Найти в Дзене

Мошенники звонят по телефону? Новое открытие: мошенничество с использованием школьных чатов.

На днях чуть не стала жертвой интересного развода по телефону. А, точнее, через Ватсап. К сожалению, там функции записи звонков у меня нет, поэтому приложить скрины текстов не получится, как в прошлый раз: Поэтому пишу по горячим следам, чтобы не забыть подробности. Высвечивается имя - Ирина Викторовна. Вот тут первый неочевидный подвох: даже если контакта нет в списке, но в своем профиле в графе "Имя" он указал ФИО, то на главном экране входящего звонка высветится именно оно. Однако уже в списке звонков видна тильда (волнистая линия), стоящая перед именем, что означает отсутствие данного номера в вашей записной книжке. Вот, к примеру, номер мамы у меня в списке есть и перед ее именем тильда не стоит. Таким образом, первые 3 секунды, пока телефон звонил, я лихорадочно соображала, что за Ирина такая. У меня Ир вообще нет среди знакомых, а уж с отчеством я давно не записываю никого просто так - всегда добавляю название фирмы или ведомства. В общем, первоначальная подготовка мошенников
Оглавление

На днях чуть не стала жертвой интересного развода по телефону. А, точнее, через Ватсап.

К сожалению, там функции записи звонков у меня нет, поэтому приложить скрины текстов не получится, как в прошлый раз:

Поэтому пишу по горячим следам, чтобы не забыть подробности.

Итак, звонок в Ватсап

Высвечивается имя - Ирина Викторовна.

Вот тут первый неочевидный подвох: даже если контакта нет в списке, но в своем профиле в графе "Имя" он указал ФИО, то на главном экране входящего звонка высветится именно оно.

-2

Однако уже в списке звонков видна тильда (волнистая линия), стоящая перед именем, что означает отсутствие данного номера в вашей записной книжке.

-3

Вот, к примеру, номер мамы у меня в списке есть и перед ее именем тильда не стоит.

Таким образом, первые 3 секунды, пока телефон звонил, я лихорадочно соображала, что за Ирина такая. У меня Ир вообще нет среди знакомых, а уж с отчеством я давно не записываю никого просто так - всегда добавляю название фирмы или ведомства.

В общем, первоначальная подготовка мошенников на пятерку. Ватсап хотел, как лучше, но в итоге стал подспорьем для нечистых на руку людей. Вот мошенники звонят по телефону, а на другом конце - человек пожилого возраста видит, что написано же - Ирина Викторовна звонит, наверное, человек серьезный, реальный, и будет слушать внимательно-внимательно, не ожидая подвоха.

Беру трубку, продолжая теряться в догадках - не хочется, не разобравшись, нагрубить реальному человеку).

Девушка (женщина?) с приятным голосом здоровается, и заводит речь о новом общем чате для учеников и родителей. И что нас туда надо добавить и так далее. Я пытаюсь вспомнить среди родителей или персонала человека с таким именем, не получается.

Спрашиваю прямо - кто она. Отвечает - ну Ирина Викторовна же.

Я говорю, а фамилия? По фамилиям-то я одноклассников ребенка точно знаю). Называет какую-то , уже не помню точно, но явно не родительница из класса.

Снова спрашиваю - так вы кто вообще? Пауза и быстрый скомканный ответ - секретарь архива (!). В школе...

Не знаю, как в других, но у нас такой должности нет. Поэтому расслабляюсь, понимаю, что человек не тот, за кого себя выдает, и спокойно слушаю дальше.

Если кратко: создали новый школьный чат для родителей и детей, необходимо всех туда добавить. Спрашивает - можно ли? Говорю, ну да. Уточняет мой номер, называет последние 4 цифры. Подтверждаю (смысл отнекиваться, если на него же и звонят).

Внимание, это был следующий этап мошеннической схемы!

Обычно у человека один номер, на который он регистрирует ватсап и прочие мессенджеры, а так же привязывает к банковской карте и прочим аккаунтам. Мало кто имеет несколько симок и разделяет все аккаунты и привязки по разным по номерам, согласитесь?

Таким образом, мошенники точно уверены, что обрабатывают нужный номер, на который и будут слать смс.

И дальше события стали развиваться стремительно.

Вдруг последовал вопрос, есть ли у нас билет учащегося (?). Естественно, нет (если они вообще в природе существуют). Спрашиваю, что за билет, ответ - ну нужен он). И сразу предлагается его оформить/получить и зарегистрировать на сайте школы.

И тут - внимание! - сразу же идет упоминание между делом о том, что надо будет зайти на сайт и ВКЛЮЧИТЬ ТРАНСЛЯЦИЮ/ДЕМОНСТРАЦИЮ ЭКРАНА!

Теперь уже все стало ясно на 100%.

