Найти в Дзене

Символизм в живописи Рериха

Сегодня хочу рассказать ,в общих чертах,о символизме в работах Константина Рериха.  Символизм - направление в искусстве, которое достигло пика популярности на рубеже XIX и XX веков, распространившись по Европе и России.  Валерий Брюсов, один из представителей русского символизма, определял символ как "окно в бесконечность", а произведения искусства – как "приотворенные двери в вечность".   🎨📝Творчество символистов сосредотачивалось на передаче глубоких, философских смыслов  (о жизни, смерти, бессмертии души и пр) через символы и образы. Живопись Николая Рериха стала мостом между востоком и западом, объединяя элементы разных традиций и философий.  Также в его работах смешался русский модерн и символизм.  Модерн заключается во внешней декоративности, яркости, узорчатости.  А символизм - в уходе к размышлениям о вечной жизни души, о Боге, природе, добре и зле, в использовании символов. Например, Рериху глубоко созвучно мироощущение древнего человека, для которого весь мир вокруг

Сегодня хочу рассказать ,в общих чертах,о символизме в работах Константина Рериха. 

Символизм - направление в искусстве, которое достигло пика популярности на рубеже XIX и XX веков, распространившись по Европе и России. 

Валерий Брюсов, один из представителей русского символизма, определял символ как "окно в бесконечность", а произведения искусства – как "приотворенные двери в вечность".  

🎨📝Творчество символистов сосредотачивалось на передаче глубоких, философских смыслов

 (о жизни, смерти, бессмертии души и пр) через символы и образы.

Живопись Николая Рериха стала мостом между востоком и западом, объединяя элементы разных традиций и философий. 

Н.К. Рерих «Кришна» из серии «Кулу», 1929 г
Н.К. Рерих «Кришна» из серии «Кулу», 1929 г

Также в его работах смешался русский модерн и символизм. 

Модерн заключается во внешней декоративности, яркости, узорчатости. 

А символизм - в уходе к размышлениям о вечной жизни души, о Боге, природе, добре и зле, в использовании символов.

Например, Рериху глубоко созвучно мироощущение древнего человека, для которого весь мир вокруг — деревья, камни — был живым, одушевленным. 

🪨Древние валуны в картинах художника способны менять форму; трещины и выемки на их поверхности проявляют то знаки, то живые лики. В них отпечатан весь опыт и мудрость мира. 

«Дозорный (Ледяной сфинкс)»
«Дозорный (Ледяной сфинкс)»

☁️Облака в картинах Рериха всегда проявляют присутствие чуда — небесных вестников и защитников. Они могут быть в форме разных существ, богатырей. 

🌅А небеса являются переходом в мир божественный и могут помочь найти ответ на вопросы и чаяния людей.

«Небесный бой»
«Небесный бой»

☀️Свет небес, который изображается желтым, напоминает золотой фон в иконах. Говорит нам о свете божественном, о вечности и бессмертии.

🏔️Горы - символ душевных стремлений к росту и к Богу. 

«Полунощное»
«Полунощное»

Это кратко, а в целом, символизм в творчестве Рериха – не просто художественный приём, а способ выразить его глубокие философские взгляды и видение мира.

Благодарю за внимание и приглашаю любителей природы и искусства в свой Телеграм-канал 🌱😊

Живопись. Мария Панкратова