1974 год. Ирландия. Режиссер Джон Бурмен. В ролях: Шон Коннери, Шарлотта Рэмплинг
Время апокалипсиса: 2293 год
Причина апокалипсиса: перенаселение
Масштаб апокалипсиса: вся планета
Один из самых лихих и безумных постапокалов появился в Ирландии благодаря усилиям продюсера, сценариста и режиссера Джона Бурмена («Избавление», «Экскалибур»), и в свое время считался чуть ли не порнографическим. Сэр Шон Коннери носился там по изумрудным ирландским лужайкам в красных труселях и пулеметных лентах то преследуя обнаженных постапокалиптических красавиц, то убегая от них.
Такой разврат оказался возможен в 1974-м, во времена Великой кислотной волны. Бурмен тогда стал большой звездой и одним из лидеров британского киноавангарда, выпустив на экраны скандальное «Избавление», один из определяющих и характерных фильмов 1970-х. Но если «Избавление» были сугубо мужской историей, в которой вообще не было женских персонажей, то в своем следующем «Зардозе» англичанин как будто решил оторваться после долгого воздержания.
По сценарию примерно в 2050-е цивилизация погибла от перенаселения. Планета не смогла больше обслуживать десятки миллиардов потребителей и устроила людям какую-то экологическую катастрофу. Выжившие после нее деградировали и впали в первобытную дикость.
Однако кое-где остались очаги культуры, называемые Вортексами. Их обитатели сохранили ремесла, науки и искусства. И за несколько веков в изоляции так продвинулись, что смогли победить смерть.
Правда теперь они безмерно скучают под своими непроницаемыми куполами. Половина бессмертных утратили интерес к жизни и впали в апатию, остальные же биологически состарились и теперь влачат жалкое существование, мечтая о недостижимой смерти. Ясность ума и молодость тела удалось сохранить небольшой группе ученых во главе с Шарлоттой Рамплинг.
Контролировать рождаемость на лежащей в руинах планете они перепоручили вездесущему и всемогущему искусственному интеллекту. Циклопический робот, замаскированный под гигантскую летающую голову, время от времени вылетает к диким племенам и сбрасывает на них дробовики и револьверы, чтобы те могли более эффективно убивать друг-друга и таким образом контролировать свою численность.
Робот практикует это уже почти 200 лет. За это время дикари не особенно развились, но поделились на подвиды. Обычные неандертальцы, земледельцы и ремесленники одеваются в древнюю рабочую одежду и называют себя бруталами. А племя убийц, занимающихся исключительно уничтожением бруталов, зовет себя экстерминаторами, в смысле истребителями. Они поклоняются летающей голове и в то время, когда не разъезжают по округе в поисках живых бруталов, молят небо прислать им еще оружия и боеприпасов.
Так бы все и продолжалось если бы один из истребителей по кличке Z (в смысле Зет) не нашел бы где-то в развалинах старую азбуку, не обучился бы читать и в своей тяге к знаниям не забрался бы однажды внутрь летающей головы. Робот привез истребителя в один из Вортексов, где Зет оказался в руках бессмертных.
Часть обитателей Вортекса предлагает немедленно убить дикаря, а другие хотят использовать для размножения. Ну и вообще изучить. Ведь это первый брутал, который попытался проникнуть в Вортекс за триста лет. Возможно это знак того, что быдло за пределами куполов начало эволюционировать.
После громкого успеха «Избавления» Бурмен получил полный карт-бланш на следующий фильм и «Зардоз» выглядит как реализованная мечта человека, помешанного на насилии и сексе. Кровищи и голых сисек тут ничуть не меньше чем в первом сезоне «Игры престолов».
Однако «Зардоз» состоит не из одних примитивных развлечений для грубой толпы. Бурмен работает на контрастах и заполняет пробелы между голыми телами множеством сложных философских рассуждений. И до конца не понятно серьезно ли он их воспринимает или это все какой-то сарказм, ирония.
Шон Коннери, недоуменно блуждающий по райскому саду в окружении голых нимф, не особенно помогает разобраться. В начале фильма он дикий варвар, тупое животное, подверженное каким-то детским импульсам. Но к финалу, начитавшись «Волшебника из страны Оз», превращается в своего рода Эйнштейна-бодибилдера, который не только постигает все тайны вселенной, но и сексуально стимулирует впавших в апатию бессмертных девушек. Правда в итоге превращается в камень под симфонию Бетховена. Чтобы это значило?
Немногие современники смогли расшифровать послание Джона Бурмена. Легендарный кинокритик Полин Кейл охарактеризовала «Зардоз», как нагромождение идиотских и неэффективных идей, а лауреат Пулитцеровской премии Роджер Эберт назвал оставляющим в недоумении.
А вот сегодня им, вероятно, было бы что сказать. Вооруженный до зубов голозадый дикарь по имени Z, вознамерившийся уничтожить западную цивилизацию, просто несколько опередил свое время.
Удачного просмотра.