Именно так можно назвать мартовскую встречу искренне увлечённых «важнейшим из искусств» завсегдатаев пензенского киноклуба «Олимп». Они уже стали привыкать к нашим ежемесячным «свиданиям» в зрительном зале нового корпуса областного краеведческого музея в бывшем когда-то доме присутственных мест на улице Белинского. Ведь именно так когда-то назывались здания, построенные в губернских и уездных центрах для размещения учреждений (присутствий), открытых после образования в 1780 году Пензенского наместничества.
Теперь же именно здесь проходят тематические встречи, где представляются кинокартины, которых, увы, сегодня почти невозможно увидеть в наших кинотеатрах. И об этом, в частности, говорилось здесь и в минувшую пятницу, 28 марта.
Неизменная «хозяйка» клуба и организатор «кинопятниц» Светлана Старостина буквально на днях вернулась из древнего Суздаля, где состоялся очередной фестиваль анимационного кино «Суздаль-фест-2025». Конечно же, она поделилась своими свежими впечатлениями от его посещения…
«Там собирается огромное количество детей, и особенно, молодежи. Проходит он в турцентре «Суздаль», и многие дома поблизости там снимают студенты, которые приезжают из Москвы, из филиалов ВГИКа в Павловом Посаде. А потому спокойно посмотреть кино там просто невозможно, – полный зал, вход в него и фойе просто забиты народом. Вам, наверное, просто трудно представить эту картину. Поэтому мне очень хотелось что-то привезти сюда оттуда, чтобы вы почувствовали атмосферу этого фестиваля. Там был представлен фильм «Последний киносеанс». В своё время, когда мы уходили из киновидеопроката, наши давние завсегдатаи «Олимпа» ещё помнят наш тогда реальный «последний киносеанс». Ну, а здесь – другой смысл этого названия, это уже рисованная картина Рима Шарафутдинова, который родился в Одессе, но живёт в Уфе, снимает великолепное кино. Причем, ранее он снимал картины с чисто башкирским национальным колоритом, а представленный фильм снят в лучших традициях советского кинематографа, и вы обязательно узнаете известных персонажей, о которых он желает вам рассказать…»
И вот здесь я сделаю паузу в рассказе ведущей вечера, ностальгически обратив внимание на меняющиеся времена, когда в стране ещё было понимание значения (в том числе и воспитательного!) кино как искусства. И тут у Светланы Александровны возникает логичный вопрос, который каждый может задать себе и сам…
«И кому эти фильмы (в том числе анимационные, – ред. О.Т.) сегодня нужны, и где их можно посмотреть?! В кинотеатрах его не покажут, так как их формат короткий (20-30 минут). И потом – это такое кино, где надо вдумываться и вчувствоваться… Ныне же у нас показываются чисто коммерческие примитивные картины в торгово-развлекательных центрах, которые мы смотрим, и тут же забываем, о чём же они… Даже молодежь в Суздале признавалась в этом, замечая: «не могу смотреть кино, когда пахнет поп-корном»… Сами же режиссеры-аниматоры нередко признаются в том, что «деньги заработаем в другом месте, а здесь я это делаю для души». И потому продолжают снимать настоящие шедевры…»
… С печалью можно отметить и тот факт, что у нас уже шестая встреча в «Олимпе», а журналистов как не было, так и нет. А ведь клуб-то в прошлом году, после известной отчетно-выборной конференции региональной организации Союза журналистов России в начале прошлого года задумывался именно для них. Пока же только «Пензенские встречи», увы, остаются редким исключением. Но, несмотря ни на что, киноклуб уверенно продолжает свою работу. Ведь здесь по-душевному тепло и уютно…
И так же, по-домашнему искренне и просто в уютном зале мы продолжаем слушать рассказ ведущей…
«Я вам сегодня представляю совершенно уникальную программу. Каждую из картин согласовала с правообладателями и продюсерами, а потому от нас режиссёры даже ожидают резонансной информации. Это программа фильмов, которую объединяет одно – рисованная анимация, можно сказать, ожившая живопись. Мы сначала посмотрим фильм Александра Саварского «Письма». Затем «фильм о фильме» – «Ангел и маленькая принцесса», который предварит и саму эту картину, посвященную великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой.
Следующий фильм – «Расцветшая зима» режиссёра Сергея Бруньковского по новелле Тонино Гуэрра. Что интересно, он выступает здесь и как автор сценария, и как режиссёр, и как художник. Эта картина, снятая в жанре анимации, для него дебютная, ведь до того он много лет снимал только документальные фильмы. Сергей дружил с Сергеем Бондарчуком и Ириной Скобцевой, снимал в своё время даже фильм об их семье. А до того встречался со знаменитым Тонино Гуэрра, главным сценаристом фильмов Микеланджело Антониони и Федерико Филлини («Амаркорд»), Андрея Тарковского («Ностальгия»), который с ними тоже дружил с Бондарчуком. Причем, Сергей Бруньковский мне рассказывал о том, что в 2007 году они вместе гуляли, общались, и он рассказал Тонино историю своей любви. Тот в этом разговоре заметил, что у него есть одна новелла, которую он хотел предложить Антониони. В главной роли там должна была сниматься Моника Витти. Но не сложилось. И он предложил Сергею снять этот фильм. Они уже даже планировали начать полнометражную художественную картину, искали деньги, не находили. Потом Тонино умер. И вот энергию этого замысла, по признанию Сергея, было весьма трудно сохранить. Тем не менее, он сумел пронести свою потребность рассказать об этом, и в прошлом году уже сам снял эту картину. Она явно нуждается в полном погружении в ту атмосферу. Потому что все те, кто это в жизни пережил, прочувствуют её по-особому трогательно, так как очень трудно пережить неизбежное расставание любящих друг друга людей. Я погрузилась в него и получила от фильма огромное удовольствие. Причем, этого фильма нет в интернете, и мне его дали с условием сегодняшнего показа и последующего уничтожения их записи. Ощутите саму значимость момента! И в этом фильме Бруньковский прорисовывал всё сам, и там, в процессе создания анимации, компьютерной обработки, снимались известные актёры. А во вчерашнем нашем с ним разговоре я ему заметила, что, как мне кажется, – это тот случай, когда форма и содержание сливаются, как это происходит в музыке. И в этом сама уникальность этой 20-минутной картины».
…Тут снова уместно вспомнить классическую фразу о том, что лучше один раз увидеть. А потому остаётся лишь пригласить вас на апрельскую встречу в киноклубе «Олимп»
25 апреля у организаторов есть задумка посвятить её Дню Победы. Есть и подходящие документальные фильмы, посвященные нашим землякам, – Александру Милюкову и Борису Тенину, которые имеют самое непосредственное отношение к теме Великой Отечественной войны.