Книга Иисуса Навина
Глава 14
1 Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых;
2 по жребию делили они, как повелел Господь чрез Моисея, девяти коленам и половине колена [Манассиина],
3 ибо двум коленам и половине колена [Манассиина] Моисей дал удел за Иорданом, левитам же не дал удела между ними;
4 ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово; посему они и не дали левитам части в земле, [а только] города для жительства с предместиями их для скота их и для других выгод их.
5 Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю.
6 Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне;
7 я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце:
8 братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему;
9 и клялся Моисей в тот день и сказал: "земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему";
10 итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет;
11 но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить;
12 итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города у них большие и укрепленные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь.
13 Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, [Кенезеянину,] Хеврон.
14 Таким образом Хеврон остался уделом Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, до сего дня, за то, что он в точности последовал [повелению] Господа Бога Израилева.
15 Имя Хеврону прежде было Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий. И земля успокоилась от войны.
(Иис.Нав.14:1-15)
КОММЕНТАРИИ ЛОПУХИНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА
1−5. Общие основания разделения Ханаанской земли между девятью с половиной израильскими коленами. 6−15. Удел Халева — Хеврон.
Нав 14:1. Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых;
Нав 14:1−5 Истории раздела Ханаанской земли библейский повествователь предпослал введение, в котором изложил общие основания для этого разделения, состоящие в указании того, кто производил этот раздел, каким способом и кому.
Раздел производили назначенные Моисеем первосвященник Елеазар, Иисус, сын Навина, и «начальники поколений» (буквально с еврейского «главы отцов колен») или князья колен (Чис 34:17−28).
Раздел производился посредством «жребия» (Чис 26:55−56) согласно с божественным повелением, которым требовалось, чтобы при определении величины удела принимаема была во внимание многочисленность или малочисленность колена, получающего удел (Чис 26:53−56). Выполнение этого требования, при разделении земли по жребию, внушает то представление, что жребием указывалось только положение достававшегося колену удела в известной части Ханаанской земли, а его величина определялась сообразно с количеством лиц, составлявших колено. Самый способ бросания жребия (Нав 18:6:19.1), нигде не указанный в священных книгах, состоял, по мнению раввинов, в том, что ставились два влагалища (чаши или ящики), в одно из которых клались куски кожи или дощечки с надписью колен, в другое — такие же предметы с надписью частей Ханаанской земли, подлежавших разделу, при этом за выниманием знака с названием колена следовало вытягивание знака с названием области, которая и делалась достоянием колена и сообразно с его численностью расширялась или сокращалась, вся западно-иорданская страна разделена была между девятью с половиной коленами В объяснение этого в Нав 14:3−4 указано, во-первых, то, что два с половиной колена получили уже уделы в восточно-иорданской стране, а одно колено, вследствие своего особого назначения, не получило удела, и, во-вторых, то, что потомство Иосифа образовало два отдельных колена. Слово «посему» в Нав 14:4 не находит для себя соответствия ни в еврейском тексте, ни в греко-славянском переводе.
Нав 14:5. Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю.
Указывается на божественное повеление в Чис 18:20:26.53−56.
Нав 14:6. Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне;
«Халев» был главой рода в Иудином колене (Чис 13:4:7, 1Пар 2:9:18, 42) и князем в этом колене (Чис 34:18−19). Он носил прозвище «Кенезеянин», которое усвоено ему и в Чис 32:12, не потому, что происходил от другого народа — Кенезеев (Быт 15:19:36.11, 15), на что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя «Кеназ» или прозвище «Кенезеянин» носил один из его славных предков, может быть, родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили тоже прозвище (Нав 15:17) или имя (1Пар 4:15). Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы (Нав 14:12), показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное Господом Моисею «о мне и о тебе», т. е. о Халеве и Иисусе Навине, находится в Чис 14:24:30. О «Кадес-Варни» — Нав 10:41.
