Ораторы митинга смешивали американскую гордость с религиозной риторикой, чтобы поддержать расистские идеи.
Вечером в понедельник 1939 года Madison Square Garden превратился в арену для тщательно срежиссированного представления нацистской символики на американской земле. Организованный Германо-американским союзом (German American Bund) с целью привлечения новых членов, митинг включал маршировку в форме, в которой участники несли как американские, так и нацистские флаги. Они выполняли нацистское приветствие — жест, поразительно напоминающий приветствие Беллами, применявшееся при чествовании американского флага, — под звуки маршевой музыки и немецких народных песен. Митинг открыл национальный секретарь Бунда Джеймс Уилер-Хилл, подчеркнув символизм мероприятия, заявив: «Если бы Джордж Вашингтон был жив сегодня, он был бы другом Адольфа Гитлера».
Другими выступающими были такие, как лидер Среднего Запада Джордж Фробезе, который атаковал то, что он называл «еврейским мировым господством», утверждая, что евреи контролируют Голливуд и СМИ, и что угрозу «еврейского большевизма» (т.е. коммунизма) сознательно занижают. Этот драматичный вечер с синхронизированными демонстрациями силы и риторикой белого превосходства был прежде всего признаком того, как влиятельные лидеры пытались внедрить нацистскую идеологию в американское общество во времена Второй мировой войны.
Американские ученые были поглощены изучением генетического превосходства
Движение евгеники в США, возглавляемое такими учреждениями, как Офис по регистрации евгеники в Колд-Спринг-Харборе, в 1920-х и 1930-х годах считалось мировым лидером в расовой науке. Нацистские юристы, включая самого Адольфа Гитлера, ссылались на «научные» достижения США как на оправдание собственных Нюрнбергских законов 1935 года, запрещавших браки между евреями и «арийцами». Джеймс Уитман в книге «Гитлеровская американская модель» подробно показал это влияние. Нацистские юристы тщательно изучали американские расовые законы, сосредотачиваясь на трёх ключевых областях: иммиграция, запрет межрасовых браков и гражданство. Особенно их интересовал Акт о натурализации 1790 года, предоставлявший гражданство только «любому иностранцу, будучи свободным белым человеком», и они тщательно фиксировали, как США в конце XIX века перешли от идеологии убежища к идеологии исключения.
Закон Калифорнии об исключении китайцев 1882 года, Акт о запрете на иммиграцию из Азии 1917 года (который ограничивал въезд для большинства азиатов и других «нежелательных» категорий) и Экстренный квотный закон 1921 года изучались особенно тщательно. Теодор Фритч ещё в 1907 году отмечал в «Руководстве по еврейскому вопросу», что «Америка, пропитанная идеями свободы и равенства, до сих пор предоставляла равные права всем расам. Но она вынуждена пересмотреть свои взгляды и законы, чтобы ввести ограничения для негров и китайцев». Именно радикальные нацисты настаивали на том, чтобы Третий рейх последовал этому американскому примеру, видя в нем не только источник вдохновения, но и подтверждение своей идеологии.
В преддверии и во время Второй мировой войны некоторые видные американские религиозные деятели поддерживали идею «божественного порядка» расовой иерархии, чтобы оправдать расистские и фашистские законы, принимаемые в Германии, и выступали за принятие аналогичных мер в США. Такие фигуры, как Джеральд Л.К. Смит, прославились в середине XX века своими утверждениями, что определённые библейские стихи подтверждают естественный порядок расовой сегрегации и что «чистота» рас должна сохраняться. Смешение рас, по их мнению, являлось оскорблением божественного творения. Смит особенно опирался на богословскую концепцию, согласно которой США — это (белая) христианская нация, находящаяся под угрозой уничтожения из-за притока евреев и иммигрантов. Он часто цитировал такие места, как Деяния 17:26 («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания»), чтобы утверждать, что, хотя Бог и создал духовное единство для всех людей, для поддержания социального порядка тела должны оставаться разделёнными согласно расовой иерархии.
Помимо этого, Смит начал издавать в 1942 году журнал «Крест и Флаг», который открыто распространял расистскую и антисемитскую пропаганду под видом христианского патриотизма. Смит регулярно утверждал, что евреи — это не просто другая религиозная группа, но расовая и моральная угроза для генетического здоровья американской нации, что перекликалось с нацистскими опасениями по поводу еврейской «дегенерации» и «проникновения». В одном из первых номеров «Креста и Флага» он писал: «Дело с беженцами — часть международного еврейского заговора по подрыву христианской цивилизации».
Движение евгеники и фашистские идеи из Германии шли рука об руку
Для многих сторонников евгеники и нацистской идеологии привлекательной была идея «усовершенствования» человеческой расы через селекционное размножение — концепция, перекликавшаяся с давними представлениями о превосходстве белых и необходимости сохранения «чистоты», особенно на фоне афроамериканского населения и зарождающегося движения за гражданские права. В этот период Смит был не одинок в распространении пропаганды — многие религиозные лидеры открыто проповедовали, что цветные народы физически и умственно неполноценны в целой серии религиозных публикаций и проповедей. Особый акцент на различия между афроамериканцами и белыми (а не только на евреях) стал отличительной чертой американских симпатизантов Гитлера. Евгеника уже имела поддержку в США, а нацизм стал её продолжением. Движение евгеники уже выступало за принудительную стерилизацию задолго до того, как юристы Третьего рейха сделали это официально, и даже поддерживало использование контроля над рождаемостью как способа улучшения «генетического качества» населения.
Даже религиозные деятели, которые публично оставались нейтральными по отношению к гитлеровскому режиму, всё равно поддерживали политику, направленную на улучшение здоровья общества путём ограничения избыточного воспроизводства среди тех, кого они считали «непригодными» (людей с ограниченными возможностями и расовых меньшинств). Таким образом, движение евгеники и позже нацистская идеология переплелись с религиозными представлениями о моральном долге и защите «христианского» национального характера.
Открытая поддержка нацизма в США во времена Второй мировой войны была делом непростым. Даже упомянутый в начале митинг, организованный Германо-американским союзом, столкнулся с оппозицией. Мэр Нью-Йорка тогда разрешил провести его лишь потому, что предсказал — такое открытое проявление фашизма только уменьшит популярность Бунда. Два месяца спустя вышел фильм «Признания нацистского шпиона», высмеивавший митинг и критикующий изоляционистскую позицию США и нацистских симпатизантов внутри страны. Гораздо проще было облечь фашистскую идеологию в язык умеренности и социальной реформы. Например, Женский христианский союз трезвости (WCTU), который боролся за Сухой закон и права голоса для (белых) женщин, делал это под предлогом, что социальные беды, такие как алкоголизм среди белых мужчин, распространялись иммигрантами в питейных заведениях и тем самым угрожали общественному порядку и (белой) семье. Смешение религиозной риторики и евгенических идей создавало видимость моральной и научной обоснованности расистских законов. Взывая к эмоциональным идеям о христианской нации, находящейся под угрозой, можно было утверждать, что принудительная стерилизация и ограничение иммиграции — необходимые меры для защиты будущих поколений.
Необходимость связать религию с этими идеологиями становится очевидной, если вспомнить, что, согласно писанию, люди не должны вмешиваться в творение Бога. Образовательное общество евгеники с самого начала поняло, что религия не должна противостоять евгенике, если движение рассчитывало на широкое общественное признание. Это нашло отражение в создании в 1909 году журнала «The Eugenics Review», который прямо заявлял, что избегает конфликта с какой-либо теологической системой. Более того, религия была выделена как одна из ключевых тем наряду с биологией, антропологией, политикой и этикой. Редакция заверяла читателей, что евгеника может сосуществовать с духовными ценностями, стремясь продвигать как физическое, так и моральное совершенствование. Эта стратегия проявилась, в том числе, в привлечении к движению видных религиозных деятелей, таких как преподобный Инге, популярный богослов и общественный интеллектуал, который делал движение более авторитетным. Преподобный подчеркивал, что проблема евгеники заключается не в технике, а в этике, и что моральным долгом является решение о том, какие черты следует развивать в обществе.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos