Найти в Дзене

Как выбрать керамическую массу, чтобы не выкидывать работы

Оглавление

Это было очень давно. Я только начала заниматься керамикой. Арендовала коворкинг, купила массу и начала “творить”. Работала медленно, еще приходилось ждать, пока печь наберется, пока очередь дойдет. И вот наконец-то, работы обожгли, бегу в мастерскую, чтобы увидеть долгожданный результат. А там боль, слезы и разочарование. Всё получилось, не взорвалось, ни треснуло. Проблемы возникли на этапе выбора материала. Выкидывать несколько месяцев работы на помойку, так себе удовольствие. Надеюсь эта статья поможет вам избежать такого. Коллеги, буду благодарна, если добавите в комментариях свои мысли и идеи.

Итак, вы решили заняться керамикой, зашли в интернет магазин материалов и увидели десяток различных масс. Совсем не дешевых. На что обратить внимание, чтобы не потратить деньги, а главное время впустую.

Скриншот с сайта https://ceramistam.ru/
Скриншот с сайта https://ceramistam.ru/

Что?

Для начала решите, что хотите сделать. Посуду для сервировки, посуду для готовки, предметы интерьера, уличную керамику, скульптуру, цветочный горшки, миниатюры или что-то большое.

Основной фактор будет ли ваше изделие долго контактировать с водой? Кружки, миски, тарелки, вазы для живых цветов, цветочные горшки и т.д. В таком случае выбирайте массу, у которой может быть водопоглощение меньше 3%. Иначе ваша работа будет впитывать и пропускать воду, а где вода, там плесень. Запомните на какую температуру достигается это водопоглощение. Это нам понадобится чуть позже.

Фото взято https://breezecolor.ru/katalog/keramicheskie-massy/tovary-bez-personalnoy-skidki/6143/
Фото взято https://breezecolor.ru/katalog/keramicheskie-massy/tovary-bez-personalnoy-skidki/6143/

Для некоторых декоративных вещей, тоже лучше выбрать хорошо спекаемую массу. Чем меньше пор остается после обжига, тем крепче работа. Например, украшения тоже лучше делать из массы с низким водопоглощением, так как в процессе носки большой риск разбить.

Для посуды, которая подвергается перепаду температур нужна термоударная масса(посуда для запекания, турки).

В этом месте обычно находятся люди, которые говорят: “А вот у меня кружка из массы с высоким водопоглощением, ей уже 20 лет и всё нормально”. Да, всякое бывает. Но я не хочу долго делать работу и рисковать тем, что через какое-то время она начнет покрываться плесенью.

Как?

Основные способы формования: гончарный круг, ручная лепка, литье.

Для литья продают литьевой порошок, который готовят перед работой. Некоторые массы можно развести до шликера и лить из них.

Скриншот с сайта https://breezecolor.ru/katalog/keramicheskie-massy/litevoy-poroshok/
Скриншот с сайта https://breezecolor.ru/katalog/keramicheskie-massy/litevoy-poroshok/

В литье у меня опыта нет, особенности лучше уточняйте у специалистов, которые с этим порошком работают. В телеграм есть чат “Шликерное литье” я бы начала оттуда.

Во многих массах есть шамот различной фракции. Это перемолотая, обожженная керамика. Мелкий шамот (0,2 мм) ощущается как песок, крупный как маленькие камушки. Гончарить из такой массы могут только опытные гончары и лучше это делать в перчатках. Иначе можно исцарапать руки.

Скриншот взят отсюда https://breezecolor.ru/katalog/keramicheskie-massy/keramicheskie-massy--nizkotemperaturnye/137/
Скриншот взят отсюда https://breezecolor.ru/katalog/keramicheskie-massy/keramicheskie-massy--nizkotemperaturnye/137/

С другой стороны массы с шамотом меньше деформируются в обжиге. Особенно, если это что-то большое. Обожженные массы с крупным шамотом дают интересную текстуру.

Фото взято отсюда https://portalkeramiki.ru/catalog/30/43/51/S-6118/
Фото взято отсюда https://portalkeramiki.ru/catalog/30/43/51/S-6118/

Чем лучше спекается масса, тем сложнее с ней работать. Обычно такие массы тощие, быстро размокают, не держат высокую стенку. Работать с ними за кругом нужно быстро. При ручной лепке такие массы быстрее покрываются мелкими трещинами.

Какими ресурсами обладаете?

Лепить что-то небольшое руками можно и дома. Гончарный круг это заляпанные стены и пол. Больше всего места нужно под литье. Крайне не рекомендую заниматься керамикой дома. Керамическая пыль очень опасна.

Самое важное, что нужно учесть - рабочая температура печи для обжига.

Фото взято отсюда https://breezecolor.ru/katalog/kilns/6383/
Фото взято отсюда https://breezecolor.ru/katalog/kilns/6383/

Если рабочая температура не указана, возьмите максимальную и отнимите 50 градусов. Теперь смотрим информацию о температуре спекания массы. Если она выше, чем рабочая температура печи больше, чем на 20 градусов, то ее не получится обжечь до нужного водопоглощения. Нужно учесть, что при медленном наборе температуры и длительной выдержке керамика получает больше тепла. Например, печь может нагреваться до 1230 градусов, а керамика получит тепла столько же, сколько при 1250 градусах.

Если вы арендуете печь, уточняйте проверяли ли они температуру кольцами или конусами. Если никаких данных нет, можно обжечь небольшой пробник без глазури и померить водопоглощение.

Цвет имеет значение?

Это уже касается подбора глазурей. На большинстве сайтов пробники глазурей делают на белой массе. Чтобы получить максимально похожий цвет, потребуется тоже белая масса. Все остальные влияют на цвет глазури. Особенно черные и красные массы.

Фото взято отсюда https://agm-glaze.ru/vkusnyashki/tproduct/687238084-329012236621-krem-bryule
Фото взято отсюда https://agm-glaze.ru/vkusnyashki/tproduct/687238084-329012236621-krem-bryule

Бывают массы со спецэффектами: крапушки, разводы. Скорее всего их будет видно под глазурью.

Фото взято отсюда https://ceramistam.ru/catalog/materialy/glina_dlya_lepki_goncharnaya/glina_germaniya/glina_8251_goerg_schneider_10_kg/
Фото взято отсюда https://ceramistam.ru/catalog/materialy/glina_dlya_lepki_goncharnaya/glina_germaniya/glina_8251_goerg_schneider_10_kg/