Найти в Дзене
Книжный чайник

Цикл «Тени прошлого» Оксаны Кирилловой: настоящая литература

Оглавление

В тетралогии «Тени прошлого» Оксана Кириллова пытается разгадать дилемму «немецкой вины»

История Виланда фон Тилла - от мальчишки-патриота до гауптштурмфюрера концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау

Мы ведь часто уверены в своей непогрешимости, пока жизнь не бросает нам вызов и не опрокидывают ровно в такую же ситуацию, в которой кто-то уже оступался, за что и получал порцию нашего осуждения и презрения
- из интервью Оксаны Кирилловой

Цикл "Тени прошлого" представлен четырьмя романами:

- Виланд, 2023 г.

- Инспекция, 2024 г.

- Число Ревекки, 2024 г.

- Исход, 2024 г.

Обложки изданий «Альпина. Проза». Второй и третий романы издаются одной книгой
Обложки изданий «Альпина. Проза». Второй и третий романы издаются одной книгой

Виланд. Первая книга цикла рассказывает о взрослении Виланда, и охватывает период, когда он служил охранником в концентрационном лагере Дахау. На первый взгляд в книге мало событийности: об исторически значимых событиях мы узнаем из обсуждений между сослуживцами Виланда, из писем и газетных новостей.

Если уж на то пошло — будь моя воля, я бы никогда не родился. Но нет на такое воли нашей, без спросу выплевывают в эту жизнь. Нашей воли ни на что, собственно, не было, ни на жизнь, ни тем более на смерть. И я говорю не только о выборе, умирать ли, но и о выборе, убивать или нет. Это много страшнее собственной смерти
"Виланд"

Во втором романе тетралогии "Инспекция" - Виланд фон Тил -уже чиновник в администрации по управлению концлагерями - отправляется в служебную командировку. Ему предстоит провести инспекции концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау (начало 1944 года ).

Третья книга «Число Ревекки» — рассказывает о жизни заключённых концлагеря глазами самих заключённых, Главная героиня - Бекки Вернер, уже знакома нам из первой части истории. Читатель окажется в отделении для обречённых еврейских узников, которых не считают за людей, в отделении для больных, где никто не может выжить, и в отделении для женщин-заключённых, которые разбирают тонны вещей и продуктов сотен тысяч несчастных, отправленных системой в газовые камеры.

Молчащие боятся того плохого, что может произойти с ними, требуют сочувствия к себе, но не готовы проявлять его к другим. Они не готовы пресекать то плохое, которое творят с другими. Но, как видите, это плохое с большей вероятностью произойдет и с ними – если не пытаться пресечь его еще на этапе страданий других. Это замкнутый круг, однако мало кто понимает целостность этой фигуры
"Число Ревекки"

В первых двух романах параллельно развиваются второстепенные сюжетные линии. В первом романе Валентина оказывается под подозрением в убийстве пожилого нациста. Во втором романе мы встречаем преподавателя университета, который ведёт со студентами беседы о социальных явлениях. В конце трилогии все эти сюжетные линии сольются воедино и составят основу «Исхода».

Завершающий четвёртый роман тетралогии «Тени прошлого» Оксаны Кирилловой соединяет все сюжетные линии и описывает последние дни Третьего рейха. Роман «Исход» не только подводит итог системы, существовавшей в нацистской Германии, но и передаёт тяжёлое чувство опустошённости и безысходности, которые пережили люди, столкнувшиеся с Холокостом и ужасами войны.

Подкармливаем прожорливое эго, заполонившее всю нашу суть. В этом сравнении и в стремлении выиграть в нем мы растрачиваемся до конца, имея на выходе короткий миг прозрения и закономерного сожаления. Я не сумел спасти ее, удержать рядом не смог. А то был единственный союз, за который стоило и надо было бороться. Союз с ней. Семья с ней. Она была единственным человеком, который никогда бы не предал. Она простила бы все, даже то, что я убивал. Даже то, что я убивал невинных. Ее соплеменников
"Исход"

Оксана Кириллова писала этот цикл в течение десяти лет. Несмотря на сложность и масштабность темы, ей удалось создать по-настоящему добротное литературное произведение.

-2

Как же ей это удалось? Давайте разбираться.

В некоторых отзывах можно увидеть сравнение цикла Кирилловой с романом «Благолительницы» Джонатана Литтелла. На мой взгляд, это не совсем справедливо. За исключением главного персонажа — сотрудника СС — между этими произведениями не так много общего.

Во-первых, главный герой романа «Тени прошлого» не ищет оправданий. В произведении нет морализаторского нытья, объясняющего поведение людей психологией толпы или тем, что «время было такое». И это, безусловно, плюс. О мыслях и чувствах героя, несмотря на то, что повествование ведётся от его лица, читателю приходится только догадываться.

Виланд не склонен к саморефлексии, но лишен ли он способности к эмпатии? Именно эта недосказанность делает роман необычайно интересным, ведь мы не знаем, как главный герой отреагирует в тот или иной момент.

Во-вторых, автор прекрасно владеет стилем. Его язык не слишком сложный, но и не слишком простой. Он не использует замысловатые метафоры, но и не ограничивается банальными описаниями действий. Автор находит тонкую грань между хроникальным и художественным стилем, что лишь усиливает впечатление от книги.

В романах этого цикла нет ярких событий- описания поездок или военных действий. Однако автору удаётся передать масштаб происходящих событий через разговоры, письма и обсуждения в барах и сослуживцев. Благодаря этому мы узнаём гораздо больше об отношении и реакции на те или иные события различных социальных слоев. Автор умело раскрывает разные грани человеческой психики, "человек" в ее романах будто под увеличительным стеклом-а мы его рассматриваем.

И кажется, автору действительно удается найти ответ на извечный вопрос: как же они всё это допустили?

Страшная и важная книга, которая не смотря на свой высокий уровень недооценена: по сравнению с множеством современных откровенно графоманских произведений (получающих премии между прочим), тетралогия Кириловой, к сожалению, не может похвастаться даже широким кругом читателей. Конечно, «Тени прошлого» — это не развлекательное чтиво, а произведение для тех, кто любит думать.

Очень жаль, что неразвлекательное так и не становится популярнее.