Нав 14:7. я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце:
«И принес ему, — т.е. Моисею, — в ответ, что было у меня на сердце», т. е. Халев высказал искренно вынесенное им из осмотра Ханаанской земли представление о ней, не опасаясь нареканий за это со стороны других, участвовавших в этом осмотре, и не страшась народного гнева (Чис 14:10).
Нав 14:8. братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему;
«Братья мои», т. е. другие соглядатаи. Несогласие с ними Иисуса Навина в суждении о Ханаанской земле само собой разумелось в словах Халева, обращенных к нему самому и было слишком хорошо известно присутствовавшим, чтобы особо указывать на это, не возбуждая подозрений в заискивании пред израильским вождем.
Нав 14:9. и клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему»;
Нав 14:10. итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет;
Нав 14:11. но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить;
Божественное повеление о предоставлении Халеву земли, «по которой ходила нога его», в наследственную собственность передано Моисеем во Втор 1:36. Из слов Халева: «Господь сохранил меня в живых,.. уже сорок пять лет», еще блаженный Феодорит выводил заключение, что завоевание Ханаанской земли продолжалось 7 лет. «После Божия приговора, — говорит он, — произнесенного над шестьюстами тысяч, — разумеется в Кадесе по Чис 14, — евреи провели тридцать восемь лет, странствуя по пустыне, посему остается еще семь лет до сорока пяти». К разъяснению этого вывода можно разве присоединить указание на Втор 2:14, где говорится, что со времени выхода из Кадес-Варни и перехода через долину Заред на пути в Ханаан прошло 38 лет. Семь лет войны причислены в словах «и Израиль ходил по пустыне» ко времени странствования, так как и в продолжение их народ не имел еще настоящей оседлости. Словами «выходить и входить» означается вообще жизненная деятельность человек (ср. Чис 27:17 и др).
Нав 14:12. итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города у них большие и укрепленные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь.
Под «горой» сей разумеется гористая местность, в которой находится Хеврон; здесь соглядатаи видели енакимов исполинского роста (Чис 13:23), которые, несмотря на поражение, нанесенное им Иисусом Навином (Нав 11:21), снова завладели этой местностью. В последних словах своей просьбы «может быть» (по-еврейски «улай» — «не ли»), «Господь [будет] со мною» Халев, доселе в точности следовавший Господу (Нав 14:8−9), выражает, конечно, не сомнение в выполнимости своего намерения изгнать Енакимов, а надежду и желание сделать это при Божией помощи.
Нав 14:13. Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, [Кенезеянину,] Хеврон.
«Иисус благословил его», т. е. пожелал ему Божией помощи.
Нав 14:15. Имя Хеврону прежде было Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий. И земля успокоилась от войны.
О прежнем названии Хеврона см. Толковую Библию, т. 1-й, с. 52. Словами «и земля успокоилась от войны» снова (Нав 11:23) указывает на мирное состояние Ханаанской земли, как благоприятствовавшее разделению ее между израильским народом.
Иисус Навин 14 глава — Библия — Комментарии Лопухина: https://bible.by/lopuhin-bible/6/14/
ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (с сайта www.gotquestions.org)
Автор: Книга Иисуса Навина непосредственно не называет своего автора. Более чем вероятно, что Иисус, сын Навина, преемник Моисея на посту предводителя Израиля, написал значительную часть этой книги. Последняя часть книги, вероятно, была написана, по крайней мере, одним человеком после смерти Иисуса Навина. Возможно также, что некоторые разделы были отредактированы / скомпилированы после его смерти.
Дата написания: Книга Иисуса Навина, скорее всего, была написана между 1400 и 1370 гг. до н.э.
Цель написания: Книга Иисуса Навина содержит обзор военных кампаний при завоевании обещанной Богом земли. После исхода из Египта и сорокалетнего скитания в пустыне вновь образованная нация была готова войти в Обетованную землю и победить народы, которые занимали эту территорию. Обзор событий, который мы встречаем здесь, дает сокращенную и избирательную подборку многих сражений и то, как земля была не только завоевана, но и как она была разделена на районы обитания колен.
