Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаю импровизированный рейтинг женских персонажей космооперного Барраярского цикла Лоис Макмастер Буджолд (Сага о Форкосигане). Более-менее подробное и объемное вступление к списку дал в первой части статьи. Здесь же сразу приступлю к изложению сути материала, то бишь обзору персон Барраярской серии. На местах с 10-го по 7-е расположил телохранительницу принцессы Карин и малолетнего императора Грегора Люймилу Друшикко, космическую наемницу и авантюристку Кавилло, цетагандийскую императрицу Райан Дегтиар и командора дендарийцев, а по совместительству подругу детства Майлза Форкосигана, Элен Ботари. Поехали дальше.
6. Харра Журик и Мира Маттулич
Харра Журик и Мира Маттулич фугируют, как второстепенные персонажи, в новелле «Горы скорби», входящей в сборник «Границы бесконечности». Харра появляется у графского особняка Форкосиганов и требует правосудия «от своего графа». Телохранители Форкосиганов хотят выпроводить девушку к окружному судье, но Майлз приводит ее к отцу. Граф отправляет Майлза в далекое горное селение Харры в Дендарийских горах, как своего представителя и наследника, чтобы тот разобраться с вопросом. Это должно стать хорошим опытом для молодого лорда. Майлз находит ответы и дает нетривиальное решение на деяние Миры Маттулич (матери Харры). Не буду здесь приводить суть казуса, который должен разрешить Майлз. Повесть сама по себе не очень большая и получится вольный пересказ, а не обзор.
В образе Харры и ее матери увидел несколько интересных моментов. Во-первых, автор форкосигановского цикла (Л.М. Буджолд) представляет барраярцев читателю сильными людьми, способными идти наперекор судьбе. Харра бросает вызов всей сельской общине и не боится требовать своего от самого графа. Ее мать сурово исполняет то, что кажется ей долгом перед людьми. Предки этих людей сохранились на планете, отрезанной от цивилизации и не впали в дикость. Именно феноменальная стойкость и упорство позволили Барраяру достаточно легко (но не без сложностей, конечно) усвоить научные и технические достижения галактики, а затем отразить цетагандийский натиск, получить контроль над Комаррой, приступить к освоению Зергияра, стать галактической державой. Вот почему эпизодические персонажи Харры и Миры ставлю в рейтинги выше, чем Друшикко и Элен Ботари. За образами жительниц горной деревушки Лесная Долина виден сам Барраяр, надежды на будущее, суровое неоднозначное прошлое. Ну, а во-вторых, интересен нюанс феодальных отношений. Даже самый распоследний деревенщина может требовать от своего сюзерена судебной защиты. И этот самый селянин из глухомани Дендарийских гор уверен, что он в своем праве. Мол, такие обязанности у форов. Конечно, это идеализированный вариант феодализма на вымышленной планете. При всех сложностях, описываемых автором, Барраяр очень быстро преодолевает внутренние противоречия смены общественных формаций. Для фантастики, это вполне приемлемо. И потому, как сказал форкосигановский оруженосец Роик космической наемнице Тауре, «это наши форы».
5. Элис Форпатрил
Еще во второй половине сороковых годов прошлого века, фантаст Эдмонд Гамильтон, в знаковом романе «Звездные короли», описал некий эталон для галактических монархий будущего. Он перенес блеск европейских монархических дворов в космос. В дальнейшем, необходимым атрибутом многих фантастических космических опер становятся балы, мундиры и прочие придворные аксессуары. Не лишен элементов «костюмного» жанра и Барраяр. Тут ведь и аристократия, и императорский двор, и прочие такие традиции. Ну а раз все это имеет место быть, значит должны быть и непререкаемые авторитеты в моде и этикете высшего света. Таким авторитетом становится Элис Форпатрил, прочно занявшая нишу главного специалиста правил поведения дам и кавалеров. В некоторых аспектах ее влияние на императора и монарший двор было не меньшим, чем у самых титулованных имперских ответственных лиц. Шутка ли, руководить всеми официальными императорскими приемами и мероприятиями?! В этих вопросах, мнение леди Элис было почти непререкаемым. В ее образе воплотился идеальный взгляд на роль аристократки в сословном обществе.
