Военная тайна на уровне Манхэттенского проекта
5 января 1943 года три японских пикирующих бомбардировщика, имевших кодовое название «Вал», внезапно атаковали союзную военно-морскую группу у побережья Гуадалканала. Одному из самолетов удалось нанести удар по новозеландскому эсминцу. Это было одно из тысяч подобных происшествий, происходивших по всему Тихому океану, и, по общему мнению, атака была ничем не примечательной. Когда самолеты уже улетали, броненосный крейсер ВМС США «Хелена» открыл заградительный огонь по ним. Снаряды промахнулись, но один из самолетов был сбит осколками, хотя прямого попадания не было.
Никто из присутствующих в тот день не знал, что экипажи стали свидетелями первого случая уничтожения вражеского самолета с помощью снарядов, оснащенных взрывателями переменного времени (VT), установленными на зенитные снаряды. Когда бомбардировщик «Вал» загорелся и рухнул в море, это ознаменовало поворотный момент в войне, который помог Союзникам прийти к победе.
VT-взрыватель был уловкой. Снаряды не работали с новым таймером, как можно было подумать, а имели секретный радиовзрыватель, ставший результатом многих лет инженерной работы и секретных разработок. Внутри взрывателя было более 130 крошечных электронных компонентов, которые позволяли снаряду взрываться вблизи вражеского самолета, нанося серьезные повреждения без необходимости прямого попадания.
До изобретения VT-взрывателя снаряды настраивались так, чтобы взорваться либо на определенной высоте, либо при прямом попадании в самолет. В первые годы Второй мировой войны большая часть зенитного огня была неточной и неэффективной. После Битвы за Британию британцы подсчитали, что для уничтожения одного вражеского самолета требовалось в среднем 1500 снарядов или 10 000 пуль. Все это должно было измениться.
Новый радиовзрыватель VT был результатом работы сотен инженеров, трудившихся в обстановке строжайшей секретности в лабораториях по всей территории США, а стоимость проекта составила около 1 миллиарда долларов. Название «Variable Time Fuze» (взрыватель переменного времени) было выбрано намеренно, чтобы запутать вражеских шпионов и наблюдателей. Моряки и солдаты, заряжавшие новые снаряды, считали, что это просто новый таймер. Но это был не таймер. Это был датчик.
Военное командование оценивало, что VT-взрыватель увеличит летальность зенитных снарядов в 5–10 раз. Тот факт, что одна очередь с «Хелены» смогла сбить японский самолет у Гуадалканала, стал доказательством концепции, необходимым для того, чтобы внедрить VT-взрыватели по всему миру. Ранее ни один из японских самолетов не был бы сбит в том коротком бою.
Благодаря передовым технологиям проект получил такую же степень секретности, как Манхэттенский проект и планирование высадки в Нормандии. Немцы и японцы никогда не должны были узнать, что новая точность союзников объяснялась не улучшением подготовки, а технологическим прорывом.
С 1943 по 1945 год американские заводы выпустили более 20 миллионов таких взрывателей, и результаты проявились немедленно.
В течение 1943 года все больше и больше японских самолетов сбивались благодаря новой технологии. Поскольку снарядам больше не требовалось попадать в цель напрямую, а достаточно было пройти рядом, зенитный огонь американских кораблей стал гораздо более смертоносным. Обученные пилоты были одним из главных козырей Японии, которыми она умело пользовалась в начале войны. Однако замена пилотов была затруднена. Недостаток кадров и учебных часов означал, что каждый потерянный японский пилот был практически невосполним.
К 1944 году союзники оценивали, что более половины всех японских самолетов, сбитых зенитным огнем, были уничтожены благодаря снарядам с VT-взрывателями.
Взрыватели затем сыграли решающую роль и в борьбе с летающими бомбами V-1, которыми немцы обстреливали Англию. Германия выпустила сотни мощных бомб V-1 в последние годы войны, атакуя Лондон, но новые VT-взрыватели перехватывали и уничтожали большинство из них еще в воздухе, не давая им достичь земли.
Адмирал Льюис Стросс писал о VT-взрывателях следующее:
Одной из самых оригинальных и эффективных разработок Второй мировой войны стал радиовзрыватель, или «VT»-взрыватель. Он использовался как армией, так и флотом, применялся при защите Лондона. Хотя ни одно изобретение не выиграло войну в одиночку, радиовзрыватель должен быть включен в число тех немногих разработок, таких как радар, от которых в значительной степени зависела победа.
С возросшей летальностью новые взрыватели нанесли сокрушительный удар по авиации как Японии, так и Германии, лишив их ценных ресурсов — самолетов и пилотов — что в конечном итоге ослабило их боеспособность.
Считается, что именно появление VT-взрывателей вынудило Японию прибегнуть к отчаянной тактике камикадзе, поскольку запас пилотов был исчерпан до критического уровня.
Но радиовзрыватель повлиял не только на зенитный огонь. Позже, в последние годы войны, была разработана его модификация для обычных артиллерийских снарядов. Радиовзрыватель определял приближение к земле и вызывал преждевременный подрыв снаряда в воздухе, создавая эффект воздушного взрыва. Такие взрывы имели значительно большее поражающее действие против окопанной пехоты, чем обычные взрывы при ударе о землю. Это значительно повысило эффективность обычной артиллерии наряду с зенитным огнем.
Ни немцы, ни японцы так и не узнали о новой технологии, применяемой союзниками. Они были озадачены резким и необъяснимым ростом эффективности союзного огня, но приписывали это улучшенной технике и подготовке, а не секретной разработке. Немцы лихорадочно пытались создать собственные радиовзрыватели, но ни один из них так и не был внедрен в производство до конца войны. И Японии, и Германии пришлось сражаться против VT-взрывателей, используя устаревшие взрыватели на основе таймеров и прямого удара, что ставило их в заведомо невыгодное положение.
К 1944 году значительная часть американской электронной промышленности была полностью переориентирована на производство VT-взрывателей. Заводы, которые раньше выпускали радиоприемники и рождественские гирлянды, теперь производили эти победоносные устройства. По мере того как их эффективность подтверждалась на поле боя, закупочные контракты стремительно росли год за годом. Затраты на VT-взрыватели выросли с 60 миллионов долларов в 1942 году до 200 миллионов в 1943-м, 300 миллионов в 1944-м и, наконец, достигли 450 миллионов в 1945 году. С расширением производства его эффективность улучшалась, а цена одного взрывателя снизилась с первоначальных 732 долларов в 1942 году до всего лишь 18 долларов к 1945 году. Это резкое снижение стоимости позволило армии закупить более 22 миллионов взрывателей, обеспечив их широкое применение на разных фронтах.
Хотя большинство людей знает о влиянии радара и атомной бомбы на исход Второй мировой войны, мало кто помнит о том, какое значение для победы имели VT-взрыватели. Эти устройства помогли союзникам быстрее закончить войну, значительно повысив смертельную силу и эффективность обычного вооружения, особенно в сравнении с устаревшими технологиями стран Оси.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos