Найти в Дзене
Разноцветные грани

Жизнь в Стране Советов. Художник Иван Степанович Иванов-Сакачёв

Иван Степанович Сакачёв родился 2 августа 1926 года в Ставропольской губернии, в молодой Стране Советов, первом в мире социалистическом государстве. После Октябрьской революции прошло почти девять лет, во время которых закончилась гражданская война, а в декабре 1922 года четыре республики — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР — объединились в одно государство. Таким образом, Ивана Сакачёва можно считать ровесником СССР, поскольку новое государство образовалось всего лишь на три с половиной года раньше рождения будущего художника. Страна развивалась и строилась, и в ней жил и вместе с ней рос и взрослел Иван Сакачёв. Учился, работал, воевал, защищая свою страну и её независимость, писал картины, запечатлевая соотечественников, их жизнь и окружающую природу. И всё это во благо своей страны, которая в декабре 1991 года, через 69 лет после образования, прекратила своё существование. Но Иван Степанович не дожил до распада Советского Союза. Он умер в марте 1985 года,

Иван Степанович Сакачёв родился 2 августа 1926 года в Ставропольской губернии, в молодой Стране Советов, первом в мире социалистическом государстве. После Октябрьской революции прошло почти девять лет, во время которых закончилась гражданская война, а в декабре 1922 года четыре республики — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР — объединились в одно государство. Таким образом, Ивана Сакачёва можно считать ровесником СССР, поскольку новое государство образовалось всего лишь на три с половиной года раньше рождения будущего художника.

Страна развивалась и строилась, и в ней жил и вместе с ней рос и взрослел Иван Сакачёв. Учился, работал, воевал, защищая свою страну и её независимость, писал картины, запечатлевая соотечественников, их жизнь и окружающую природу. И всё это во благо своей страны, которая в декабре 1991 года, через 69 лет после образования, прекратила своё существование.

Но Иван Степанович не дожил до распада Советского Союза. Он умер в марте 1985 года, навсегда оставшись советским художником и гражданином СССР. И его картины — своеобразные документы эпохи, напоминающие о том, как жила страна, показывающие разные грани и моменты этой жизни.

Конечно, мы помним, что в СССР с 1934 года единственно верным и правильным художественным методом был социалистический реализм, и художники были должны следовать ему, писать портреты вождей и героев труда, показывать достижения народного хозяйства и счастливую жизнь граждан. Знаем это и смотрим на работы Иванова-Сакачёва через призму этого знания...

Жизнь Ивана Степановича была нелёгкой. В раннем детстве он остался круглым сиротой и был взят на воспитание другом семьи И.К. Ивановым, которого считал своим отцом и фамилию которого впоследствии, в знак признательности, добавил к родной.

В 1944 году Иванов-Сакачёв был призван в армию и отправлен на Дальневосточный фронт, где участвовал в войне с Японией и в освобождении Кореи. Был старшим сержантом, служил радиотелеграфистом. Награждён медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За освобождение Кореи».

Техпомощь прибыла. 1955 г.
Техпомощь прибыла. 1955 г.

В 1950 — 1955 годах обучался в Краснодарском художественном училище, после окончания которого поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, на живописный факультет. Сначала учился на театрально-декорационном отделении, но на 2-ом курсе перешёл на станковое, а затем на отделение монументальной живописи. Окончил институт по мастерской А.А. Мыльникова, дипломной работой стало панно "Верность" для Дворца Советов в Чите.

За работой. Автопортрет. 1966 г.
За работой. Автопортрет. 1966 г.

Окончив институт, остался в Ленинграде, занимался монументальной и станковой живописью. С 1955 года был постоянным участником художественных выставок, в 1970 г. принят в Союз художников. В 1966-1972 гг. преподавал живопись и композицию на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена.

Поступление в институт в 1956 году совпало с началом периода оттепели, времени свободы, надежд, открытий и изменений. Изменения в стране отразились и в творчестве Иванова-Сакачёва, настрой и атмосфера его картин существенно изменились. И даже зимний сибирский пейзаж кажется наполненным теплом.

Сибирь. Ельцовка. 1960-е гг. Холст, масло. 75 x 170 см
Сибирь. Ельцовка. 1960-е гг. Холст, масло. 75 x 170 см
Этюд к картине "Возвращение с праздника". 1960-е гг.
Этюд к картине "Возвращение с праздника". 1960-е гг.
Студентка. 1950-е. Оргалит, масло. 38 x 27 см
Студентка. 1950-е. Оргалит, масло. 38 x 27 см

К сожалению, в сети удалось найти не очень много (а вернее, совсем мало) репродукций работ Иванова-Сакачёва, и, очевидно, значительная часть его творчества не только осталась за рамками данной статьи, но и неизвестна широкой публике. Тем не менее, даже по найденным немногочисленным репродукциям нетрудно заметить, как менялась жизнь в стране и вслед за этими изменениями изменялся и характер творчества художника.

Наиболее интересными работами Сакачёва из тех, что можно найти в Интернете, на мой взгляд, являются две картины, написанные в конце 60-х — начале 70-х лет, на которых изображены две советские девушки. Глядя на эти репродукции, понимаешь, что неправы те, кто говорит, что советские люди одевались одинаково, и их одежда была невзрачной. Посмотрите, какое буйство красок, какие яркие наряды у изображённых девушек!

Красные чулки. 1967 г. Холст, масло. 124.5 x 74.7 см
Красные чулки. 1967 г. Холст, масло. 124.5 x 74.7 см
Студентка факультета истории искусств. 1972 г. ДВП, темпера, гуашь. 124 x 100.5 см
Студентка факультета истории искусств. 1972 г. ДВП, темпера, гуашь. 124 x 100.5 см

Эти картины показывают и доказывают, как сильно изменилась страна. Ещё за десять-пятнадцать лет до их написания невозможно было вообразить, чтобы советский художник представил на выставке картину с названием "Красные чулки". И вот, пожалуйста, вместо колхозниц и ткачих, трудящихся на благо общества, мы видим на картине праздно сидящую задумчивую особу.

Художник напоминает зрителям, что "не хлебом единым жив человек", и что"красота спасёт мир". А чтобы спасение осуществилось, нужны специалисты, разбирающиеся в красоте, в искусстве. Правда, мне кажется, что Иванов-Сакачёв немного иронизирует над будущим искусствоведом. Позой, причёской и профилем она очень похожа на героиню висящей на стене репродукции работы Пабло Пикассо "Женщина и ворон" (или "Женщина и ворона" — не знаю, как правильно, поскольку в переводах встречаются оба варианта). При этом репродукция Пикассо изображена намного ярче, чем в оригинале. Возможно, этой излишней яркостью вкупе с вычурностью обоев художник подчёркивает некую манерность девушки. А может, это просто мои домыслы.

П. Пикассо. Женщина и ворон(а). 1904 г. Фанера, бумага, уголь, пастель, акварель. 64.8×49.5 см. Музей искусств Толедо, Толедо, штат Огайо, США
П. Пикассо. Женщина и ворон(а). 1904 г. Фанера, бумага, уголь, пастель, акварель. 64.8×49.5 см. Музей искусств Толедо, Толедо, штат Огайо, США

Хотелось бы увидеть две эти картины с девушками воочию, но это вряд ли удастся, поскольку они были проданы на аукционах. Стоимость картины "Красные чулки" в 2006 году на аукционе Christie's South Kensington составила 15325 долларов США.

Представленная ниже картина "Ветер", написанная в 1983 году, также продана на аукционе.

Ветер. 1983 г. Холст, масло. 60 x 80 см
Ветер. 1983 г. Холст, масло. 60 x 80 см

Здесь мы видим советскую деревню и женщин, живущих в ней. И деревня 80-х практически не отличается от деревни 70-х.

Перед грозой. 1970-е гг.
Перед грозой. 1970-е гг.

В то время люди ещё массово не уезжали в города, покидая сёла и деревни, трудились на родной земле, растили детей и не знали, что на рубеже XX и XXI веков численность сельского населения в России значительно сократится, и многие деревни будут обречены на умирание. В 60-е и 70-е многие ещё верили в коммунизм и в то, что если не они сами, то их дети будут жить в новом общественном строе.

Что же, общественный строй изменился. Но вместо коммунизма мы попали в капитализм. А коммунизм оказался утопией.

