Храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском стоит практически на берегу Москвы-реки на высшей точке поймы, откуда открывается чудесный вид на заливные луга и речную ленту в обрамлении редких кустов и деревьев. С датой постройки храма возникает путаница. По одним источникам дата постройки 1726 год, по другим - 1760 год, а по совсем уж альтернативной версии храм является перестроенным и переосвящённым существовавшим с начала XVIII века Воздвиженским храмом. Вероятно, что из-за этой путаницы на табличке на самой церкви дата постройки указана как 1700 год. По именованию храма получило свое имя и село Успенское, которое до открытия Успенской церкви называлось Вяземское или Ирининское. Место это было заселено в глубокой древности, о чем говорят курганы-могильники древних славян, расположенные близ села. Этот населённый пункт впервые значится в завещании князя Ивана Калиты как местечко Вяземское, упомянутое в документе XIV столетия. С середины XIV до начала XVI века им владел род Овцыных. Описание 1624 года отмечает деревню во владении братьев Бориса и Глеба Морозовых. Боярин Борис Иванович Морозов известен как воспитатель будущего царя Алексея Михайловича и государственный деятель времени его царствования, боярин Глеб Иванович более всего – как муж Феодосии Прокопьевны, урождённой Соковниной, сторонницы старообрядчества, «боярыни Морозовой». С 1682 года Вяземское принадлежало вдове Матвея Васильевича Апраксина Домне Богдановне, урождённой Ловчиковой, с сыновьями Петром, Фёдором и Андреем. Возможно, это было пожалование царя Фёдора Алексеевича в связи с его женитьбой 15 февраля 1682 года на Марфе Матвеевне Апраксиной.
В 1687 году при семейном разделе вотчина отошла к старшему из братьев Петру Матвеевичу Апраксину (1659–1728). П. М. Апраксин участвовал в Северной войне, нанёс несколько поражений шведским войскам на реке Ижоре и в устье Невы. В 1705 году был назначен астраханским губернатором, в 1708–1713 годах был казанским губернатором. В 1708 году А. М. Апраксин заключил договор с ханом Аюкой о переходе калмыков в подданство России. В 1710 году получил графский титул, в 1717 стал сенатором. В 1718 году П. М. Апраксин был арестован по подозрению в причастности к делу царевича Алексея Петровича, но был оправдан, и с 1722 году занимал пост президента Юстиц-коллегии.
В 1691 году П. М. Апраксин построил в своей вотчине деревянную Воздвиженскую церковь, незадолго до смерти приступил к строительству каменного храма, который был освящён в 1729 году, уже после его кончины. Прежняя деревянная церковь была в середине 1730-х годов перевезена в село Федосьино (в 1984 году вошла в состав Москвы. Находилась в районе Ново-Переделкино).
После кончины графа П. М. Апраксина село перешло к его сыну камер-юнкеру графу Алексею Петровичу Апраксину (†1743), затем к внуку графу Фёдору Алексеевичу Апраксину, при котором в 1780 году в селе значилась церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Богородицы. По ней село стало называться Успенским. Время строительства этой церкви неизвестно. По-видимому, Успенская церковь является результатом реконструкции построенного А. М. Апраксиным Воздвиженского храма, который был переосвящён в 1760-х годах.
Успенское неоднократно переходило из рук в руки, в разное время его владельцами были генеральша С. С. Бибикова, князь Б. В. Святополк-Четвертинский, княжна Вера Александровна Святополк-Четвертинская. Последним владельцем усадьбы был предприниматель и меценат Сергей Тимофеевич Морозов. В дни войны 1812 г. через село отходил отряд генерала Ф.Ф.Винценгероде. Маневрируя у каждой деревни, русские кавалеристы задерживали продвижение французов. Спустя полвека, Успенское значится собственностью генеральши Софьи Сергеевны Бибиковой, которая владела 26 дворами, где числились 121 душа мужского пола и 111 женского. Затем усадьба перешла к князю Борису Владимировичу Святополк-Четвертинскому. В 1880-х годах здесь, по проекту архитектора Петра Самойловича Бойцова, был построен двухэтажный усадебный дом-дворец в виде замка в стиле «шотландский замок», сохранившийся до настоящего времени. Здание со сложной объёмно — пространственной структурой состоит из нескольких разновеликих объёмов, формирующих асимметричную композицию. Плоские фасады здания украшают в основном стрельчатые окна и разнообразные фронтоны: от ступенчатых, до близких по форме северным готическим образцам. Ломаную кровлю прорезает брандмауэр и трубы дымоходов. Рустованные углы и бровки окон — белокаменные.
Слева от главного входа к зданию примыкает эффектная гранёная башня, завершённая под шатром зубцами.