Ключевые стихи: Иисуса Навина 1:6–9: «Будь твердым и стойким! Ты сделаешь эту страну владением сынов Израилевых – Я отдаю им эту страну, как поклялся их отцам! Будь же твердым и стойким! Строго соблюдай и исполняй Закон, который тебе велел соблюдать Мой раб Моисей. Ни на шаг не отступай от этого Закона – и тебе повсюду будет сопутствовать успех. Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех. Я повелеваю тебе: будь твердым и стойким! Не робей и не бойся: с тобою везде будет Господь, твой Бог».
Иисуса Навина 24:14–15: «Бойтесь и чтите Господа, служите Ему верой и правдой. Отвергните всех богов, которым служили ваши предки за Рекою и в Египте, и служите только Господу. Если же вы не хотите служить Господу, то выбирайте прямо сейчас, кому вы будете служить. Богам, которым служили ваши предки за Рекою? Или богам амореев, на чьей земле вы живете сейчас? Но я и весь мой род – мы будем служить Господу».
Краткое резюме: Книга Иисуса Навина продолжает рассказ об израильтянах после исхода из Египта. Книга описывает примерно 20-летний период времени под предводительством Иисуса Навина после помазания его Моисеем. Двадцать четыре главы книги Иисуса Навина можно поделить на следующие группы:
Главы 1–12: вход и завоевание Земли обетованной.
Главы 13–22: указания по распределению Земли обетованной.
Главы 23–24: прощальная речь Иисуса Навина.
Предзнаменования: История блудницы Раав и ее великой веры в Бога израильтян ставит ее в один ряд с другими героями веры из Послания к Евреям 11:31. Это история Божьей благодати для грешников и спасения лишь верой. Самое главное – по благодати Божьей она попала в мессианскую линию родства (Матфея 1:15).
Один из церемониальных ритуалов в Иисуса Навина 5 находит свое идеальное исполнение в Новом Завете. Стихи 1–9 описывают Божье указание о том, что рожденные в пустыне должны быть обрезаны после входа в Землю обетованную. Поступая так, Бог «снял с них египетский позор», что означает, что он очистил их от грехов их прежней жизни. Колоссянам 2:10–12 описывает верующих как обрезанных в своих сердцах Самим Христом, через Которого мы оставили греховную природу нашей прежней жизни без Него.
Бог учредил города убежища, чтобы те, кто случайно убил кого-то, могли там жить, не опасаясь возмездия. Христос является нашим убежищем (Евреям 6:18).
Книга Иисуса Навина содержит важную богословскую тему покоя. Израильтяне, после 40 лет скитаний по пустыне, наконец, обрели покой, который Бог приготовил для них в земле Ханаан. Автор послания к Евреям использует этот пример как предупреждение, чтоб мы не позволили неверию удержать нас от вступления в Божественный покой во Христе (Евреям 3:7–12).
Практическое применение: Одним из ключевых стихов Книги Иисуса Навина является текст в 1:8: «Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех». Ветхий Завет полон историй о том, как люди «забыли» Бога и Его Слово и понесли ужасные последствия. Для христианина Слово Божье является источником жизненной силы. Если пренебречь ним, наша жизнь пострадает. Но если мы будем принимать близко к сердцу принцип из вышеупомянутого стиха, то будем совершенны и достойны находиться в Царстве Божьем (2 Тимофею 3:16–17), и увидим, что Божьи обетования в книге Иисуса Навина 1:8–9 станут также и нашими.
Иисус Навин является примером преимуществ достойного наставника. В течение многих лет он оставался рядом с Моисеем. Он наблюдал за тем, как тот почти безупречно следовал за Богом. Он научился молиться от Моисея. Он научился послушанию от Моисея. Очевидно, что Иисус Навин также получил негативный пример, который стоил Моисею входа в Землю обетованную. Пока ты жив – ты наставник. Кто-то наблюдает за тобой. Какая-то молодая особа или кто-то, на кого вы имеете влияние, видит, как вы живете и как поступаете. Кто-то учится от вас. Кто-то будет следовать вашему примеру. Наставничество – это гораздо больше, чем слова, произносимые наставником. Его жизнь говорит значительно больше.