Варшава, невзирая на свой печальный исторический опыт, наращивает усилия по перевооружению армии.
Гражданам Польши необходимо создать на случай войны аварийные запасы всего необходимого для автономной жизни в течение трёх дней. Об этом недавно заявили в министерстве внутренних дел республики. Нельзя не обратить внимания, что запасы рекомендуется создать всего на три дня. Очевидно, в Варшаве понимают, что в случае спровоцированной НАТО конфронтации Польша дольше не продержится.
Это признают сами представители польских властей. Глава бюро национальной безопасности Польши генерал Дариуш Луковский на днях шокировал общественность и парламентариев, заявив, что в случае начала военного конфликта имеющихся у польской армии боеприпасов хватит на одну или на две недели. При этом генерал уточнил, что боеприпасов некоторых типов хватит всего на 5–7 дней военных действий. По его словам, Польша сможет накопить запасы снарядов, необходимые для длительного ведения военных действий, только через два-три года.
Надо подчеркнуть, что польские власти, одержимые русофобией, намерены продолжить усиленно готовить Польшу к возможному противостоянию с нашей страной, несмотря на немалые экономические трудности и затратность новых программ закупок вооружения по всему миру, включая Южную Корею.
Свой антироссийский настрой польская политическая элита и не скрывает. Председатель совета министров Польши Дональд Туск, выступая 7 марта в сейме (парламенте), заявил, что его правительство готово поддержать Париж в размещении французского ядерного зонтика над Европой. По словам премьера, он проведёт тщательные консультации с министерством национальной обороны и генеральным штабом по поводу того, что конкретно будет означать для Варшавы участие в такой программе.
При этом Туск намекнул, что правительство не собирается ограничиваться только этим, а намерено рассмотреть возможность создания собственной ядерной программы. «Польше давно пора, используя не только имеющиеся у неё ресурсы, но и собственный опыт, опыт на поле боя, украинский опыт, более смело смотреть на наши возможности в отношении самого современного оружия», – сказал он при этом. И добавил: «На данный момент – я говорю это со всей ответственностью – закупок обычных вооружений, самых традиционных, недостаточно».
Президент Анджей Дуда опять призвал США разместить американское ядерное оружие в Польше
В связи с этим уместно пояснить, что в Польше ещё в конце 1970-х существовала программа по ядерной энергии. Одним из её основных разработчиков был член Польской академии наук генерал дивизии Сильвестр Калиский, талантливый специалист в области прикладной физики. После его гибели в автокатастрофе программу свернули, но теоретические наработки, как считают западные эксперты, в стране сохранились, и проект гипотетически можно реанимировать. Высказываясь как-то по этому поводу, профессор Андрей Корейво, физик-ядерщик из Лодзинского университета, заявил, что создать атомную бомбу в технологическом плане не проблема – потребуется несколько лет и значительные материальные средства.
В свою очередь в польском сегменте интернета представители ультраправых кругов высказывают мнение о необходимости начать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом направлении. «Я возьму на себя смелость утверждать, что если бы государственные мужи во главе с маршалом Юзефом Пилсудским в межвоенный период имели технологическую возможность получить для Польши ядерное оружие, они бы без колебаний это сделали», – отмечается в одной из интернет-статей.
Вспоминают в Польше и о том, что в своё время на территории страны в подземных хранилищах в районе Мендзыжеча и вблизи ещё двух польских городов якобы содержались ядерные боеприпасы Советской Армии. Эти хранилища функционировали до 1990 года, но в Польше русофобы до сих пор, как можно судя по сообщениям западных СМИ, не скрывают сожалений, что страна после развала Организации Варшавского договора не захватила советские арсеналы.
Уже в нашем столетии, когда в Европе вновь задули ветры холодной войны, в Варшаве не раз предпринимали попытки как-то привязать страну к американскому ядерному оружию. И в частности, выражали готовность разместить его на польской территории. Так, в декабре 2015 года занимавший должность заместителя министра национальной обороны Польши Томаш Шатровский, выступая в штаб-квартире НАТО, говорил о возможности размещения американского ядерного оружия на территории его страны. Об этом заявил в прошлом году и президент Польши Анджей Дуда. Да и совсем недавно, 13 марта, в интервью британской газете Financial Times он опять призвал США разместить американское ядерное оружие в Польше.
Однако, поскольку Дональд Трамп категорически против появления этих средств в Восточной Европе, Варшава, похоже, готова переключиться на французское ядерное оружие. Правда, тут встал вопрос о его носителях. В настоящее время Польша находится в процессе закупки американских истребителей F-35, которые в октябре 2023 года получили сертификат на доставку и применение тактического ядерного оружия B61-12.
Но F-35 не предназначен для использования французского ядерного оружия. Поэтому для сотрудничества с Парижем в ядерной сфере, скорее всего, потребуются альтернативы, например возвращение на службу старых Mirage 2000 или размещение в стране ограниченного числа французских Rafale, способных нести ядерное оружие. Кроме того, польские ВВС располагают американскими F-16 (36 – F-16C и 12 – F-16D Block 52+), которые при соответствующем политическом решении могут быть модифицированы под французские специальные боеприпасы.
