И снова я о том, куда сходить бесплатно в Москве (у меня же челлендж, так что стараюсь хотя бы раз в неделю рассказать о чем-то бесплатном). Сегодня расскажу о крутом частном музее с необычной коллекцией - это музей Собрание, находящийся на Солянке, на пересечении с Яузским бульваром.
Основатель и владелец музея Давид Якобашвили, один из основателей компании «Вимм-Билль-Данн», миллиардер, коллекционер, увлеченный человек. Идея создать музей принадлежит другу Давида Михайловича, шведскому бизнесмену и коллекционеру Биллу Линдваллу. У него была крупная старинных механических инструментов, которую он собирал 40 лет. Когда он заболел, то предложил Якобашвили купить коллекцию и создать музей, боялся, что наследники раздробят коллекцию.
Так появилась идея музея, но до ее реализации прошло 15 лет. За это время Давид Михайлович придумал проект и концепцию, нашел место, построил современное здание именно под запросы музея. Здесь он разместил и собрание Линдвалла, и свою коллекцию, которая сейчас продолжает расти. В команде музея работают настоящие профессионалы; искусствоведы, реставраторы, историки. Музей ведет работу по формированию коллекции, по реставрации разных артефактов, а также ведет научную и просветительскую работу. Здесь проходят не только выставки, но и лекции, так что следите за афишей, как говорится. Музей небанальный, со своим направлением и атмосферой.
Давид Михайлович принципиально считает, что музей должен быть общедоступным и бесплатным. С первым, получается не очень. В музей нельзя просто прийти и побродить по залам. Визитеров пускают только на мероприятия: лекции, экскурсии, вернисажи. Записаться на них можно на сайте, но сделать это непросто. Каждый день в 13.00 на сайте появляются слоты для записи, их мало (человек 20 всего), разлетаются места мгновенно. Я ловила слот несколько недель, но попасть на выставку ювелирного искусства так и не смогла. Зато посмотрела постоянную экспозицию. И это правда круто и стоило усилий.
Говорят, что сегодня коллекция Якобашвили одна из крупнейших частных коллекций мирового культурного значения в России, собрание разноплановое, но основной акцент сделан на декоративно-прикладном искусстве.
И самый главный интерес коллекционера - это самоиграющие музыкальные инструменты и механические редкости, в том числе музыкальные шкатулки, органы, оркестрионы, шарманки, механические пианино и рояли, граммофоны и фонографы, аккордеоны, часы и автоматоны. Безусловной гордостью музея "Собрание" является уникальная коллекция раритетного звука, в ней несколько тысяч различных музыкальных носителей. В музее представлены практически все виды звуковых носителей прошлого, включая бумажные роллы, на которые путем перфорации наносились музыкальные произведения, восковые валики для фонографов, граммофонные пластинки начала ХХ века из шеллака, бумажные перфорированные диски, металлические диски и виниловые пластинки.
Еще в фондах музея хранятся предметы декоративно-прикладного искусства, живопись и графика, и большая коллекцию русской бронзы, в том числе и мелкая пластика лучших мастеров XIX-XX веков, коллекция старинного русского и зарубежного серебра, стекла и хрусталя, предметы ювелирного искусства. Из всего этого богатства периодически устраивают интересные выставки, но, конечно, в основном все лежит в хранилищах.
В постоянной экспозиции, по которой мне посчастливилось пройти с экскурсией, на трех этажах показывают удивительные редкости: целый этаж музыкальных автоматов, шкатулок, пианино, органов, в том числе роскошные театральные. Каждый предмет хочется рассматривать в деталях, но экскурсию ведут быстро, одновременно слушать гида и смотреть не удается, пришлось жертвовать, чтобы успевать поснимать. Я обязательно еще расскажу об основных разделах коллекции, у меня много фото, а предметы тут настолько интересные, что они достойны отдельной публикации. А сегодня покажу музей в целом.
Здание, кстати, крутое, все сделано по самым последним музейным стандартам, удобно, позволяет просторно разместить предметы с отличной подсветкой. В общем, все на уровне. Гид - девушка с отличной речью, приветливая, живенько так рассказывает, стараясь все показать в действии. За час, конечно, осмотр получается беглый, но лучше, чем ничего. А вот охранники ну очень суровые. Я понимаю, что досмотр нужен и спокойно отношусь к этому, но у охраны такие лица, как-будто меня привели в какое-то учреждение строгого режима, можно бы немного снизить накал серьезности.
Экскурсия длится час, и нестись приходится почти бегом, а еще впечатления захлестывают, только на первом этаже мы пережили восторг и потрясение от невероятной коллекции всяких музыкальных устройств, как на втором этаже на нас обрушивается мир часов, каких их тут только нет: настенные, напольные, каретные, подвесные, в виде кулонов, брошей, колец, и даже целых соборов. И каждые - произведение искусства. Тоже хочется зависнуть в этом отделе надолго, но гид мчит дальше.
Впереди еще коллекция бронзы, собрание снова потрясает, и я это так люблю, и снова огромная нехватка времени, - получается только нащелкать на камеру и рассматривать уже потом дома. Впечатляет детализация бронзовых скульптур, мастерство художников невероятные. Но как мало времени!
А ведь впереди еще огромные движущиеся макеты и автоматоны! Это вообще стало для меня открытием, какой-то волшебный мир, не думала, что их так много и они такие интересные. В общем, времени на осмотр музея очень-очень мало. Я почти пропустила раздел с пианино и кабинетными органами, невозможно все успеть.
Немного поснимала видео, посмотрите, это интересно:
Радует, конечно, что бесплатно, можно ходить и ходить, зависая у каких-то отдельных экспонатов, я обязательно туда вернусь. Мне кстати подруга говорит, не пиши про Собрание, чтобы народ не ломанулся, но я щедро делюсь информацией, расскажите, если сходите, что увидели, что понравилось.
Что показалось самым интересным? Я влюбилась в автоматоны и в бронзу и мечтаю увидеть стекло, фарфор и ювелирку из коллекции Собрания. И спасибо Давиду Михайловичу, что не прячет эту красоту от людей в закромах, а делится ею.
Еще публикации о тому, куда сходить в Москве бесплатно, читайте здесь: