Найти в Дзене

Решаем задачу по физике на ЕГЭ. Оформление задачи. «Дано»

Мы хотим высокий бал на ЕГЭ по физике. В этом случае придется решать вторую часть! Казалось бы, просто решить несколько задач. Но не всё так просто. Вторая часть проверяется экспертом, и эксперт должен убедится, что Вы не просто знаете формулы, но и можете: Отдельно хочется подчеркнуть, что эксперт – это живой человек. Постарайтесь оформить решение задачи так, чтобы, эксперту была: Итак, приступим. Очень рекомендую посмотреть демоверсию КИМа на сайте ФИПИ. Особенно ту часть, где представлены решения задач. К каждой задаче, кроме решения, представлены «Критерии оценивания выполнения задания». Именно такой лист будет лежать перед экспертом, когда он будет проверять Вашу работу. Эксперт дословно будет искать в Вашей работе те пункты, которые указаны в критериях оценивания. Отсутствие любого пункта «опускает» оценку эксперта ниже по баллам. Кроме демоверсии КИМа такие критерии вы можете найти в стандартных сборниках типовых экзаменационных вариантов, в широком ассортименте представленных в
Оглавление

Мы хотим высокий бал на ЕГЭ по физике. В этом случае придется решать вторую часть!

Казалось бы, просто решить несколько задач. Но не всё так просто. Вторая часть проверяется экспертом, и эксперт должен убедится, что Вы не просто знаете формулы, но и можете:

  • работать с физической моделью;
  • корректно изображать её на рисунке;
  • обосновать применение тех или других формул для данной модели;
  • производить математические манипуляции с формулами;
  • корректно использовать буквенный обозначения физических величин;
  • представлять значения физических величин в СИ;
  • считать (пользоваться калькулятором);
  • оформлять это всё в понятном, доступном виде.

Отдельно хочется подчеркнуть, что эксперт – это живой человек.

Постарайтесь оформить решение задачи так, чтобы, эксперту была:

  • понятна логика Ваших рассуждений,
  • почерк был разборчив,
  • рисунок понятен.

Итак, приступим.

Смотрим первым делом

Очень рекомендую посмотреть демоверсию КИМа на сайте ФИПИ. Особенно ту часть, где представлены решения задач. К каждой задаче, кроме решения, представлены «Критерии оценивания выполнения задания». Именно такой лист будет лежать перед экспертом, когда он будет проверять Вашу работу. Эксперт дословно будет искать в Вашей работе те пункты, которые указаны в критериях оценивания. Отсутствие любого пункта «опускает» оценку эксперта ниже по баллам.

Кроме демоверсии КИМа такие критерии вы можете найти в стандартных сборниках типовых экзаменационных вариантов, в широком ассортименте представленных в магазинах, и в работах, предлагаемых на сайте «Статграда».

Оформление задачи

Стиль оформления

Самым оптимальным при выборе оформления задачи является выбор в пользу классического школьного оформления:

  • «Дано»,
  • «Си»,
  • рисунок,
  • базовые формулы,
  • вывод итоговой формулы (математические преобразования),
  • подстановка значений (расчёт),
  • ответ.

Эксперт ждёт от Вас именно такого оформления, и ему будет легче отследить все критерии оценивания.

Но это не значит, что другой стиль оформления снизит Ваш балл. Нет! Просто Вам будет труднее соответствовать критериям оценивания.

«Дано:»

Ни где в критериях оценивания выполнения задания не сказано, что должно быть представлено «краткое условие задачи», которое школьники называют «Дано».

Но! Именно такая запись позволяет корректно отследить несколько важных моментов.

  1. Определение обозначения вводимых величин.
  2. Перевод в СИ.
  3. Справочные данные.

Перевод в СИ

Сразу маленький комментарий: в критериях оценивания нет ни где упоминания, о необходимости расчетов в СИ. Если Вы свободно оперируете в других системах, например, в СГС – флаг вам в руки. Но тогда вот Вам мой совет: не забывайте указывать единицы измерения в «расчете»! Про «расчет» мы поговорим позже…. Но использование СИ позволяет Вам избежать ряда ошибок, плюс эксперт будет от Вас ждать именно этого и ему будет легче отследить «понимаете ли Вы то, что делаете»!

