Найти в Дзене

О КНИГЕ «ВСЕЛЕННАЯ СУПЕРГЕРОЕВ»

Не удивляйтесь, если вдруг сегодня вы встретите на улице человека в развивающемся плаще, или в странном костюме, или в маске, ну или ещё что-то в его внешности покажется вам странным. Ведь сегодня день супергероев. Потому-то, все их почитатели в этот день стремятся подражать этим персонажам. И сожалеют, что в реальной жизни людей со сверхспособностями так просто не встретишь. Впервые такие персонажи появились в комиксах, а в последнее время стали неотъемлемой частью киноискусства.

К сожалению, у нас в стране жанр супергероики (да и комиксов в целом) считают каким-то второсортным продуктом, и большинство наотрез отказываются его признавать. Хотя, никто не оспорит очевидное: именно эти фильмы обеспечивали большую часть выручки в кинотеатрах. Но есть те, кто к этому жанру относится довольно серьёзно и даже пытается его изучать. К таким примерам можно отнести монографию доктора искусствоведения Нины Цыркун «Вселенная супергероев. Американский кинокомикс: история и мифология». Наверное, это самое подробное исследование, имеющиеся сегодня на русском языке.

-2

Автор довольно подробно осветила историю развития жанра. Хотя тут как раз всё очевидно: «золотой век», эпоха «холодной войны», эпоха 1980-х, после событий 11 сентября 2001 г. История оказывала влияние на персонажей, а они или вписывались в неё, либо трансформировались. Правда тут Нина Цыркун не уточнила тот факт, что было определенное количество героев, которые навсегда растворялись в своих эпохах. Но в тоже время, как правило эти персонажи не получили своих экранных воплощений. А именно экранные воплощения предмет исследования в книге.

-3

К сожалению, супергероев, получивших такое воплощение не так уж и много, если смотреть от общего количества существующих в комиксах. Супермен, Бэтмен (и его антогонист Джокер) и Человек-паук – эта троица упоминается в книге чаще всего. Хотя и другие персонажи получили свою порцию внимания автора. Несколько раз она возвращалась к герою, которого в русском переводе называют «Мститель», хотя правильнее было бы перевести его имя как «Дух» или «Призрак». Сказано про Железного Человека, Блейда, Чудо-женщину, Людей Икс и «Хранителей». Остальные персонажи или упомянуты в перечислениях, или совсем не удосужились внимания автора. И как-то уж чересчур негативно Нина Цыркун относится к Таносу из «Мстителей». Для научного текста даже странно.

-4

Хотя и этих персонажей достаточно, чтобы показать общие тенденции. Особенно автору удалась глава, про вигилантов. То есть, тех, кто преследует преступников, не получивших официального наказания, и приводит приговор в исполнение в соответствии со своим пониманием. Нина Циркун, вольно или невольно, симпатизирует именно таким персонажам. Именно в их биографии она погружается глубже всего, этих персонажей подвергает более тщательному разбору. Тут то как раз нашлось место разбору этих персонажей через призхму юнгианских психотипов. Наверное, как раз потому, что они всегда находят больше сочувствия и отклика, как у читателей, так и у зрителей.

-5

Как и любое исследование, эта книга также страдает рядом недостатком. Есть среди них заметные – это повторы. Отдельные фрагменты встречаются в тексте по несколько раз. Есть, и менее очевидные. Например, поверхностный разбор социальной составляющей в действиях многих героев. Про арабских террористов или действий анархиста Бейна упоминается. Но попробуй автор рассматривать других героев под этим углом зрения, то выводы могли бы быть совсем иными. И это в очередной раз доказывает, что супергерои явление сложное и многомерное. Потому их еще долго будут изучать.

-6

Данная книга вышла в 2020 г. Первое издание было в 2014 г. Сейчас Нина Цыркун могла бы ее существенно дополнить. В 2019 г. фильм «Мстители. Финал» стал самым кассовым в истории Голливуда. В том же году вышел «Джокер» Тодда Филлипса, выведший кинокомикс на принципиально иной уровень. А спустя пять лет у фильма появился сиквел, в котором автор толи жестко поиздевался над жанром, толи завел его совсем в иную плоскость искусства. За прошедшие с момента выхода книги годы на экранах успели появиться и кануть в небытие совсем новые кинокомиксы. Их разбор существенно бы разнообразил текст.

-7

Так что, чтобы не говорили и не писали, а в жанре кинематографической супергероики есть ещё что изучать. Представленное исследование, первый шаг. Кстати, в заключении книги автор пытается выделить причины непопулярности этого жанра в нашей стране. К таковым относятся: конъюнктурные и языковые. Хотя очевидно, что и эта проблема намного глубже, но если начать в ней разбираться, то можно написать отдельное исследование.

-8

Но хочется верить, что будут и другие, более глубокие и фундаментальные. Будут тексты, благодаря которым супергерои станут действительно понятными. Я верю, что так будет. Ну а пока, с праздником всех почитателей этих странных и загадочных персонажей.