Иван Степанович Сакачёв родился 2 августа 1926 года в Ставропольской губернии, в молодой Стране Советов, первом в мире социалистическом государстве. После Октябрьской революции прошло почти девять лет, во время которых закончилась гражданская война, а в декабре 1922 года четыре республики — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР — объединились в одно государство. Таким образом, Ивана Сакачёва можно считать ровесником СССР, поскольку новое государство образовалось всего лишь на три с половиной года раньше рождения будущего художника.
Страна развивалась и строилась, и в ней жил и вместе с ней рос и взрослел Иван Сакачёв. Учился, работал, воевал, защищая свою страну и её независимость, писал картины, запечатлевая соотечественников, их жизнь и окружающую природу. И всё это во благо своей страны, которая в декабре 1991 года, через 69 лет после образования, прекратила своё существование.
Но Иван Степанович не дожил до распада Советского Союза. Он умер в марте 1985 года, навсегда оставшись советским художником и гражданином СССР. И его картины — своеобразные документы эпохи, напоминающие о том, как жила страна, показывающие разные грани и моменты этой жизни.
Конечно, мы помним, что в СССР с 1934 года единственно верным и правильным художественным методом был социалистический реализм, и художники были должны следовать ему, писать портреты вождей и героев труда, показывать достижения народного хозяйства и счастливую жизнь граждан. Знаем это и смотрим на работы Иванова-Сакачёва через призму этого знания...
Жизнь Ивана Степановича была нелёгкой. В раннем детстве он остался круглым сиротой и был взят на воспитание другом семьи И.К. Ивановым, которого считал своим отцом и фамилию которого впоследствии, в знак признательности, добавил к родной.
В 1944 году Иванов-Сакачёв был призван в армию и отправлен на Дальневосточный фронт, где участвовал в войне с Японией и в освобождении Кореи. Был старшим сержантом, служил радиотелеграфистом. Награждён медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За освобождение Кореи».
В 1950 — 1955 годах обучался в Краснодарском художественном училище, после окончания которого поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, на живописный факультет. Сначала учился на театрально-декорационном отделении, но на 2-ом курсе перешёл на станковое, а затем на отделение монументальной живописи. Окончил институт по мастерской А.А. Мыльникова, дипломной работой стало панно "Верность" для Дворца Советов в Чите.
Окончив институт, остался в Ленинграде, занимался монументальной и станковой живописью. С 1955 года был постоянным участником художественных выставок, в 1970 г. принят в Союз художников. В 1966-1972 гг. преподавал живопись и композицию на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена.
Поступление в институт в 1956 году совпало с началом периода оттепели, времени свободы, надежд, открытий и изменений. Изменения в стране отразились и в творчестве Иванова-Сакачёва, настрой и атмосфера его картин существенно изменились. И даже зимний сибирский пейзаж кажется наполненным теплом.
К сожалению, в сети удалось найти не очень много (а вернее, совсем мало) репродукций работ Иванова-Сакачёва, и, очевидно, значительная часть его творчества не только осталась за рамками данной статьи, но и неизвестна широкой публике. Тем не менее, даже по найденным немногочисленным репродукциям нетрудно заметить, как менялась жизнь в стране и вслед за этими изменениями изменялся и характер творчества художника.
Наиболее интересными работами Сакачёва из тех, что можно найти в Интернете, на мой взгляд, являются две картины, написанные в конце 60-х — начале 70-х лет, на которых изображены две советские девушки. Глядя на эти репродукции, понимаешь, что неправы те, кто говорит, что советские люди одевались одинаково, и их одежда была невзрачной. Посмотрите, какое буйство красок, какие яркие наряды у изображённых девушек!
Эти картины показывают и доказывают, как сильно изменилась страна. Ещё за десять-пятнадцать лет до их написания невозможно было вообразить, чтобы советский художник представил на выставке картину с названием "Красные чулки". И вот, пожалуйста, вместо колхозниц и ткачих, трудящихся на благо общества, мы видим на картине праздно сидящую задумчивую особу.
