Одна картина в Русском музее, три-четыре портрета в других собраниях хранят имя мало кому известного живописца Фёдора Емельяновича Бурова (1845—1895). А в своё время Буров был известным художником, жанристом и историческим живописцем, кроме того, немало сил отдал он развитию художественного образования в Самаре.
Буров родился 16 мая 1845 года в Рязанской губернии — и это единственные сведения о егo детстве. Известно лишь, что 18 сентября 1859 года Буров был принят в Академию художеств.
Судя по количеству наград и отметкам, которые он получал, Буров был, несомненно, одарённым учеником. К сожалению, не известна ни одна из его академических работ.
С конца 1860-х годов Буров был в приятельских отношениях с И.Е. Репиным, В. М. Васнецовым, А.И Куинджи и Е. К.Макаровым.
К началу 1885 года Буров окончил самое капитальное своё произведение "Шлиссельбургский узник (Пётр III посещает Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости)".
Иоанн Антонович был объявлен царём в младенческом возрасте и после дворцового переворота Елизаветы Петровны заточен в крепость. Болезненный и забитый, он влачил жалкую жизнь в тюрьме: ни детских радостей, ни друзей, ни надежды на избавление. Елизавета Петровна не любила вспоминать о печальной судьбе ребёнка.
После её смерти Пётр III навестил его в крепости. "В 1762 году 17 марта, — писал Буров о сюжете своей картины, — император Пётр III в сопровождении генерал-полицмейстера Н. А. Корфа и других сановников посетил в Шлиссельбургской крепости заключённого принца Иоанна Антоновича".
Длинная фигура Иоанна поражает болезненной худобой. Нечёсаные волосы, жалкая одежда. Привстав при виде Петра, Иоанн настороженно смотрит на вошедшего.
Уверенно и быстро войдя в камеру, Пётр III на мгновение остановился и в упор, не скрывая любопытства, бесцеремонно смотрит на Иоанна. Его нарядная одежда не вяжется с жалким видом узника, со всей убогой обстановкой. Образы контрастны: один, охваченный болезненной робостью, точно окаменел; другой — самоуверенный, стремительный. Такое противопоставление двух характеров, самая сущность которых определена их ролью в борьбе за власть, заставляет увидеть в картине историческую драму.
Удачны образы Иоанна и барона Корфа, из-за плеч Петра, без стеснения смотрящего в лорнет на узника.
Картина решена в серо-коричневых тонах. Искусствовед А. Г. Верещагина считает удачно найденным цвет одежды узника — коричневато-фиолетовый тон бархата, как будто покрытого серым налётом, и тускло-жёлтой, сероватой овчины, в которую кутался Иоанн. Верещагина отмечает, что цвет его одежды как бы сливается с серым цветом тюремных стен. В правой группе Петра — напротив, нарядная яркость: белый с голубым мундир царя, красный кафтан Корфа и т.п. Но и эта, казалось бы, пестрота не вырывается из общего тона. Так ярко-голубые отвороты мундира Петра гармонируют с сине-голубой закладкой евангелия на столе и сине-серым цветом ткани одежды Иоанна. К сожалению, более качественной фотографии, передающей цвета картины, мне не удалось найти в интернете, поэтому остаётся полагаться на описание А. Г. Верещагиной.
Картина была впервые показана на академической выставке в 1885 г. Пресса отмечала особенную удачу образа Иоанна.
За эту картину Буров получил звание классного художника первой степени.
В конце 1880-х годов художник уехал из Петербурга в Самару, где создал художественную школу. Бурову удалось получить для школы бесплатное помещение от городских властей. Главное сделал он сам: его стараниями, его энергией, его трудом была создана школа.
Открылась она в августе 1893 года. Занятия были бесплатными, единственным условием приёма была одарённость учащихся. В этой школе учился художник Петров-Водкин. Школа требовала средств, отцы города денег не давали, а сам художник был почти нищим. И всё же Буров работал с воодушевлением и энергией, мечтая о развитии художественного образования в провинции. Сохранилась память об этой школе и осталось жить доброе имя художника-энтузиаста.
Источники: Биографический очерк о Ф. Е. Бурове, автор А. Г. Верещагина
Фото: канал в Телеграм