В мире литературы есть произведения, история создания которых окутана тайнами и мистическими совпадениями. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из таких произведений, фактически ставшее литературной легендой ещё до официальной публикации. Предлагаем вашему вниманию десять удивительных фактов о главном труде великого писателя.
Первый роман был сожжён самим автором
После получения телеграммы о запрете пьесы «Кабала святош» Михаил Булгаков, не выдержав эмоционального напряжения, собственноручно уничтожил первоначальную версию романа. Символично, что позже писатель вернулся к работе, словно феникс из пепла возродив своё детище — и именно об этом в романе говорит Воланд: «Рукописи не горят».
От «Сатаны» к «Мастеру и Маргарите»
Роман мог выйти под совершенно другим названием. В разное время Булгаков рассматривал варианты «Сатана», «Вот и я», «Чёрный маг» и «Великий канцлер». На создание окончательной версии ушло около десяти лет, и за это время персонажи обрели свои завершённые черты, а произведение — своё каноническое название.
Бегемот — не просто кот
Хотя многие представляют Бегемота как озорного чёрного кота с аппетитом к водке и закускам, в мифологии Бегемот — опасный демон плоти. Булгаков мастерски трансформировал этот образ, вдохновляясь как своим домашним котом Флюшкой, так и литературным котом Мурром из произведений Гофмана. Под маской комичного персонажа скрывается существо куда более зловещее.
Таинственный разговор со Сталиным
В 1937 году Булгаков разговаривал по телефону с самим Иосифом Сталиным. Содержание этой беседы остаётся неизвестным, но примечательно, что, несмотря на волну репрессий, писатель и его семья избежали арестов. Многие исследователи видят в этом определённую параллель с романом, где Воланд обладает властью, выходящей за рамки человеческого понимания.
Мастер — это сам Булгаков?
Литературоведы часто отмечают автобиографические черты в образе Мастера. Возраст героя совпадает с возрастом Булгакова на момент начала работы над романом — 38 лет. Как и автор, Мастер создаёт произведение, которое не принимает официальная критика, и переживает творческий кризис.
Несуществующий театр «Варьете»
Вопреки попыткам некоторых московских заведений приписать себе славу прототипа, театр «Варьете» был полностью вымышлен Булгаковым. Это яркий пример того, как писатель создавал собственную мифологию Москвы, смешивая реальные и вымышленные локации.
Каждый из этих фактов добавляет свой штрих к пониманию не только самого романа, но и личности его создателя. «Мастер и Маргарита» остаётся произведением, которое продолжает раскрывать свои тайны даже спустя десятилетия после создания.
Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий. Мне важно знать ваше мнение