Художник напоминает зрителям, что "не хлебом единым жив человек", и что"красота спасёт мир". А чтобы спасение осуществилось, нужны специалисты, разбирающиеся в красоте, в искусстве. Правда, мне кажется, что Иванов-Сакачёв немного иронизирует над будущим искусствоведом. Позой, причёской и профилем она очень похожа на героиню висящей на стене репродукции работы Пабло Пикассо "Женщина и ворон" (или "Женщина и ворона" — не знаю, как правильно, поскольку в переводах встречаются оба варианта). При этом репродукция Пикассо изображена намного ярче, чем в оригинале. Возможно, этой излишней яркостью вкупе с вычурностью обоев художник подчёркивает некую манерность девушки. А может, это просто мои домыслы.
Хотелось бы увидеть две эти картины с девушками воочию, но это вряд ли удастся, поскольку они были проданы на аукционах. Стоимость картины "Красные чулки" в 2006 году на аукционе Christie's South Kensington составила 15325 долларов США.
Представленная ниже картина "Ветер", написанная в 1983 году, также продана на аукционе.
Здесь мы видим советскую деревню и женщин, живущих в ней. И деревня 80-х практически не отличается от деревни 70-х.
В то время люди ещё массово не уезжали в города, покидая сёла и деревни, трудились на родной земле, растили детей и не знали, что на рубеже XX и XXI веков численность сельского населения в России значительно сократится, и многие деревни будут обречены на умирание. В 60-е и 70-е многие ещё верили в коммунизм и в то, что если не они сами, то их дети будут жить в новом общественном строе.
Что же, общественный строй изменился. Но вместо коммунизма мы попали в капитализм. А коммунизм оказался утопией.
Но в 60-е — 80-е люди жили привычной жизнью, много работали, но находили время для отдыха. Читали, мечтали. Радовались переменам к лучшему. Ходили в кино и театр, общались с друзьями и близкими. Жизнь порой была нелёгкой, но у людей было ощущение стабильности, уверенности в завтрашнем дне, вера в лучшее будущее.
Советские спортсмены часто ставили рекорды, участвовали в международных соревнованиях, завоёвывали медали. И народ ими гордился. Люди смотрели спортивные трансляции по телевизору, слушали репортажи по радио, читали обзоры в газетах. А художники создавали портреты спортсменов.
Иван Степанович Иванов-Сакачёв тоже уделил внимание теме спорта. В частности, создал серию портретов волейболисток команды "Уралочка" и их тренера Николая Карполя. Некоторые из работ этой серии представлены ниже.
Как видим, в творчестве советского художника Иванова-Сакачёва нашли разные моменты советской действительности. Работы Сакачёва интересны и людям старшего поколения, которые жили в СССР, и молодым, родившимся уже после распада великой страны. Первым картины дают возможность вспомнить прошлое, ненадолго вернуться в молодость, а вторым — прочувствовать атмосферу советской действительности, лучше понять старших и осознать, что есть вечные ценности, и у людей разных поколений, несмотря на различия, много общего.
UPDATED 6 июня 2025 г. Одна из читательниц сообщила (и привела в комментариях убедительные аргументы), что размещённые в статье плакаты "За народное счастье" и "Первый хлеб — государству!" созданы другим художником — В.С. Ивановым. Поэтому я убрала эти плакаты из статьи. Ещё раз благодарю читательницу с ником Takeda за внимательное чтение и неравнодушие. Кроме того, Takeda добавила к приведённым в статье репродукциям работ Ивана Степановича Иванова-Сакачёва фотографию панно, сохранившегося в Доме культуры посёлка Восход в Краснодарском крае. "Изображен Николай Насибов с Анилином и дети прославленного жокея," — пояснила Takeda.
Николай Насибов и легендарный гнедой жеребец Анилин трижды выиграли Приз Европы.
К счастью, в сети нашлась информация о панно в Доме культуры посёлка Восход. Панно, рассказывающее о буднях конного завода «Восход» в период его всесоюзной славы, было создано в 1966 году Ивановым-Сакачёвым совместно с художником-монументалистом Демидовым. К сожалению, о Демидове никакой конкретной информацией директор Дома культуры Евгения Петрищева не располагает. Даже имя не известно. (Источник: https://news-armavir.ru/2024/07/03/turizm-redkaya-kollekcziya-zhivopisnyh-rabot-sovetskoj-epohi-sohranilas-v-poselke-voshod).
В галерее ниже представлены фрагменты панно. Фото Александра Ковязина из обзора, ссылка на который приведена выше.