Найти в Дзене
Наташа Лёгкая

Работа, работа, перейди на бота

За последние три года Алина сменила три места работы – по году на каждое, на большее ее не хватает. Начинается обычно все очень даже многообещающе: Алина, миленькая и улыбчивая, успешно проходит собеседование, потом с волнением ждет первого рабочего дня, продумывает офисный гардероб, делает свежий маникюр в стиле нюд, и в день икс перешагивает порог офиса с тортиком наперевес. Алина прикладывает много усилий, чтобы коллектив ее принял: всегда приносит что-то к чаю и пшикает за собой освежителем воздуха в туалете, никому не перечит, делает комплименты сотрудницам постарше и внимательно выслушивает все сплетни. Вскоре как-то незаметно именно ее назначают ответственной за то, чтобы к праздникам были подготовлены поздравления и сценки на корпоратив, а также за сбор денег на дни рождения коллег. Однако при всех стараниях Алиночки на каждой работе обязательно находится кто-то, кто портит ей кровь. То это начальник-тиран, донимающий молодую сотрудницу своими придирками. То старая грымза-колле
изображение создано нейросетью
изображение создано нейросетью

За последние три года Алина сменила три места работы – по году на каждое, на большее ее не хватает. Начинается обычно все очень даже многообещающе: Алина, миленькая и улыбчивая, успешно проходит собеседование, потом с волнением ждет первого рабочего дня, продумывает офисный гардероб, делает свежий маникюр в стиле нюд, и в день икс перешагивает порог офиса с тортиком наперевес. Алина прикладывает много усилий, чтобы коллектив ее принял: всегда приносит что-то к чаю и пшикает за собой освежителем воздуха в туалете, никому не перечит, делает комплименты сотрудницам постарше и внимательно выслушивает все сплетни. Вскоре как-то незаметно именно ее назначают ответственной за то, чтобы к праздникам были подготовлены поздравления и сценки на корпоратив, а также за сбор денег на дни рождения коллег.

Однако при всех стараниях Алиночки на каждой работе обязательно находится кто-то, кто портит ей кровь. То это начальник-тиран, донимающий молодую сотрудницу своими придирками. То старая грымза-коллега, плетущая против юной девы мелкие подлые интриги. То какой-нибудь придурок из соседнего отдела с тупыми пошлыми шутками. Алиночка всем этим гадким людям не отвечает, она молчит и терпит, только иногда всплакнет в туалете, когда совсем накроет, а потом макияж подправит, на кухне чаю попьет (опять весь чай выпили, что я покупала, опять надо напоминать, ведь не моя очередь, ай нет, проще самой купить) и снова цокает каблучками на свое место. Она честно пытается сосредоточиться на рабочих задачах, но попытки унять внутренние переживания и при этом сохранить непроницаемое лицо отнимают почти все ее и без того невеликие силы.

К вечеру у Алиночки в душе уже столько всего накопилось, что когда она приходит домой, то обрушивает весь этот шквал эмоций на своего бойфренда Диму. Она жалуется, какой у нее мерзкий начальник и коллеги, как ей не нравится эта работа и как вообще ее все достало. В том числе то, что Дима как обычно нихрена не делает, только зависает в телефоне. Она заваливается на диван рядом с Димой, выпихивает телефон из его рук ногой и взамен вкладывает ему в руки свои ступни в капроновых колготках, в которых проходила весь день. Она капризно требует сделать ей массаж, потому что ее ножки затекли в этих неудобных туфлях. Дима молча мнет ее ступни, выслушивает монолог краем уха и думает, чем бы ее отвлечь, чтобы спокойно позалипать в соцсетях. Вообще-то, у него тоже на работе был непростой день, но квота на нытье в их паре уже прочно занята. Да и он же мужик. Он мог бы дать ей совет, что не стоит обращать внимания на всю эту мышиную возню в коллективе, но он уже пробовал и знает, что она только надуется. Поэтому он просто предлагает ей заказать пиццу (у нее все равно нет сил готовить после этого офисного ада) и включить какой-нибудь фильм. Она соглашается, и вскоре горячая пицца и свежий триллер ее успокаивают.

На следующее утро Алина встает пораньше, чтобы успеть перед работой зайти в магазин за большой пачкой чая в пакетиках и за цветами для старой грымзы. Сегодня у той день рождения.

***

Лариса Андреевна работает руководителем уже 23 года. За это время менялись адреса, названия и весь коллектив этой организации, но Лариса Андреевна стоит как скала – не сдвинешь. Болтовня и смех мгновенно смолкают, а шелест рабочих бумаг и стук клавиш наоборот усиливаются, когда из своего кабинета тяжелой походкой выходит начальница. Выходит она, впрочем, редко, зато на ковер к себе вызывает часто. Подчиненные этого момента боятся больше, чем визита к платному стоматологу. Лариса Андреевна обладает способностью камня на камне не оставить от сотрудников, которые до встречи с ней считали себя неплохими специалистами. Ее безжалостная, въедливая, презрительная критика иногда доводит женщин до истерики, а мужчин до битья кулаком по столу. Ходят слухи, что даже вышестоящее начальство побаивается Ларису Андреевну и поэтому ее не трогают. С работы она часто уходит последняя, скурпулезно проверяя отчеты своих подчиненных и находя мельчайшие ошибки и неточности, подчеркивает их красной ручкой, и их потом приходится переделывать снова, снова и снова. Она даже на глаз умеет определять размер шрифта, междустрочный интервал и глубину отступов в первой строке абзаца, и не дай бог у вас в документе все эти значения не будут приведены к введенному ей единому стандарту. Самой высокой оценкой от нее считается слово «сойдет», с которым она бросает перед сотрудником сделанный им документ без ее исправлений. Что уж говорить о еженедельных планерках, после которых урны в курилке набиваются десятками свежих бычков и скомканных бумажных платочков.

Но все меняется, когда поздним вечером Лариса Андреевна приходит домой. Она прислушивается – что происходит в комнате сына? Она тихонько снимает пальто и обувь в прихожей и осторожно стучит к нему дверь: «Никит, я пришла!» Оттуда нет ответа, только слышно звуки компьютерной игры и эмоциональные возгласы. Она просовывает голову в дверь:

— Что на ужин приготовить?

Никита наконец отрывается от экрана, стаскивает наушники с головы и злобно шипит:

— Мам, я сколько раз тебе говорил не заходить ко мне! Чё надо?!

Она робко улыбается:

— Ты голодный? Кушать хочешь?

— Ниче я не хочу, отвянь!

— Ну я приготовлю котлеты с гречкой и салат, может, потом поешь.

— Не хочу я твои котлеты, опять пересолишь, лучше суши закажи.

— Ну хорошо, закажи сам тогда, какие хочешь, я не разбираюсь. Я оплачу.

— Попозже, я щас занят.

Лариса Андреевна моет руки в ванной, потом переодевается в халат и садится на кухне с чашкой чая. В животе урчит, но готовить ужин, если Никита не будет есть, не хочется. Можно перебиться бутербродами. Намазывая хлеб маслом, Лариса Андреевна думает, как бы поделикатнее спросить у сына об успеваемости, чтобы он не разозлился. Она нанимала уже трех разных репетиторов, но особо толку от них нет, возможно, слишком молодые и ленивые. Никита уверенно движется к тому, чтобы завалить ЕГЭ. Мальчик, конечно, избалованный у нее получился, но, с другой стороны, а кто еще его в жизни побалует? Кроме матери некому. И он еще все-таки внутри совсем ребенок, хоть и вымахал выше нее.

Лариса Андреевна испытывает перед сыном чувство вины: не смогла выбрать ему нормального отца и слишком мало времени проводила с ним в детстве, потому что приходилось много работать, чтобы у Никиты было всего вдоволь. Но счастлив ли он? Кто его друзья? Есть ли у него девушка? Он стал таким скрытным. Надо предложить ему на выходных сходить в кино или еще куда-нибудь. Наверное, опять откажется.

Невеселые мысли Ларисы Андреевны прерывает топот сына: он выходит из комнаты и идет в прихожую. Слышен шорох куртки.

— Ты куда?

— Гулять.

— Но ты же не поел.

— Ниче страшного.

— Только вернись до одиннадцати, максимум до полдвенадцатого!

Ответом Ларисе Андреевне служит хлопок входной двери. Ей опять предстоит бессонная ночь до тех пор, пока Никита не вернется домой.

***

Руслан Каримович просыпается ровно в семь тридцать – за годы ежедневного четкого распорядка его биологические часы так точно настроились, что будильник ему давно не нужен. На кухне его уже ждет свежеприготовленный завтрак и кофе, а в гардеробной идеально выглаженный костюм, который жена вчера забрала из химчистки. За общим семейным завтраком он успевает поинтересоваться делами сыновей в школе и ответить на вопросы жены, что приготовить на ужин и какие у него планы на выходные, а также бегло просмотреть ленту новостей.

На работе день проходит как обычно, не без недочетов со стороны подчиненных, но ничто не способно вывести Руслана Каримовича из себя. Его неподвижного взгляда из-под очков и долгого красноречивого молчания достаточно для того, чтобы сотрудники не выдерживали, начинали краснеть, извиняться и спешили сами поскорее исправить свои косяки.

Вечером Руслана Каримовича встречает красиво сервированный ужин, но он предпочитает взять свою тарелку, плеснуть себе немного коньяку из личного минибара и закрыться в своем кабинете. Жена немного обижена, но ничего, потерпит, он устал и хочет отдохнуть в тишине. Так уж и быть, перед сном он скажет ей, что сходит с ней на тот новый спектакль, про который она пытается рассказать ему третий день подряд. Надо иногда ее выгуливать. Но это потом, а сейчас Руслан Каримович неспеша выбирает какой-нибудь классический старый фильм, чтобы насладиться им в одиночестве. В соседней комнате мальчиков тихо. Все правильно – они сейчас должны делать уроки. Иногда он берет на проверку их дневники и лично звонит классной руководительнице, чтобы убедиться, что все идет хорошо. Сыновья никогда точно не знают, когда именно папе захочется устроить проверку, поэтому им приходится всегда хорошо учиться и вести себя идеально.

На самом деле в комнате мальчиков сыплются взаимные угрозы: браться свистящим шепотом грозятся рассказать отцу о прегрешениях друг друга. Один не удержался и украл у приятеля мелочь, потому что отец лишил его карманных денег на неделю из-за тройки, другой утопил недавно купленные беспроводные наушники. Их мать в это время на кухне уткнулась в телефон перед недоеденным остывшим ужином: она бесконечно переключается между постами о рецепте оригинального салата, рекламой новой омолаживающей процедуры и статьей «10 признаков, что муж вам изменяет». Голова ее полна сомнений, забот и задач. В тот же момент в рабочем чате-междусобойчике, созданном тётками из бухгалтерии, разыгрываются целые баталии на тему что подарить шефу на предстоящий юбилей. Одни предлагают стильную ручку с гравировкой и ежедневник, другие – дорогой виски, третьи – сертификат в СПА. Каждый подарок подвергается критике как подхалимский, либо безвкусный, либо бесполезный.

Руслан Каримович и не подозревает, что вокруг его персоны кипят такие страсти. Он искренне негромко смеется, когда наблюдает за тем, как герой-недотепа Чарли Чаплина попадает в очередной переплет.