Найти в Дзене
Доктор Шашенков

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: ЭРИХ ФРОММ

125 лет назад, 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне родился Эрих Фромм (англ. Erich Fromm; умер 18 марта 1980 года в Мурáльто, Швейцария), выдающийся психолог и психоаналитик, основоположник социальной психологии и гуманистического психоанализа, один из крупнейших философов-гуманистов XX века, исследователь-антрополог и университетский преподаватель. В 1922 году Эрих Фромм получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете, где одним из его преподавателей был великий философ, психиатр и психолог Карл Ясперс (англ. Karl Jaspers), и продолжил обучение психологии и психоанализу в Мюнхенском университете и Берлинском институте психоанализа. Начинал практиковать психоанализ как последователь Зигмунда Фрейда и его метода, но вскоре выступил с критикой узости фрейдистского подхода, основанного только на исследовании бессознательных влечений человека и не учитывающего роль социальных факторов в психологии человека. Для Эриха Фромма личность человека - это продукт синтеза ку

Эрих Фромм / Erich Fromm
Эрих Фромм / Erich Fromm

125 лет назад, 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне родился Эрих Фромм (англ. Erich Fromm; умер 18 марта 1980 года в Мурáльто, Швейцария), выдающийся психолог и психоаналитик, основоположник социальной психологии и гуманистического психоанализа, один из крупнейших философов-гуманистов XX века, исследователь-антрополог и университетский преподаватель.

В 1922 году Эрих Фромм получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете, где одним из его преподавателей был великий философ, психиатр и психолог Карл Ясперс (англ. Karl Jaspers), и продолжил обучение психологии и психоанализу в Мюнхенском университете и Берлинском институте психоанализа.

Начинал практиковать психоанализ как последователь Зигмунда Фрейда и его метода, но вскоре выступил с критикой узости фрейдистского подхода, основанного только на исследовании бессознательных влечений человека и не учитывающего роль социальных факторов в психологии человека. Для Эриха Фромма личность человека - это продукт синтеза культуры, социального окружения и биологического начала.

К 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, Фромм уже был широко известен как передовóй психолог и психоаналитик. Будучи евреем по национальности и антифашистом по убеждениям, в том же 1933 году Эрих Фромм покинул родину и уехал в Соединённые Штаты, где преподавал в Колумбийском университете, Колледже Беннингтон, Мичиганском государственном университете. В 1950-х жил в Мексике, преподавал и занимался исследованиями в Национальном автономном университете Мехико. С 1962 года работал профессором психиатрии в Нью-Йоркском университете.

Эрих Фромм активно исследовал психологическую и социальную природу германского нацизма, а также иных тоталитарных и авторитарных режимов. В книге "Бегство от свободы", ставшей классикой политической психологии, Фромм представил видение того, почему человеческое общество, способное обеспечить себя материальными благами и правами, испытывает соблазн отказаться от свободы в пользу политической диктатуры.

Эрих Фромм проводит университетский семинар
Эрих Фромм проводит университетский семинар

Несколько цитат Эриха Фромма:

"Бегство от свободы":
"Познай самого себя" – вот одна из главных заповедей силы и счастья человека".

"Бегство от свободы":
"Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли..."

"Бегство от свободы":
"В психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости".

"Бегство от свободы":
"Отношение к другим и к себе самому не бывают противоположны".

"Анатомия человеческой деструктивности":
"Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создаёт себе драму разрушения".

"Иметь или быть":
"Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить".

"Иметь или Быть"
"Каждый новый шаг может окончиться неудачей – вот одна из причин, заставляющих людей бояться свободы".

"Искусство любить":
"Любовь – это всегда деятельность, а не пассивный аффект. Это состояние постоянного «пребывания», а не «впадения». В самом общем смысле активный характер любви может быть описан утверждением, что любить значит в первую очередь давать, а не брать".

"Искусство любить":
"Как ни странно, но умение быть в одиночестве является условием способности любить".

"Искусство любить":
"В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя".

"Искусство любить":
"Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях".

"Искусство любить":
"Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим.
Где нет активной заинтересованности, там нет любви".

"Человек для себя":
"Забота и ответственность — составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество".

"Искусство любить":
"Не тот богат, кто имеет много, а тот, кто много отдаёт".

"Искусство любить":
"Воспринимать трудности, неудачи и печали в жизни как вызов, принимая и парируя который мы становимся сильнее, а не как несправедливое наказание, которого мы не заслуживаем, — это требует веры и мужества".

"Человек для себя":
"В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей".
-3