Но в 60-е — 80-е люди жили привычной жизнью, много работали, но находили время для отдыха. Читали, мечтали. Радовались переменам к лучшему. Ходили в кино и театр, общались с друзьями и близкими. Жизнь порой была нелёгкой, но у людей было ощущение стабильности, уверенности в завтрашнем дне, вера в лучшее будущее.

Натюрморт с радиоприёмником. 1967 г.
Натюрморт с радиоприёмником. 1967 г.
Лето на Оби. 1975 г.
Лето на Оби. 1975 г.
Сумерки. 1969 г.
Сумерки. 1969 г.
Мостки под старыми деревьями. 1970-е гг.
Мостки под старыми деревьями. 1970-е гг.
С днём рождения, Филипп Данилович! 1975 г.
С днём рождения, Филипп Данилович! 1975 г.

Советские спортсмены часто ставили рекорды, участвовали в международных соревнованиях, завоёвывали медали. И народ ими гордился. Люди смотрели спортивные трансляции по телевизору, слушали репортажи по радио, читали обзоры в газетах. А художники создавали портреты спортсменов.

Иван Степанович Иванов-Сакачёв тоже уделил внимание теме спорта. В частности, создал серию портретов волейболисток команды "Уралочка" и их тренера Николая Карполя. Некоторые из работ этой серии представлены ниже.

Карполь на тренировке. Картон, масло. 29 x 47 см
Карполь на тренировке. Картон, масло. 29 x 47 см
Мастер спорта международного класса, почётный гражданин г. Осака Гордова Надежда. 1979 г.
Мастер спорта международного класса, почётный гражданин г. Осака Гордова Надежда. 1979 г.
Мастер спорта международного класса, почётный гражданин г. Осака Надежда Горловская. 1979г.
Мастер спорта международного класса, почётный гражданин г. Осака Надежда Горловская. 1979г.
Перед тренировкой. 1970 г. Картон, масло. 46 x 21 см.
Перед тренировкой. 1970 г. Картон, масло. 46 x 21 см.

Как видим, в творчестве советского художника Иванова-Сакачёва нашли разные моменты советской действительности. Работы Сакачёва интересны и людям старшего поколения, которые жили в СССР, и молодым, родившимся уже после распада великой страны. Первым картины дают возможность вспомнить прошлое, ненадолго вернуться в молодость, а вторым — прочувствовать атмосферу советской действительности, лучше понять старших и осознать, что есть вечные ценности, и у людей разных поколений, несмотря на различия, много общего.

Лесная речка. 1980 г.
Лесная речка. 1980 г.

UPDATED 6 июня 2025 г. Одна из читательниц сообщила (и привела в комментариях убедительные аргументы), что размещённые в статье плакаты "За народное счастье" и "Первый хлеб — государству!" созданы другим художником — В.С. Ивановым. Поэтому я убрала эти плакаты из статьи. Ещё раз благодарю читательницу с ником Takeda за внимательное чтение и неравнодушие. Кроме того, Takeda добавила к приведённым в статье репродукциям работ Ивана Степановича Иванова-Сакачёва фотографию панно, сохранившегося в Доме культуры посёлка Восход в Краснодарском крае. "Изображен Николай Насибов с Анилином и дети прославленного жокея," — пояснила Takeda.
Николай Насибов и легендарный гнедой жеребец Анилин трижды выиграли Приз Европы.

Настенное панно в посёлке Восход. Фото читателя Takeda
Настенное панно в посёлке Восход. Фото читателя Takeda

К счастью, в сети нашлась информация о панно в Доме культуры посёлка Восход. Панно, рассказывающее о буднях конного завода «Восход» в период его всесоюзной славы, было создано в 1966 году Ивановым-Сакачёвым совместно с художником-монументалистом Демидовым. К сожалению, о Демидове никакой конкретной информацией директор Дома культуры Евгения Петрищева не располагает. Даже имя не известно. (Источник: https://news-armavir.ru/2024/07/03/turizm-redkaya-kollekcziya-zhivopisnyh-rabot-sovetskoj-epohi-sohranilas-v-poselke-voshod).

В галерее ниже представлены фрагменты панно. Фото Александра Ковязина из обзора, ссылка на который приведена выше.