Найти в Дзене

«Здесь есть все для счастья: песчаные косы, острова с соснами, гроты и мохнатые горы»: инструктор-проводник Юрий Рыбаков предложил открыть в Самаре центр морского каякинга

Как только на Волге сошел лед, самарцы начали замечать на воде яркие быстроходные лодки, с виду похожие на байдарки. Вестниками ранней весны оказались каякеры, которые стали рассекать волжские волны, едва открылась водная гладь. Опытный инструктор-проводник Юрий Рыбаков в числе первых вывел свой каяк на большую воду. По его словам, тех, кто гребет на лодках в Самаре, от силы наберется человек двести, что для речного региона – капля в море. Он уверен, что нужно привлекать к каякингу больше людей, чтобы дать им возможность пройти по старинному волжскому маршруту Жигулевской кругосветки. Популяризации этого вида туризма, как считает Юрий, мог бы помочь самарский центр развития морского каякинга. Морской каякинг – один из видов водного туризма или активного отдыха на воде с использованием современной лодки длиной около пяти метров и двухлопастного весла – несмотря на свою элитарность за последние пару лет уже успел полюбиться многим самарцам. Поклонники каяков, оценившие их большую скорост
Оглавление
   Для развития каякинга в Жигулевской кругосветке необходимо открыть центр и пункты проката в Самаре. Фото: из архива Юрия Рыбакова
Для развития каякинга в Жигулевской кругосветке необходимо открыть центр и пункты проката в Самаре. Фото: из архива Юрия Рыбакова

Как только на Волге сошел лед, самарцы начали замечать на воде яркие быстроходные лодки, с виду похожие на байдарки. Вестниками ранней весны оказались каякеры, которые стали рассекать волжские волны, едва открылась водная гладь. Опытный инструктор-проводник Юрий Рыбаков в числе первых вывел свой каяк на большую воду.

По его словам, тех, кто гребет на лодках в Самаре, от силы наберется человек двести, что для речного региона – капля в море. Он уверен, что нужно привлекать к каякингу больше людей, чтобы дать им возможность пройти по старинному волжскому маршруту Жигулевской кругосветки. Популяризации этого вида туризма, как считает Юрий, мог бы помочь самарский центр развития морского каякинга.

   По маршруту Жигулевской кругосветки ежегодно отправляются сотни туристов. Фото: из архива Юрия Рыбакова
По маршруту Жигулевской кругосветки ежегодно отправляются сотни туристов. Фото: из архива Юрия Рыбакова

Вокруг света на каяке

Морской каякинг – один из видов водного туризма или активного отдыха на воде с использованием современной лодки длиной около пяти метров и двухлопастного весла – несмотря на свою элитарность за последние пару лет уже успел полюбиться многим самарцам. Поклонники каяков, оценившие их большую скорость, маневренность и надежность по сравнению с байдаркой, брали каяки на прокат на берегу Волги в районе Ленинградского спуска самарской набережной, где размещался небольшой ангар. В прошлом году городские власти убрали его из-за строительства спортивной площадки. Теперь федерация каякинга существует только на бумаге. На берегу нет ни клуба каякинга, ни центров по развитию с обучением и гидами, ни прокатов.

Бокс с морскими каяками переместили на Вилоновский спуск. Именно в этом месте Юрий Рыбаков предлагает разместить «Центр развития морского каякинга в Жигулевской кругосветке». Благодаря этому центру Самара могла бы выйти в авангард регионов, популярных для каякинга. Сейчас Самарскую область даже не упоминают в этом ряду. В лидерах числятся Ленинградская область и Карелия, Урал, Сахалин и Курильские острова, Алтай и Черноморское побережье, особенно Крым. Между тем, у нашей области для этого есть все возможности: прежде всего, Волга со сказочным загибом, имеющимся только у Самары, и уникальная Жигулевская кругосветка – кольцевой маршрут по излучине Волги и Усы протяженностью около 200 км (в стандартном варианте) и 300 км (через уникальные протоки и места) со стартом и финишем в Самаре в районе Вилоновского спуска. Поэтому это место и получило название мыс Жигулевской кругосветки.

– Я прошел пешком и на лыжах, проехал на велосипеде все маршруты Самарской Луки, но, когда на каяке закольцевал Жигулевскую кругосветку, понял, что это единственное, что по-настоящему отличает Самарскую область от других регионов страны. Здесь есть все для счастья: песчаные косы, острова с соснами, каменистые пляжи, скалы и гроты, и даже мохнатые горы, – поделился Юрий. – Более того, я открыл много новых маршрутов. Например, есть параллельные Волге протоки. Некоторые из них, к сожалению, перекрыты плотинами, хотя в этих местах можно было бы построить мосты с так называемыми фильтрами от моторных лодок, чтобы протискивались только каяки, сапы и байдарки. Так мы решили бы проблему проникновения громких моторок в тихие места природы и избавили бы от страданий водных путешественников, рыбу и животных.

Центр на Вилоновской

Вилоновский спуск хорошо подходит под отправную точку Жигулевской кругосветки и ее финальный аккорд. Отсюда новички могут уходить в однодневные походы через протоки внутри островов Рождественский и Поджабный, через протоки Недошвино и Махнанава с проходом в уникальное озеро Большое с островом. К сожалению, из-за многочисленных плотин и насыпей они доступны только в период половодья.

– По предварительному проекту центр можно построить в виде корабля длиной около 35-45 метров с биноклем на носу, чтобы видеть переплывающих Волгу каякеров. На судне можно разместить кабину для брифинга или общения посетителей с инструкторами.

Внутри корабля хранятся каяки. К кораблю прилегает пологий трап, чтобы в условиях половодья можно было бы без труда сойти в воду или причалить.

Много лет Юрий является амбассадором морского каякинга и Жигулевской кругосветки в Самаре, так как познал все протоки и приточные реки: Кондурчу, Сок, Большой Кинель, Самарку. Юрий многократно предлагал правительству региона и областному министерству туризма реализовать свой проект для развития туристической жемчужины Самарского края.

Кроме центра Юрий также предложил создать на городской набережной так называемые островки для прокатов, которые также смогут работать в период весеннего половодья благодаря установленным на них морским контейнерам. Эти плавучие прокаты, разбросанные от Вилоновского спуска до Ладьи, могут быть сделаны и на основе пристаней, но нужно понимать угрозу поднятия уровня воды, потому важно делать пристрой на набережной дополнительных участков. Отличным дополнением к центру и прокату может стать и школа каякинга с детской секцией и возможностью занятий для взрослых.

   Каяк может стать отличным инструментом для познания природы и путешествий на далекие расстояния. Фото: из архива Юрия Рыбакова
Каяк может стать отличным инструментом для познания природы и путешествий на далекие расстояния. Фото: из архива Юрия Рыбакова

Каяк как инструмент для познания

Правительство Самарской области и администрация Самары пока не поддержали идею открытия центра и прокатов. По информации муниципального автономного учреждения «Самарская набережная», размещение данного вида деятельности не предусмотрено на территории пляжей.

   Жигулевскую кругосветку считают туристической жемчужиной Самарской области. Фото: из архива Юрия Рыбакова
Жигулевскую кругосветку считают туристической жемчужиной Самарской области. Фото: из архива Юрия Рыбакова

Юрий настаивает, что каяк создан для покорения большой воды, имеет улучшенные ходовые характеристики. У этой лодки есть отсеки непотопляемости, руль и скег. В каяке нужно уметь пользоваться педалями и инструментами управления. Именно управляемость и непотопляемость выгодно отличают его от байдарки. Каякинг открывает и новые горизонты для людей с инвалидностью, давая им возможность свободного передвижения по воде.

– Каяки безопасны в том числе и для окружающих. По правилам, каякеры могут грести на полном ходу только за буйками в районе пляжной территории. Причаливают они обычно, если надо отрегулировать педали или руль. Они делают это медленно, и поэтому не представляют угрозы для отдыхающих. Каяк – современный инструмент для познания природы, путешествий на далекие расстояния. Он экологичный и тихий, с легким скольжением по воде. Для большей безопасности необходимо перед плаванием следить за прогнозом погоды, скоростью и направлением ветра на данном участке Волги.