В каком-то роде, этот персонаж можно противопоставить той же Элен Ботари, или даже Корделии, покинувших свой «ареал обитания». А вот Элис осталась, несмотря на все риски высшей аристократии, наглядно проявившиеся во время мятежа Фордариана. Сильная женщина. Пожалуй, несмотря на внешний лоск и утонченность, она в морально-волевом аспекте даст фору самым воинственным вамп-леди, вроде Элли Куин.
4. Карин Форбарра
Не будет преувеличением утверждение, что принцесса Карин является самым трагическим женским персонажем Саги. Она появляется в романе «Барраяр», по сюжету которого, лорд Вейдл Фордариан поднимает мятеж против регента Эйрела Форкосигана. Последнему удается вытащить малолетнего императора из захваченного фордариановыми приспешниками дворца. Но мать Грегора попадает под власть мятежного лорда. Он убеждает Карин, что ее сын погиб от рук Форкосигана, якобы возжелавшего заполучить трон. Карин вынуждена согласится на брак с Фордарианом. Иного выбора у принцессы нет. Ну а вылазка Корделии, Ботари и Друшикко во дворец заканчивается для вдовствующей принцессы очень печально. По крайней мере, в последний момент она узнает, что Грегор жив.
Признаю, что столь высокое место Карин в топе вызвано лишь личными предпочтениями. Как-то зацепила драма принцессы, сначала ментально, а потом и физически, лишившейся супруга, а в дальнейшем, оказавшейся в эпицентре феодальной смуты. Не устану подчеркивать талант писательницы, создавшей потрясающие образы посредством нескольких эпизодов, диалогов и описаний.
3. Катриона Форсуассон
К числу многих достоинств буджолдовского Барраяра можно отнести и то, что этот мир не является приторно-лубочным. Да, мужчины и женщины Барраяра сильны и деятельны, а изменения и прогресс барраярского общества стремительны по любым меркам. Но Барраяр, есть Барраяр, что и видно по судьбе Карин Форбарра. Корделия, ради их будущего с Эйрелом, стала частью Барраяра, но так и не приняла его. Элли Куин отказалась от сомнительной привилегии стать барраяркой. Никакие чувства к Майлзу не смогли заставить ее сделать это. Элен Ботари, при первой же возможности, выбрала иную судьбу. А вот Катрионе никакие такие мысли в голову не приходили.
В самый последний момент перед их свадьбой, Майлз сказал, что у нее еще есть возможность отказаться от участи всегда быть потенциальной мишенью. Противников у Майлза хватало и будет хватать. Катриона пожала плечами, ответив Майлзу, что об иной судьбе, принимая титул леди Форкосиган, она не помышляла. Для нее это было естественно. Таков долг истинной представительницы касты форов, пусть даже эти форы не могут похвастать принадлежностью к самым знатным родам Империи. Фор, есть фор.
Думается, это главное, что нужно вычленить из образа Катрионы. Майлз нашел подругу под стать себе. Ни врожденное слабое здоровье, ни головокружительные космические приключения в личине галактического авантюриста, ни прочие соблазны и перспективы, не смогли его отвратить от пути служения Барраяру. И в жены, в конечном итоге, он взял истую барраярку, со всеми вытекающими заморочками: принципами, отношением к долгу и т.п.
Уверен, что «барраярскость» - главная черта Катрионы Форвейн-Форсуассон-Форкосиган. Все остальное лишь детали и штрихи, удачно подобранные Лоис Макмастер Буджолд к образу спутницы жизни Майлза. Катриона умна и красива. С морально-волевыми качествами у нее тоже все в порядке. Это касается и ее жизни до Майлза, когда она пыталась спасти брак с инженером Тьеном Форсуассном, но, когда стало невозможно, приняла твердое решение расстаться. Не изменила она себе и в отношениях с гениальным титулованным коротышкой. Подавляющий всех окружающих темперамент Майлза Форкосигана здесь «не сработал». Тут еще дискуссионный вопрос, кто на кого больше повлиял. Впрочем, Майлз и Катриона – идеальные барраярские форы. Представить лорда – аудитора, принимающего решение под влиянием леди Форкосиган просто невозможно. У каждого из них своя роль, свой долг.