По проекту того же архитектора был воздвигнут и барвихинский замок баронессы Майендорф. Исаак Ильич Левитан неоднократно бывал в Успенском. Летом 1897 г. он написал здесь этюд "На Москве-реке". Другая картина, изображающая дом-замок Морозова в Успенском, называется "Сумерки. Замок" была написана в 1898 г. От XVIII в. в Успенском сохранилась также часть некогда обширного регулярного липового парка. Еще в конце 1920-х годов здесь сохранялись остатки статуй и ухоженные теннистые аллеи, часть которых вели к Успенскому храму. До 1928 года в усадьбе был детский дом, затем Институт коневодства, а до 1941 г. — средняя школа. В 1941–1942 годах – госпиталь, с 1960 года и до недавнего времени – отделение Центральной клинической больницы РАН. С 2024 года в Успенском особняке-замке размещается НО «Фонд инвестиционных программ».
Последним настоятелем Успенского храма до его закрытия, был отец Александр Шумов, подвергшимся репрессиям со стороны советской власти. В 1930-х годах Успенскую церковь местные безбожные власти, после ареста настоятеля, закрыли и варварски разграбили. Главки с позолоченными крестами конечно же были демонтированы, ещё раньше были сброшены колокола и увезены на переплавку. В помещениях бывшей церкви хранился хозинвентарь соседнего госпиталя и больницы. В 1960 году здание взяли под охрану государства как памятник федерального значения, но церковь по-прежнему была закрыта для Богослужений. В 1992 году церковь передана Московской епархии, после чего стараниями прихожан и меценатов была отремонтирована. В нач. 1990-х годов храм реставрировался опытными реставраторами. Роспись по сырой штукатурке в стиле XVII в. проведена под руководством искусствоведа Н. Овчинникова. Трапезную и притвор расписал художник Владимир Забейда. Он же сделал наружные двери в сложной технике горячей эмали по меди с позолотой. В ходе реставрации был создан басменный иконостас, в котором заняли место старинные иконы. А образ Спасителя был пожертвован храму известным ценителем искусства, а также рок-музыкантом, жителем расположенной неподалеку Николиной Горы Александром Липницким. Роспись в центральной части храма была произведена по сырой штукатурке в стиле XVII века. На внешних стенах храма были установлены мозаичные иконы и христианские символы из смальты. В 2004 году храм посетил Патриарх Александрийский Петр VII. С 2006 по 2009 год на месте старого церковного дома построен новый, где предусмотрены классы для воскресной школы.
В 2008 году на территории храма сооружена часовня. 3 мая 2012 года установили надвратную икону из смальты «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»..
В 2011 году возле часовни установили небольшую звонницу с полным набором колоколов; на колокольню храма был пожертвован и установлен в 2012 году, перед Пасхой, большой колокол — 2700 кг.
Современный храм привлекает внимание удивительным сочетанием внешней простоты, изысканности и нарядности. Во многом эта прелесть Успенской церкви объясняется «Золотой пропорцией» Леонардо да Винчи. Южные врата церкви скопированы с аналогичных врат храма Святой Софии в Великом Новгороде. Фрески святых на иконостасе внутри Успенского храма написаны красками по сырой штукатурке – так, как это было принято у лучших русских иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. На возвышенных хорах перед иконостасом по воскресеньям выступает известный не только в округе, но и в Москве мужской православный хор. От церкви открывается красивый вид на реку, поселок Заречный и Николину Гору. В основе храма села Успенского лежит двухсветный куб, завершающийся карнизом, центр которого на каждом из четырех фасадов надвышен и образует дугообразный полукруглый фронтон. Подобный прием полукруглого надвышения средней части фронтона был применен в здании 1700 г. церкви Панкратия-мученика, стоявшей на Сретенке, близ Сухаревой башни. Возможно, этот архитектурно-строительный прием как бы впитал в себя традиции позакомарного покрытия древнерусских храмов и прошёл затем через всю архитектуру русского барокко XVIII в. На двухсветном четверике храма поставлены два последовательно уменьшающихся восьмерика, из которых последний служит барабаном-подставкой для луковичной главы. К четверику церкви с востока примыкает полукруглая алтарная апсида. С западной стороны здание церкви посредством низкой односветной трапезной соединятся с шатровой колокольней. Она четырехъярусная и завершается шатром с маленьким барабанчиком и луковичной главкой с крестом. Такие шатровые колокольни были очень типичны для русской архитектуры XVII в., а в данном случае, в здании XVIII в., выглядят довольно архаично. Это говорит о провинциальном запоздании в стиле на несколько десятилетий. Однако, такие запоздания бывали нередко. Фасады декорированы угловыми лопатками и поясковыми росписями «под карниз». В Успенской церкви находятся редкие чтимые православные святыни - частицы мощей древних святых - преподобных Антония Великого, Илариона Великого, Агафона Египетского, Макария Египетского, Памвы Нитрийского и других египетских подвижников первых веков христианского монашества.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!