Всем привет, с вами «Краткая история»! Да, мы вернулись, и практически с того света, а значит, нам есть, что про него рассказать!
Так что присаживайся поудобнее и готовься к путешествию в загробные миры разных культур и эпох — а мы начинаем!
Древние времена
Как такового представления о загробном мире у самых первых людей не было. Впрочем, в период раннего каменного века, около полумиллиона лет тому назад, у человеческих предков практиковался ритуальный каннибализм.
Считалось, что поедая соплеменников и врагов, людоеды получали жизненную силу и энергию умерших. О том, что человек будет существовать и после смерти, люди начали задумываться гораздо позже, и четкие представления о том, что их там ждет, возникли вместе с первыми религиями.
Загробный мир в Древнем Египте
Первыми — и во многом непревзойденными по сложности «обустройства» загробного мира, были египтяне. Посмертный мир Древнего Египта известен нам под множеством названий, от мистического «Дуат» до поэтического «Поле тростников».
Египтяне одновременно и боялись загробного мира, и восхищались им. Смерть рассматривалась египтянами как переходный этап существования души.
После смерти душа отправлялась в путешествие по загробному миру по реке на лодке — это отсылка к главной реке Египта - Нил. «Безопасным» этот путь был только для фараонов: согласно «Текстам Пирамид», им предстояло после смерти светить вечно, как «царственным звездам на небе».
Остальных ждал суд повелителя царства мертвых Осириса. Проводил его другой бог — Анубис. Он брал сердце покойного – вместилище всех его поступков – и помещал его на одну чашу весов.
На другую клали перо богини справедливости Маат. Если сердце оказывалось легче пера, то душа покойного отправлялась на «поля Иалу» или в «сады Осириса». Там она встречала верховных богов, а также своих родителей. Хотя тростниковые поля Иалу изображали как улучшенную версию самого Египта, там нужно было работать. Но была возможность этого избежать: человека хоронили вместе с ритуальными фигурками под названием «ушебти», которые занимались ручным трудом вместо него.
Те умершие, чье сердце оказывалось слишком тяжелым из-за грехов, отправлялись на съедение к чудовищу по имени Ам-мут, которая пожирала его душу. На этом заканчивалась вслед за обычной и загробная жизнь.
На самом деле посмертная жизнь египтян была куда сложнее описанной — ведь, по сути, все земное существование было лишь подготовкой к посмертию.
Загробная жизнь у древних греков и римлян
Согласно верованиям древних греков и римлян, правит подземным царством Аид, которого в римской мифологии называли Плутоном.
Тени умерших в верхнем мире собирал Гермес и отводил к берегам реки Стикс, где передавал их Харону.
Душа, которая входит в загробный мир, несла под языком или на глазах монеты, чтобы заплатить ему за переправу. Но те, чьи тела не были преданы земле, не могли попасть в загробный мир, пока их не похоронят.
Врата подземного мира охраняет Цербер, а за ними располагается загробный суд. Он решает, куда отправить души мертвых. Вершат его три легендарных царя: Минос, Радамант и Эак.
Эти судьи оценивали деяния каждой души и выносили решение о ее дальнейшей участи. Для греков мир мертвых делится на триосновные области — Тартар, Луга Асфоделей и Элизиум.
Чаще всего души попадали на луга Асфоделей. Это место было предназначено для обычных людей, которые не совершили ничего выдающегося, но и нагрешить не успели.
Элизиум был местом, где души вели легкую загробную жизнь. Больше всего здесь было полубогов или героев, но сюда могли попасть и простые смертные. Например, Сократ, который доказал свою ценность, будучи философом. Души отъявленных злодеев попадали в Тартар. Это глубокая бездна, темница мучений и страданий для нечестивых. Здесь находились такие известные фигуры, как Тантал, Сизиф и титаны, свергнутые олимпийскими богами.
Скандинавская мифологи
Согласно скандинавской мифологии, существовало несколько различных загробных миров, куда попадал элемент души под названием Хугр. Это, конечно, Вальгалла: большой зал в Асгарде, царстве скандинавских богов-Асов. Это место принадлежало Одину, королю богов и покровителювойны и мудрости. Всеотец забирает туда павших в бою воинов для того, чтобы во время конце света под названием «Рагнарёк» они дали бой чудовищам. То есть Один, фактически, вербовал войско.
В течение дня воины, называемые эйнхериями, тренируются и сражаются друг с другом. Но если получают раны, они исцеляются перед вечерним застольем. На пиру героям Вальгаллы прислуживают валькирии. Кормят их мясом гигантского кабана Сехримнира, которого зажаривают и съедают каждый день, но к следующему вечеру он восстанавливается. Празднование длится всю ночь, а пьют эйнхерии мед, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. Вальгаллу вместо огня освещает блеск мечей.
Викинги, которые пали не в битве, попадали в Хельхейм, подземное царство под Мидгардом, миром людей, управляемое великаншей Хель. Это холодное, темное и туманное место на самом дне вселенной, окруженное непроходимой рекой Гьёлль.
Физических страданий в Хельме не так много, можно выделить лишь постоянных холод и голод. Зато там очень уныло, и души вечно испытывают моральные терзания. Гораздо хуже приходится тем, кто попал в Змеиный чертог: это самое страшное место во всем Хельхейме. Здесь в жуткой тесноте обитают убийцы и предатели, клятвопреступники, развратники и другие злодеи. С клыков вездесущих змей на них падает яд, разъедая их души.
На сегодня это все, чуть позже будет продолжение подписывайтесь на наш канал!
Ждем вас так же на нашем RuTube https://rutube.ru/channel/24774171/
На YouTube: https://www.youtube.com/@Kratkaya-Istoria
Всем спасибо, с вами была Краткая История!