Откровенно говоря, считаю Катриону самой интересной героиней Барраярского цикла. Если можно так выразиться, его олицетворением (при всем, при том, что главный герой здесь мужчина). Но, хоть рейтинг и мой личный, нельзя идти наперекор некоторым объективным вещам. Потому, первые два места барраярского топа отдаю другим героиням.
2. Элли Куинн
Наверное, заметили, что пытаюсь в этом рейтинге рефлексировать на тему отождествления персонажей с фантастическим миром Барраярского цикла. К примеру, Харру Журик можно представить, как образ будущего Барраяра, а Миру Маттулич – его прошлое. Катриона Форсуассон, в некотором роде, олицетворяет барраярцев, ну по крайней мере их форскую часть. Об Элли Куинн такого сказать нельзя. Впервые на страницах Саги она появляется в романе «Ученик воина», ближе к финалу. Майлз отдает почти все доходы, причитающиеся ему по итогу кампании, на реабилитацию рядовой дендарийской наемницы. Ею и оказывается Элли. Элли полностью восстановилась и, кроме зрения, слуха и других чувств (у нее было ранение лица), стала обладателем весьма привлекательной внешности. В свою очередь, адмирал Нейсмит заполучил преданного ему всей душой подчинённого. К тому же, как оказалось, Элли была находчива, умна, умела принимать верные решения в экстремальных условиях. Так, она проявляет свои лучшие качества по ходу «шпионского» романа «Этан с планеты Эйтос», разрушая планы цетагандийских разведчиков на космической станции Клайн.
Дальнейшая карьера Куинн складывается весьма удачно. После того, как адмирал Нейсмит ушел на почетный заслуженных отдых, она возглавляет Дендарийских наемников. Ну а еще, между Майлзом и Элли возникают романтические отношения. Но Майлз вынужден отойти от галактических приключений и вернуться на Барраяр, а Элли не мыслит себя вне космоса. Такая вот героиня, весьма колоритная для жанра космической оперы, и никуда не годная в плане выискивания чего-то такого «глубинного».
1.Корделия Нейсмит Форкосиган
Вот и добрался до главного женского персонажа Саги о Форкосигане. Если Элли Куинн, несмотря на все чувства к Майлзу, не захотела менять привычный космос на барраярские реалии, а Катриона Форсуассон - плоть от плоти Барраяра, Корделия бросила свою планету ради личного счастья. При этом, скажем так, она была бесконечно далека от аристократии, мрачноватой героической истории, и прочих особенностей Барраяра, чьи жители сразу из седел пересели в космические крейсера, являясь «продуктом» ультрасовременного постомодернисткого мира.
По большому счету, она так и не приняла Барраяр, прожив здесь большую часть жизни. Не приняла Барраяр, но полюбила его жителей. Думаю, что в этом и заключается сила леди Форкосиган. Многие на ее месте возненавидели бы все и всех.
На канале, в рамках барраярской серии обзоров, посветил капитану Нейсмит (то бишь, Корделии) несколько полноценных постов. Не стану повторяться. Единственное, упомяну, что главным романом о Корделии считаю не «Осколки чести», где по воле провидения встретились и полюбили друг друга капитан Нейсмит и адмирал Форкосиган, а «Барраяр». Здесь произошло столкновение Корделии с миром ее мужа. Она отстояла право на свою особость. Фордариан – свидетель тому!
На этом у меня на сегодня все. Надеюсь, вам понравилось.
Ссылки на новые обзоры канала оперативно размещаются в тг Интересной фантастики https://t.me/infantastika