Юрий уверен, чтобы улучшить экотуризм в Жигулевской кругосветке нужно кроме центра по развитию морского каякинга сделать зеленый коридор через плотину Жигулевской ГЭС – 400 метров перехода, чтобы наша кругосветка стала проходимой и доступной. Еще важно сделать эко-тропу протяженностью 2,5 км с переходом для туристов с каяками и байдарками через Переволоки на улице Ново-Садовая.

Кроме того, по мнению Юрия Рыбакова, надо установить монумент в виде бронзовых лодок с кратким рассказом о Жигулевской кругосветке и картой маршрута на самарской набережной, например, на Маяковском спуске.

– Еще я считаю важным очистить острова от самозахвата и баннерных домиков. Для самарцев большим плюсом могло бы стать и открытие клуба и магазина каякинга, а также оборудование мест для хранения каяков, ящичков на пляже вдоль бетонной стены. Конечно, было бы здорово, запустить завод по изготовлению каяков из полиэтилена. Тогда эти лодки стали бы более дешевыми, а значит более доступными для новичков.

   В России немало примеров по реализации проектов, связанных с развитием каякинга. Фото: из архива Юрия Рыбакова
В России немало примеров по реализации проектов, связанных с развитием каякинга. Фото: из архива Юрия Рыбакова

Каякинг в других регионах

Каякинг активно развивается во многих регионах России. В прошлом году в нашей стране несколько организаций выиграли гранты в региональных и федеральных фондах на приобретение каяков для прокатов. Одно из главных условий для соискателей грантовой поддержки было покупка лодок у отечественного производителя.

В России немало примеров по реализации проектов, связанных с развитием каякинга. Например, в Пермском крае в селе Хохловка на реке Чусовой уже пять лет работает центр каякинга, где предоставляют каяки в аренду и организуют прогулки и сплавы по рекам Урала. Центр открыли Александр и Анна Комковы, которые для организации своего дела смогли привлечь грантовые средства.

– Мы развиваем немного другой каякинг, чем, например, на Алтае. Там он бурноводный, экстремальный. А у нас – семейный, медитативный, и каяки очень устойчивые, – отметили супруги.

   В Самарской области, как и в других регионах России, каякинг можно сделать безопасным и массовым. Фото: из архива Юрия Рыбакова
В Самарской области, как и в других регионах России, каякинг можно сделать безопасным и массовым. Фото: из архива Юрия Рыбакова

На протяжении трех лет они развивались за счет собственной прибыли и своих средств. В прошлом году получили от Министерства туризма Пермского края грант и субсидию на приобретение оборудования – всего около 1,5 миллиона рублей.

В Крыму педагог дополнительного образования международного детского центра «Артек» Александр Ануфриев разработал целую программу обучения детей морскому каякингу, которую он успешно практикует: обучает ребят технике гребли, умению держать весло и равновесие в каяке. По итогам занятий тренеры проводят соревновательные заплывы и игры.

В волжском городе-герое реализуют проект «Каякинг в Волгограде». Увлеченные любители устраивают сплавы, предоставляют бесплатно снаряжение и привлекают к своему хобби все больше горожан.

В Казани каякинг популяризируют активисты городского турклуба «Медведь», организуя коммерческие сплавы и экскурсии на каяках.

На Алтае развивают экстремальный каякинг и проводят каяк-фесты.

В подмосковном Долгопрудном действует центр каякинга, который за короткое время стал очень популярным среди местных жителей и москвичей.

– Наша задача - сделать каякинг безопасным, массовым и простым. Это то место, в котором каждый каякер может пройти обучение, повысить свой уровень, найти единомышленников или просто хранить каяк и тренироваться каждый день, – заявляют кураторы центра.

Все это может быть доступно и самарцам в ближайшем будущем. Главное, это желание и поддержка со стороны города и региона, которой так хочется дождаться.

Автор: Татьяна ПЕТУНИНА