Наряду с разработкой ядерных планов Варшава усиленно занимается модернизацией вооружённых сил, стремясь поднять их боевой потенциал до уровня лучших европейских армий. Впрочем, полякам брать пример особенно и не с кого, принимая во внимание плачевное состояние бундесвера, британских и французских сухопутных войск. Лучше выглядит только турецкая армия, офицерский корпус которой приобрёл некоторый боевой опыт в ряде необъявленных войн последних десятилетий.
На военные цели в этом году в Польше будет потрачено порядка 190 миллиардов злотых (50 миллиардов долларов), что составит 4,7 процента от ВВП. И это выдвигает её в лидеры НАТО, в которой в настоящее время только пять стран тратят на вооружённые силы более трёх процентов ВВП: Польша, Эстония, США, Латвия и Греция.
Значительная часть этих средств предназначена для увеличения численности вооружённых сил, которую польским властям хотелось бы довести до 500 тысяч военнослужащих, включая резервистов. В настоящее время в Войске польском служит около 140 тысяч профессиональных военных, 4,8 тысячи учатся в военных вузах, 35 тысяч – в войсках территориальной обороны. Есть ещё военнослужащие добровольной срочной военной службы: 17,5 тысячи человек, прошедших обучение, и 2,5 тысячи в процессе подготовки. По желанию они могут быть зачислены в ряды профессиональной армии.
Несмотря на усиливающуюся антироссийскую пропаганду с её нарративами об «угрозе с востока», желающих служить не так уж много, так как поляков не устраивают ни уровень денежного довольствия, ни условия службы.
Если рассматривать отдельные рода войск, то следует отметить, что наиболее значительные перемены происходят в танковых войсках. Оказывая помощь киевскому режиму, Варшава поставила ВСУ значительную часть своих танков Т-72. Это танки, стоявшие на вооружении польской армии. Вместо них она вынуждена закупить 180 южнокорейских танков K2 Black Panther и 366 танков Abrams (116 танков M1A1 FEP из арсеналов корпуса морской пехоты США и 250 новых танков M1A2 SEPv3). В 2024 году выяснилось, что для адаптации южнокорейских танков к польским стандартам и запуска производства запасных частей в самой Польше могут потребоваться ещё миллиарды злотых. Тем не менее в апреле 2025 года решено подписать соглашение о покупке ещё 180 танков К2.
Особое внимание командование сухопутных войск уделяет сувалкскому коридору (Przesmyk suwalski) – малонаселённой территории протяжённостью менее ста километров на границе между Польшей и Литвой, через которую три республики Прибалтики соединены с остальным Евросоюзом.
С трудом идёт в Польше обновление авиапарка, который в перспективе будет состоять из 160 боевых самолётов (10 эскадрилий). Известно, что это будет 48 южнокорейских лёгких истребителей FA-50, 48 истребителей F-16, модернизированных до версии Block 70, и 32 истребителя пятого поколения F-35.
В планах приобрести ещё 32 боевых самолёта. Это, скорее всего, будут американские машины – либо F-15EX, либо F-35. Однако Польшу, как и другие натовские страны, покупающие F-35, серьёзно напугала недавняя статья немецкой газеты BILD, утверждающая, что F-35 оснащены опцией «дистанционного отключения», которая может быть активирована Пентагоном, если та или иная страна насолит заокеанскому «старшему партнёру».
Ещё более сложные проблемы Варшава испытывает с созданием нового облика своих военно-морских сил. По сути, у Польши никогда не было сильного флота, если, конечно, не считать далёкие времена XVII века – периода войны со Швецией, когда в 1627 году корабли Речи Посполитой одержали победу над шведской эскадрой. Сегодня ВМС Польши насчитывает всего 36 кораблей, да и те исчерпали весь свой ресурс и, по большому счёту, представляют собой ветхие посудины. При этом принято решение о приобретении лишь трёх фрегатов по программе «Мечник» в период по 2031 год. Что же касается поступления на вооружение новых подводных лодок, то программа Orka («Касатка») постоянно откладывается по разным причинам. Контракты до сих пор не подписаны, так что с учётом длительных сроков производства современных субмарин подводный флот Польши может быть восстановлен лишь в середине следующего десятилетия.
Политическую элиту Польши волнуют не только трудности модернизации национальной армии, но и прозвучавшие в США заявления о намерениях новой администрации сократить присутствие американских войск в Европе, в том числе в Польше. На данный момент в стране находится около 10 тысяч американских военнослужащих и такие объекты, как передовые штабы 5-го корпуса и 1-й пехотной дивизии, комплекс длительного хранения и технического обслуживания, а также база противоракетной обороны.
Ещё в прошлом году в Варшаве надеялись на большее – готовились принять в стране до ста тысяч американских военнослужащих. И вот теперь, если США действительно пойдут на сокращение своего военного присутствия в Европе (а основания для такого прогноза есть) все расчёты польской элиты на американскую поддержку пойдут насмарку. Так что Варшаве следует задуматься, надо ли продолжать таскать каштаны из огня для Лондона и Берлина?