Продолжаю включать дурочку, спрашиваю, а какой сайт? В ответ что-то невразумительное - поищите, посмотрите. Я уточняю - что ввести в адресной строке? И уже смеюсь про себя. Уж секретарь-то школы должен знать адрес сайта наизусть!). Снова невнятное бормотание.

К слову, ни разу не был произнесен номер школы! И я его тоже ни разу не называла. Поэтому "секретарю" пришлось сложно. Так что в разговоре не давайте никакой лишней информации - быстрее разберётесь, что звонят не те, кем представляются.

Делаю вид, что на сайт все же зашла. Спрашиваю, в какой раздел заходить. Но мне настойчиво твердят включить трансляцию ("я вам объясню, нажмите три точки..."), чтобы показать. Я хмыкаю, обрываю ее и говорю, что логичнее ей самой включить трансляцию и показать мне, куда залезать).

Она быстро называет отличную причину - якобы сайт у всех отображается по-разному и ей надо каждому лично показать!

Я резонно замечаю, что отображение, может, и разное, а вот название раздела у всех будет одно. И снова прошу сказать его название, чтобы найти самой. Дама опять уходит от ответа и требует трансляцию.

Я устаю от разговора, говорю, что у меня работа, мне некогда и она может скинуть ссылку на этот раздел в сообщения или его название, а я уже позже сама разберусь.

"Секретарь" возмущенно кричит, что ей тоже некогда, у нее тоже работа и ей надо сегодня сдать отчет по этим чатам!

Я напоминаю, что предложила ей выход, на что она отвечает, что я сама никогда не разберусь в регистрации на сайте, поэтому она должна контролировать с трансляцией экрана.

Отвечаю, что если не разберусь, напишу ей. В ответ фырканье, типа, и что, мне будет по 10 человек названивать, нет времени объяснять. Я привожу логичный довод, что сейчас же она планирует это время потратить на меня))). В ответ снова - "зайдите на сайт, включите трансляцию, это займет всего 2 минуты, мы тут с вами дольше разговариваем!".

Главное, претензии уже идут, эмоции, возмущения, давление на жалость!

В ней погибла настоящая актриса).

Я думаю, вы уже обратили внимание, что человеку требовалась именно демонстрация экрана моего телефона в реальном времени. Потому-то мне и не слали никаких ссылок и прочего.

  • Ещё по теме мошенничества 🔽

Суть развода в другом:

мошенники по телефону обрабатывают клиента, заставляют его включить трансляцию экрана, быстро запрашивают в нужном приложении код, введя мой номер. И моментом считывают пришедший код в тот момент, когда я буду транслировать экран. Ведь сейчас сообщения у многих всплывают и часто полностью или частично видно их содержание.

А дальше что угодно - с номером телефона и кодом из смс сейчас можно зайти в любой аккаунт, начиная с маркетплейсов, и заканчивая Госуслугами и банковскими приложениями.

Ну и конец был таким: мы еще пару раз прошлись по кругу "мне некогда - нет, дайте трансляцию". Еще более возмущенно мне заявили, что ей надо обработать еще 80 человек, сдать отчет к концу дня, ибо пятница, и вообще что я все время тяну. В итоге я уже грубо оборвала ее, сказав, что предложила ей другой вариант, а раз он ее не устраивает, то пусть делает отчет, как хочет. И дама бросила трубку.

Телефонное мошенничество продолжает процветать. Придумываются все новые и новые схемы разводов, выбираются простейшие бытовые ситуации, все тщательнее прорабатываются мелочи.

После звонка я прошерстила интернет, но не нашла описания подобной ситуации. Да, были упоминания о мошенниках, которые воровали аватарки директоров фирм/директоров школ/учителей и в ватсапе мурыжили людей.

Но информации про ситуации с какими-то регистрациями в школьных чатах и билетами учеников на сайте школы не встретила. Поэтому решила предупредить. Хотя вряд ли сильно пожилой человек будет состоять в подобном чате, но некоторые бабушки там присутствуют). Плюс ко всему, в целом, подготовка мошенников в данном случае была относительно хорошая, но слова "включите демонстрацию экрана" для меня это явный красный флаг. Так что если бы кто-то, действительно, был бы в мыле на работе или в ожидании пятницы, то мог бы и повестись на эту уловку!

Кстати, девушка говорила хорошо поставленным голосом, без акцента и постороннего гула на заднем фоне. Делаем выводы, что и аппаратуру мошенники тоже заменили - потратились на хорошее шумоподавление, видимо.

А вам звонили мошенники последнее время?

Как истории придумывали, чтобы выманить ваши кровные?

А теперь предлагаю отвлечься и почитать подборку с курьезными историями с покупателями Авито и менеджерами маркетплейсов, которые случались со мной:

PRO Авито и маркет-плейсы: курьезы, неадвекатность и прочие странности | Повседневное: просто, жизненно и со вкусом | Дзен