Казалось, впереди только успех. Ташковой пришлось выдержать гораздо больше испытаний чем кажется на первый взгляд. Та самая девочка, чье лицо многие помнят по фильму «Уроки французского». Советское кино, которое растрогало тысячи зрителей, стало для нее счастливым билетом. Как актриса живет сейчас и почему резко отказалась от кино?
1956 год, Сталинград, пыльные дворы, запах свежеиспеченного хлеба из булочной на углу. Ташкова росла в обычной семье: мама — работник торговли, отец — мастер на заводе.
Деньги в доме не водились, искусство обсуждали разве что в контексте новогодних концертов по телевизору. Девочка же с детства жила сценой.
Театральный кружок, школьные постановки. Родители, конечно, смотрели на это с недоумением. Ну актрисой, и что дальше? Ни связей, ни денег, ни уверенности у взрослых, что дочка действительно талантливая.
Мол, мечты мечтами, но давай лучше на бухгалтера. Но разве можно объяснить человеку, который загорелся сценой, что его мечта "нереальная"?
Перед выпускным будущая актриса рассылала письма во все театральные вузы. Не было интернета, никто не гуглил «как точно поступить в театральный». Писали от руки, вкладывали в конверт свою веру и ждали. Ответили ей только из Щукинского училища. Для нее это был знак.
А дальше — чемодан, поезд на Москву, стук колес и полное ощущение, что ты летишь в пропасть, но с надеждой на светлое будущее.
Есть такие актрисы, которых можно смотреть бесконечно. Вот Татьяна как раз из таких. Яркая, талантливая, с характером. Она всегда это знала. Поэтому и рванула покорять столицу.
Первый кинематографический опыт Татьяны оказался не просто горьким – обидным до слез. Её пригласили на съемки еще после первого курса, отправили в Минск на «Беларусьфильм».
Молодая, полная надежд девушка приезжает на студию, думая, что вот оно – начало пути. И вроде всё хорошо, камера, свет, хлопушка, репетиции. Внезапно режиссер начинает уделять ей слишком много внимания. Не как актрисе, а как девушке. И когда Татьяна дала понять, что не заинтересована, её роль просто испарилась.
Вот такой вот первый урок в киноиндустрии. Но если кто-то другой мог бы сдаться, Ташкова только разозлилась.
Настоящий дебют случился в 1975-м – в драме Эдмонда Кеосаяна «Когда наступает сентябрь». Потом весь Советский Союз знал этот фильм. Даже если не смотрели, то точно слышали музыку. Татьяна там мелькнула среди девушек из вокального квартета – подпевала главному герою. Роль маленькая, но запоминающаяся.
Потом пошло-поехало: «Освобождение Праги», «Просто Саша» – пусть и не главные роли, но лицо стало узнаваемым. А уже в 1976-м она впервые получила главную роль в фильме «Только вдвоем». Казалось, вот он, тот самый момент – взлет.
Но в жизни все не так просто, особенно когда в нее вмешивается любовь.
Тут история будто из старых русских романов. Обычный вечер, молодая актриса возвращается в общежитие после учебы – уставшая, но довольная. В вагоне метро – молодой парень, студент, учится на дипломата.
Алексей Шуршиков. Увидел, влюбился. И не просто влюбился – сразу понял, что без неё жизни не будет.
Скоро свадьба, счастливая жизнь, первые шаги в профессии. Но дальше – развилка. Алексей получает назначение в американское посольство. Это 70-е – время, когда европейские страны всё ещё кажутся чем-то мифическим. Для обычного советского человека – билет в новую жизнь. Он зовет её с собой.
И вот тут – кульминация. Казалось бы, логичный выбор – ехать. Американская мечта, семья, новые возможности. Но Татьяна даже не сомневается. Не потому, что не любит. Любит. Но уехать – значит поставить крест на карьере. А она знала, что её место – здесь. В Москве, в кино, в театре.
«Ну ты конечно, Таня», – качали головами родители. Но что делать, когда сердце говорит одно, а судьба – другое?
1977 год, Москва. Время перемен, первые магнитофоны "Весна", на экранах — "Служебный роман". Татьяна Ташкова тогда была молодой актрисой, амбициозной, но всё ещё сомневающейся в себе. И тут — встреча, которая меняет всё.
Он был старше на тридцать лет, но именно этот мужчина оказался тем, кто понял её с полуслова, кто не перебивал, не давал ненужных советов, а просто слушал.
Да так, что у неё по спине пробегали мурашки — когда ещё встречаешь человека, которому действительно есть до тебя дело?
Режиссёр Евгений Ташков. Тот самый, который снимал "Уроки французского". А знаете, как он ее нашел? Все банально. Она зашла к нему на пробы, и вот этот момент — секунда, миг — и всё. Он просто взял и отдал ей главную роль. И не потому, что кто-то её рекомендовал.
Съемки шли. Татьяна смотрела на Евгения и видела, что для него она не просто молодая актриса, не просто ещё одно красивое лицо в кадре. Он относился к ней с уважением. А это, как ни крути, редкость.
Конечно, когда они поженились, началось… "Он тебе в отцы годится!", "Ты губишь свою жизнь!" Ну знаете, классика жанра. Но ей было плевать. В 1980-м они начали жить вместе, а через три года у них родился сын Алексей. Сейчас он тоже режиссёр, пошёл по стопам отца.
Татьяна была счастлива. Да, карьера у неё сложилась без громких ролей, но она и не гналась за этим. Снималась, но при этом могла быть дома, готовить любимые блюда для семьи (в девяностые, кстати, кулинарные навыки очень пригодились, не до красных дорожек было).
Они прожили вместе 32 года. 15 февраля 2012 года Евгений ушёл из жизни. Ему было 85. И вот теперь скажите — это была странная любовь? Или, может, самая настоящая, та, что случается раз в жизни?
Кто-то её помнит по фильму «Частное лицо», кто-то — по «Вызову». А кто-то вообще узнал её из рекламы чистящего средства, где прозвучала фраза «Тётя Ася приехала!».
Но её путь в кино — это не история о вечном успехе и славе. В 90-е её практически перестали приглашать на съёмки.
Киноиндустрия тогда вообще трещала по швам: студии закрывались, бюджеты урезались, актёры перебивались случайными заработками. У её мужа дела были не лучше. Многие в тот момент спивались, сдавались, опускали руки.
А Ташкова? Она пошла работать… поваром в столовую! Представляете? Народная артистка в белом халате раздаёт котлеты и пюре. А в свободное время ещё и сумки своими руками шьёт, чтобы хоть как-то держаться на плаву.
Переутомление, конечно, дало о себе знать. Постоянная усталость, здоровье пошатнулось. Но она не жаловалась. Просто шла дальше. А потом, ближе к концу 90-х, вдруг появилась работа — да, сначала всего лишь в рекламе.
Вот тут-то её коллеги и накинулись: «Как ты могла?! Это же предательство искусства!» Но Татьяна не комплексовала. «Работа есть работа», — говорила она.
А потом её снова позвали в кино. Сначала сериалы, потом полнометражные проекты. «Любить нельзя ненавидеть», «Редкая группа крови». Ее имя снова появилось в титрах. Но в 2012 году не стало её мужа. С тех пор жизнь стала тяжелее.
Сегодня ей 67, и она по-прежнему в профессии. Преподаёт в театральном институте, играет в антрепризных спектаклях, занимается озвучкой.
«Студенты — моя вторая семья», — говорит она. И, наверное, это правда. Ведь театр, кино, сцена — это и есть её жизнь.