Но и тут есть нюансы.

Так задачи на фотоэффект очень удобно решать в электронвольтах (эВ). Но как только в задаче возникает длина или частота волны, или скорость фотоэлектрона – тут же приходится переходить в джоули (Дж).

А задачи на расчёт сопротивления проводника по его физическим характеристикам удобно решать в квадратных миллиметрах, а не в квадратных метрах (это я про сечение провода). Вот и думайте!

Обратите внимание, что фраза «Перевод в систему СИ» является тавтологией, т.к. «СИ» (аббревиатура от французского «Système international d’unités») - «международная система единиц».

Итак, возможны три варианта:

1. Записать в «дано» сразу значения в СИ. Неплохо, но тут кроется маленькая «подлянка». Данные в начальном виде находятся в КИМе, в преобразованном - в Вашем решении. Они удалены друг от друга и, в спешке, от усталости, от жары (и такое бывает на экзамене), Вы допустите банальную ошибку по невнимательности: пропустите «нолик», ошибётесь со степенью... Будет сильно обидно терять балл из-за такого.

2. Записать начальные данные и перевод в СИ через знак равно «=».

Перевод в СИ через "равно"
Перевод в СИ через "равно"

3. Оформить перевод в СИ отдельным столбцом.

Отдельный столбец с переводом в СИ
Отдельный столбец с переводом в СИ

Настоятельно рекомендую использовать «экспоненциальную запись» числа. Экспоненциальная запись представляется как комбинация мантиссы (число до десятки) и экспоненты (степени десятки).

С большим числом нулей легко запутаться!

При этом можно не приводить к «нормализованной записи» – это когда мантисса М больше или равна 1 и меньше 10. Например:

Экпоненциальная запись в СИ
Экпоненциальная запись в СИ

Так меньше вероятность совершить ошибку. Всё равно Вы будите использовать при расчете калькулятор, а на экзамене разрешён инженерный калькулятор, а он шикарно справляется с такой записью.

Еще одна рекомендация: научитесь пользоваться инженерным калькулятором! Именно та часть инженерных расчётов, где используется экспоненциальная запись чисел.

Какой вариант оформления перевода с СИ выбрать, и вообще, переводить ли – решать Вам.

Несколько слов о единицах измерения

В физике значение физической величины, записанное без единиц измерения – грубейшая ошибка! Исключение – величины, у которых нет размерности, такие как коэффициент трения.

Поинтересуйтесь, как правильно записываются единицы измерения.

  • Между значением и единицей измерения стоит знак пробела. Иначе может возникнуть такая ситуация: «100м» - это «100 м» или «10 Ом» (100 метров или 10 Ом).
  • С большой буквы пишутся величины названные в честь ученых: Н, Ом, Дж… Остальные величины с маленькой буквы: м, кг, моль. Но если Вы пишите название единицы полностью – то с маленькой буквы: ньютон, джоуль.
  • Кратные и дольные приставки не отрываются от наименования единицы измерения: кПа, МПа, гПа. Обратите внимание, что маленькая или большая буква - это принципиально! «Маленька г» - «гекто» (вторая степень), а «большая Г» - «гига» (шестая степень).

Определение вводимых величин

Существует негласное правило, что, если в условии задачи указаны конкретные обозначения физических величин, то эти обозначения и необходимо использовать в «Дано» и в решении задачи. Так, я привык обозначать силу упругости как Fупр, но если в условии написано: «…действует сила упругости F = 10 Н…», то и в «Дано», и в формулах у меня должна фигурировать именно F, а не Fупр.

Если в условии задачи нет буквенного обозначения, то Вы вправе выбирать свои, удобные Вам обозначения, но я рекомендую использовать общепринятые обозначения: масса - m или M, сила нормальной реакции опоры – N, сила натяжения нити – T. Если есть однотипные величины, то используйте цифровые или буквенные индексы: T1, T2, T3

Для большинства физических величин, встречающихся на экзамене по физике, есть общепринятые буквенные обозначения. Но есть величины, для которых возможны варианты. Так, для мощности используют обозначения и P, и N. Чаще N – это механическая мощность, P – мощность в задачах на электромагнетизм. Но, если Вы в механике обозначите мощность через P – ни чего криминального в этом нет.

Для удельной теплоты парообразования есть обозначение L. Именно такое Вы встретите в школьном учебнике физики. Но в справочниках Вы можете встретить обозначение r. Какое обозначение выбрать? Как Вам удобно.

Но есть и подводные камни. В механике энергию обозначают символом E. Но в электродинамике энергия обозначается W. Символ E в задачках на электромагнетизм зарезервирован за напряжённостью электрического поля, и использование этого символа не «по назначению» вероятнее всего приведет к ошибке!

Особые затруднения может вызвать символ t. Этим символом обозначаются время и температура. В термодинамике лучше сразу температуру обозначать T («тэ большое»), заодно и не забудете в кельвины перевести… Но есть в физике задачи, где и время фигурирует, и температура присутствует, причем без перевода в кельвины. Тогда рекомендую для времени использовать символ «τ» («тау») для времени.

Ну, а если Вам не повезет и попадётся задача с плотностью и удельным электрическим сопротивлением, которые обозначаются символом «ρ» («ро»), то я советую использовать буквенные или цифровые индексы (ρ1, ρ2) и внимательно производить математические преобразования, чтоб, случайно, не «сократить» их.

Есть ещё один важный момент. В критерии оценивания на максимальный бал есть пункт II:

II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов);

Каждое введённое Вами буквенное обозначение физической величины должно быть прокомментировано, например, «Ekо – начальная кинетическая энергия тела».

Отсутствие описания хоть одной величины даёт указание эксперту снизить оценку на балл. Почему так жёстко? Эксперт не экстрасенс, он не может «залезть» в голову ученика. Эксперт – читатель! Он читает Ваше решение и ему всё понятно! А если не понятно – Вы плохой «писатель» и не заслуживаете высший балл!

Неужели всё-всё надо описывать? Я задачу пришел решать или сочинение писать? НЕТ! Оказывается, можно вообще ни одного слова не написать, и при этом полностью соответствовать критериям оценивания на максимум. Давайте разберёмся.

В критериях оценивания есть один подводный камень. Он кроется во фразе «…и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов». Казалось, бы, если я использую стандартный символ для физической величины, например, масса m или сила трения Fтр, то не надо их описывать. Но! Часто в задаче фигурирует несколько тел, например два. Про массу какого тела вы говорите? А сила трения скольжения действует как на тело, которое движется, так на тело, по которому движутся (III закон Ньютона) – какую силу трения Вы упоминаете в своем решении? Поэтому, если возникает не однозначная трактовка обозначения физической величины, не поленитесь – опишите её. Если у Вас возникает сомнение – надо описывать, не надо описывать – опишите, лишним не будет. Ваша задача, что бы эксперт однозначно прослеживал ход Ваших мыслей, а не гадал, что Вы имеете ввиду.

И вот тут очень сильно может помочь рисунок (схема, чертеж)! Из рисунка всё становится понятно, и ничего не надо описывать! Но тут тоже полно «подводных камней». Про рисунок подробно мы поговорим позже…

Также хочу обратить Ваше внимание, что в этом же критерии есть шикарная формулировка: «…за исключением… обозначений, используемых в условии задачи». Не нужно описывать величины, определённые в кратком условии задачи – они уже описаны в задаче и текст задачи тоже лежит перед экспертом. Таким образом, максимально включайте известные физические величины в «Дано» - меньше придётся писать текста.

Вот пример. В тексте задачи сказано, что «… тело находилось в состоянии покоя…». В дано можно записать:

Включаем в "Дано" нужные нам величины
Включаем в "Дано" нужные нам величины

И величину Vo ни как не надо комментировать!

Но не надо в «Дано» искусственно запихивать величины, которых нет в условии задачи!

Справочные данные

В начале КИМа есть «Справочные данные». Надо ли их перетаскивать в «Дано»?

Справочник начинается с констант. Их не нужно записывать в «Дано», не нужно описывать. Просто используете в формулах буквенное обозначение и в расчёте подставляете значение константы. Но это если Вы используете именно, то обозначение, которое указано в КИМе! Казалось бы, а как иначе. Вот пример: в задаче сказано «…протон влетает в магнитное поле…». Вы знаете, что заряд протона по модулю равен элементарному электрическому заряду e. Но в формуле расчета силы Лоренса, действующей на заряд, присутствует заряд q: Fл=BVq. Если Вы ничем это не прокомментируете, а просто вместо q в расчёте подставите значение e, возникает вопрос «На каком основании?» Если шанс потерять балл. Чтобы подстраховаться загоним это значение в «Дано»! Нам же сказано в задании «протон». И массу туда же загоним… И ни чего комментировать не надо.

"Протон" в кратком условии задачи
"Протон" в кратком условии задачи

Если Вам лень писать это в «Дано», то вам придется в тексте решения комментировать, что заряд протона по модулю равен элементарному электрическому заряду. Какой способ лучше – Вам выбирать.

Особо стоит сказать про задачи, в которых используются «плотность», «удельная теплоёмкость», «удельная теплота…». Обязательно перегоните эти справочные данные в краткое условие задачи. Во-первых, это избавляет Вас от обязательного описания вновь вводимых величин, особенно если используется несколько веществ с разными характеристиками, а, во-вторых, показывает эксперту, что Вы умеете пользоваться справочниками.

Маленький комментарий. По определению, Единый государственный экзамен по предмету проверяет не только Ваше знание предмета, но и целый букет межпредметных компетенций, привитых Вам за время обучения:

  • умение пользоваться графиками, таблицами, справочниками,
  • умение оперировать математическими моделями и сущностями,
  • умение излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения, опираясь на факты, законы,
  • и еще много, много чего…

Вот «от куда растут ноги» у всех этих критериев оценивания!

График в условии задачи

Именно в связи с этим в условиях задач часто встречаются графики. Очень часто они встречаются в задачах на закон Фарадея (электромагнитная индукция), в термодинамических задачах, задачах на электродинамику. Создатели КИМа хотят проверить как Вы умеете их читать. Как быть с ними. Вероятнее всего Вам придется в тексте решения объяснять, что конкретно вы видите на графике и какие данные Вы из него берёте. Особенно в термодинамике: какой процесс, работа – площадь под графиком на PV-диаграмме, и т.д.

Но формально график – это часть условия задачи, следовательно, и его тоже можно перетащить в «Дано». Если из графика необходимо «вытащить» всего одну точку – смело запишите её в краткое условие, но, обязательно, используете индексные величины, например, U1, po… Так будет понятно, что вы их взяли конкретно из графика. Или просто допишите в скобочках «(из графика)» - ведь у нас нет жёстких правил записи краткого условия задачи. А много слов писать нам лень….

«Найти»

В задаче всегда просят что-то найти. Не забудьте указать это в кратком условии задачи. Это опять избавит Вас от обязательного описания вновь вводимых величин. Но проследите внимательно, что бы в Ваших формулах эта величина была обозначена точно также и искали Вы в решении именно эту величину!

Вот пример. В задаче просят «… найти силу с которой тело давит на поверхность…» Понятно, по определению, что речь идёт про вес тела. Обозначается он символом P – это и пишем в «Найти». Очевидно, что при описании движения тела, мы будем находить силы, действующие на тело. И, следовательно, нас интересует сила нормальной реакции опоры N, действующей на тело – её и будем искать. Вывели, рассчитали, записали верный ответ… Но! Вы не то нашли! Вас не это просили! Следовательно, в тексте решения задачи Вы должны, ссылаясь на III закон Ньютона, описать, что P=N, а уж после искать N…

С кратким условием задачи закончили. Переходим к решению задачи