли во времена Гоголя. Приготовлю для себя обед Башмачкина, состоящий из щей и куска варёной говядины с луковицей, позволив себе только одну вольность, добавив в щи квашеной капусты.
Ингредиенты:
- говядина на кости - 400 г.,
- вода - 3 литра,
- лук - 2 шт.,
- морковь - 2 шт.,
- квашеная капуста - 300 г.,
- масло растительное - 2 ст. л.,
- картошка - 4 шт.,
- лаврушка - 2 шт.,
- перец чёрный молотый - ½ ч. л.,
- чеснок - 3 зубчика,
- соль - 1 ч. л.
Приготовление:
Говядину заливаю водой, чтобы покрыть полностью.
Довожу до кипения, проварив пару минут, и сливаю жидкость. Ополоснув мясо и кастрюлю, заливаю мясо тремя литрами фильтрованной воды. После закипания удаляю пену, добавив целые луковицу с морковью. Варю на небольшом огне под крышкой примерно полтора часа, пока говядина не станет достаточно мягкой. Достаю мясо с морковью и луком из кастрюли. Мясо остужаю и нарезаю порционными кусочками. Варёные овощи больше не понадобятся. В кастрюлю выкладываю квашеную капусту. После закипания варю под крышкой на слабом огне примерно полчаса. Нарезаю лук небольшими кусочками и обжариваю до прозрачности с маслом. Картошку нарезаю крупным кубиком, морковь — соломкой.
Выкладываю в кастрюлю подготовленные морковь с луком, мясо. Добавляю лаврушку. Варю под крышкой ещё полчаса. За 5 минут до готовности, посолив и поперчив гоголевские шти, добавляю измельчённый чеснок. Вот такие щи едал «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется, геморроидальным».
Цвет лица Башмачкина изменился бы после поедания моих кислых щей, ведь содержание тарелки важно.
Картины Валерия с маленькими человечками настолько интересны мне своим содержанием, что их с большим удовольствием рассматривала и изучала довольно долго, каждый раз находя новые и новые детали и сюжетные нити.
Раскручивая ту или иную картину Багаева, не переставала удивляться: как это всё возможно было придумать и так искусно изобразить,
находя красками цитаты. Некоторые вернули меня в детство и пообещали светлое, нет — сказочное будущее.
«Мне нравится подшучивать над героями или зрителем, заставлять их вглядываться и вдумываться в изображенные истории, зашифровывать в картинах дополнительные смыслы. К своим работам я часто пишу небольшие афоризмы или стихи, которые помогают понять замысел произведения, его шутку», — так сам характеризует своё творчество автор.
Зайцами, медведями, маленькими человечками Виктор Багаев даёт понять, что жизнь есть везде.
Может, мы её и не замечаем, но она есть. У нас и так немало поводов для грусти. У кого-то лопнула труба, всю квартиру залило водой.
Кто-то пытается в дом попасть, когда дверь захлопнулась.
А другие катаются на замерзающей горке.
Маленький человечек на медном чайнике едет, наверное, придёт в эстафете первым.
И если человеку весело — это здорово. Кстати, в апреле 2025 года исполнилось 216 лет со дня рождения выдающегося писателя Николая Гоголя, создавшего образ "маленького человека", которым хотел сказать, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, поддержки, а не травли и унижения.