Найти в Дзене

Определение положения ВМТ в двигателе

Очень часто, при ремонте двигателя, возникает необходимость выставить ВМТ при отсутствии/утрате заводских реперов. Случаются также сомнения в правильности установки заводских реперов. Не редки также случаи когда повреждается закрепление градуированного лимба на переднем шкиве коленчатого вала (он же демпфер крутильных колебаний) из-за расслоения резиновой прослойки в составе демпфера.
Выясняется положение ВМТ через измерение движения поршня вблизи ВМТ.
Легче и удобнее всего эту процедуру выполнять при снятой головке блока.
Однако во многих случаях это не возможно и тогда процедура может выполняться через свечное или форсуночное отверстие, через канал  извлеченной форкамеры  или через клапан двигателя. Во всех случаях технология выполнения процедуры едина, поэтому в данном материале описывается наиболее сложная процедура – определение ВМТ через шток клапана.
    Делается это так:
а) снимается клапанная крышка, удаляется стойка коромысел первого цилиндра
(или снимается распредв

Очень часто, при ремонте двигателя, возникает необходимость выставить ВМТ при отсутствии/утрате заводских реперов. Случаются также сомнения в правильности установки заводских реперов. Не редки также случаи когда повреждается закрепление градуированного лимба на переднем шкиве коленчатого вала (он же демпфер крутильных колебаний) из-за расслоения резиновой прослойки в составе демпфера.
Выясняется положение ВМТ через измерение движения поршня вблизи ВМТ.
Легче и удобнее всего эту процедуру выполнять при снятой головке блока.
Однако во многих случаях это не возможно и тогда процедура может выполняться через свечное или форсуночное отверстие, через канал  извлеченной форкамеры  или через клапан двигателя. Во всех случаях технология выполнения процедуры едина, поэтому в данном материале описывается наиболее сложная процедура – определение ВМТ через шток клапана.
    Делается это так:
а) снимается клапанная крышка, удаляется стойка коромысел первого цилиндра
(или снимается распредвал и удаляется толкатель), поршень поднимается в
ВМТ и рассухаривается один из клапанов;
б) на головку блока устанавливается стойка с индикатором,  которая прижимается любой удобной планкой, используя коромысельную шпильку или болт крепления крышки распредвала;
в) далее опускаем клапан до упора  его в  поршень, а ножку индикатора упираем в клапан.   Поскольку измерения нужны точные, а маслосъемный
колпачок будет тормозить шток клапана, то на клапан или на ножку
индикатора надо будет слегка надавливать пальцем;
г) если при рассухаривании вы подогнали поршень в ВМТ, то теперь его надо опустить вниз от ВМТ  «ПРОТИВ ХОДА» примерно на 1,5-2,0 мм (отслеживается по индикатору);
д) после этого вращаем вал  «ПО ХОДУ» медленно и осторожно до тех пор, пока поршень не займет положение  «не доходя 1 мм до ВМТ». В этом месте замираем, выдерживаем коленчатый вал ключом несколько секунд, чтобы его компрессией в других цилиндрах не сдвинуло куда-нибудь;
е) после этого делаем следующее: придумываем, что у нас будет репером ВМТ.
Это может быть ваша самодельная риска маркером на кожухе, это может быть
сконструированная вами надежная стрелка...... все, что угодно, на ваш выбор, но
желательно аккуратное и надёжное, чтобы этим вы могли пользоваться и в дальнейшей жизни. Теперь на ободе переднего шкива маркером делаем риску против вашего  "придуманного" репера;
ж) далее, так же осторожно, продолжаем вращать коленчатый вал так же «ПО ХОДУ» пока поршень не достигнет ВМТ и далее не опустится после нее ровно на 1 мм. В этом месте на ободе переднего шкива перед репером делаем маркером еще одну риску.
Середина между двумя этими рисками и будет истинной ВМТ.
В этом месте на ободе переднего шкива делаем надпил надфилем и считаем
это нашей отметкой ВМТ.  Остальные, ранее сделанные маркером метки, нам больше не нужны!
Примечание: для некоторых конструкций двигателей, величины хода поршня в 1мм может оказаться недостаточно для достижения требуемой точности. Тогда за базовую величину смещения поршня надо выбрать 2 или 3 мм.