Найти в Дзене

Авторынок РФ на грани обвала: дилеры умоляют «Заберите машину!», но покупателей нет. Автосалоны продают остатки и закрываются

Приветствую вас друзья! Кажется, время, когда за коврики в салонах брали как за золото, потихоньку нас покидает. Вместе с ним тихо умирает и вся система дилерства, которая держалась последние 20 лет. Сейчас в салонах не просто вежливо улыбаются — менеджеры буквально умоляют: «Возьмите машину, давайте хоть что-то вам предложим!» Колёса в подарок, скидки на страховку, бесплатное ТО и даже подарочный сертификат на кофе — лишь бы клиент согласился подписать договор. Потому что на горизонте не просто спад, а полноценный кризис. Февральские продажи рухнули на 25% по сравнению с прошлым годом. И это не просто сухая статистика — за этими цифрами стоит настоящая паника в кулуарах автобизнеса. Выручка тоже в минусе: если в январе салоны заработали 264 млрд рублей, то в феврале — уже 231 млрд. При этом январь традиционно считается «мёртвым» месяцем, а вот февраль-2023 принёс 328 млрд — то есть падение более чем на 30%. Деньги у дилеров заканчиваются: не хватает на аренду, зарплаты, закуп новых м
Оглавление

Приветствую вас друзья! Кажется, время, когда за коврики в салонах брали как за золото, потихоньку нас покидает. Вместе с ним тихо умирает и вся система дилерства, которая держалась последние 20 лет.

Сейчас в салонах не просто вежливо улыбаются — менеджеры буквально умоляют: «Возьмите машину, давайте хоть что-то вам предложим!»

Колёса в подарок, скидки на страховку, бесплатное ТО и даже подарочный сертификат на кофе — лишь бы клиент согласился подписать договор. Потому что на горизонте не просто спад, а полноценный кризис.

Что творится у дилеров? Цифры не врут

Февральские продажи рухнули на 25% по сравнению с прошлым годом. И это не просто сухая статистика — за этими цифрами стоит настоящая паника в кулуарах автобизнеса.

Выручка тоже в минусе: если в январе салоны заработали 264 млрд рублей, то в феврале — уже 231 млрд. При этом январь традиционно считается «мёртвым» месяцем, а вот февраль-2023 принёс 328 млрд — то есть падение более чем на 30%.

-2

Деньги у дилеров заканчиваются: не хватает на аренду, зарплаты, закуп новых машин. Некоторые сети отправляют топ-менеджеров в неоплачиваемые отпуска, чтобы хоть как-то удержать штат. Два крупных столичных салона уже выставлены на продажу.

В чём причина? Кредиты, китайцы и недоверие

Главный удар нанесла ключевая ставка, из-за которой автокредит стал неподъёмным финансовым инструментом для большинства покупателей. При средней цене нового авто в 3 млн рублей, покупать без рассрочки могут лишь единицы.

-3

Но и китайские марки, на которые многие делали ставку, не оправдали ожиданий. Например, Kaiyi (дочка Chery) начала продавать седан E5 за 2 млн, а сейчас его можно найти за 1,35 млн — дешевле «Весты» на механике! При этом машина крупнее, комфортнее и современнее. Но продажи всё равно вялые.

Если китайский седан с автоматом не может перебить Lada — что будет дальше?

Кто следующий на выход?

Проблемы не только у Kaiyi:

  • Exeed сокращает дилерскую сеть,
  • Changan балансирует на грани окупаемости,
  • мелкие китайские бренды вряд ли доживут до 2026 года.
Относительно стабильны пока только Haval и Geely — у них есть узнаваемость, локализация и логистика. Chery под вопросом: слишком много суббрендов, часть из которых уже провалилась.
-4

Что в итоге? Меньше выбора, выше цены

Скорее всего, рынок ждёт:

  • сокращение дилеров (останутся только крупные сети),
  • исчезновение слабых брендов (выживут 3-4 игрока),
  • рост цен (из-за утилизационного сбора и курсовых колебаний).

Парадокс: с одной стороны, выбор упростится — не надо метаться между десятком марок. С другой — покупать сейчас рискованно: самые большие скидки дают те, кто скоро закроется. А потом встанет вопрос: кто будет обслуживать машину? Где брать запчасти? Кому её перепродать?

На Lada, Haval и Geely таких распродаж нет — потому что им не надо отчаянно избавляться от stock.

Вывод: эпоха дилерства, какой мы её знали, закончилась

Машин много, денег у людей мало, кредиты дорогие, новые марки не приживаются. Рынок сожмётся до базового сценария: «Бери то, что есть, и радуйся, что вообще что-то есть».

И по иронии, цены всё равно будут расти. В конце концов останется два варианта:

  • Дорого, но проверено (Haval, Geely, Lada),
  • Дёшево, но с риском (малоизвестные китайцы, которые могут исчезнуть через год).
Вот такая новая реальность — без иллюзий и без шансов на возвращение «жирных» лет.

А что думаете вы друзья по этому поводу? Поделитесь ответами в комментариях!