Если вы обожаете сагу «Сумерки», то наверняка с энтузиазмом следите за любыми дополнениями к знаменитой вампирской истории, будь то экранизации, режиссёрские версии или книги-приквелы. Один из таких дополнений — роман «Солнце полуночи» (Midnight Sun), в котором события «Сумерек» изложены с точки зрения Эдварда Каллена. На первый взгляд, это желанное сокровище для любого преданного читателя саги. Но по нескольким причинам знакомство с «Солнцем полуночи» может оказаться разочарованием. Ниже собраны основные аргументы, почему увлечённому фанату «Сумерек» стоит дважды подумать, прежде чем углубляться в этот текст.
1. Повторение сюжета без новых поворотов
Основная причина, по которой «Сумерки» в своё время захватили сердца миллионов, — таинственность и постепенное раскрытие тайны Эдварда и его семьи глазами Беллы. Постепенное погружение в мир вампиров, запретная любовь, столкновение со сверхъестественными силами — всё это, безусловно, заставляло вас взахлёб читать и переживать за героев.
Но «Солнце полуночи» дублирует сюжет «Сумерек» почти полностью, лишь добавляя мысли и личный взгляд Эдварда. С точки зрения сюжетных поворотов здесь нет ничего нового: исход историй, по сути, известен, а ключевые сцены (встреча с Беллой, ситуация в школе, знакомство с семьёй Калленов) мы уже видели. Поэтому для искушённого знатока саги чтение этой книги может показаться повторением давно знакомых событий — только с более детальным внутренним монологом, но без качественного сюжетного «продолжения».
2. «Перегруз» внутренним миром Эдварда
Для многих читателей «Сумерек» образ Эдварда Каллена в воображении был окутан тайной. Нам нравилось догадываться, что чувствует этот таинственный вампир, наблюдая за Беллой; интересно было разгадывать, как он одновременно спасает её и борется со своей природой.
«Солнце полуночи» приоткрывает занавес: мы сталкиваемся с бесконечными мыслями, переживаниями и сомнениями Эдварда. Однако из-за этого таинственность его личности теряется. Читатель погружается в переживания, которые иногда кажутся повторяющимися, чересчур эмоциональными и даже самокритичными. Если вам нравится в Эдварде именно та особенная недосказанность и напряжённая скрытность, то в «Солнце полуночи» такой образ может быть безвозвратно рассеян.
3. Местами затянутое повествование
Хотя книга и приоткрывает новую перспективу, само повествование из-за «внутренней речи» Эдварда подчас оказывается затянутым. Он анализирует чуть ли не каждую мысль Беллы и детально обсуждает с самим собой любой её взгляд или жест. Если в «Сумерках» все эти мгновения смотрелись интригующе и быстро сменялись, потому что мы видели их глазами Беллы (читатель вместе с ней постоянно открывал что-то новое), то в «Солнце полуночи» те же сцены уже не ощущаются такими свежими.
Пристрастные размышления Эдварда растягивают сюжет и могут вызвать у преданного фаната ощущение: «Я уже знаю, что произойдёт дальше. Зачем мне снова читать одно и то же, только более подробно?»
4. Возможный конфликт с собственными впечатлениями
Когда вы вчитывались в «Сумерки», то, вероятно, формировали в голове свою версию отношений Беллы и Эдварда. Образы героев, их мотивации, эмоции, какие-то пробелы в книге вы заполняли собственной фантазией. Именно в этом заключается сила читательского воображения — мы сами додумываем невысказанное, и оно становится частью нашего личного читательского опыта.
«Солнце полуночи» может разрушить эту иллюзию и вольно или невольно столкнуться с вашим внутренним каноном. Вы получите «официальную» версию мыслей Эдварда, которая может оказаться вразрез с тем, какой вы его себе воображали. Для кого-то это может быть полезным опытом расширения взгляда, но если вы очень цените те самые «пробелы и догадки», привносящие в историю особую магию, «Солнце полуночи» рискует увести вас от ощущения таинственности.
5. Недостижимые ожидания и ностальгия по «старым» эмоциям
Фанаты «Сумерек», особенно те, кто читал их сразу после выхода или смотрел фильмы в момент пика популярности, неизбежно привязаны к определённой атмосфере. Она связана с собственными воспоминаниями и чувствами тех лет.
Начав «Солнце полуночи», многие думают: «Сейчас я снова переживу те незабываемые эмоции, что были при знакомстве с Беллой и Эдвардом в первый раз». Однако неизбежно наступает разочарование — мы уже знакомы с этой историей, а ничего принципиально нового не получаем. Возникает эффект обманутых ожиданий, когда, пытаясь вернуть те первые эмоции, на деле понимаешь, что это лишь другой ракурс на то, что когда-то было по-настоящему новым и волнующим.
Что же тогда делать?
Если вы истинный поклонник вселенной Стефани Майер, то, возможно, прочитать «Солнце полуночи» вас манит сама любознательность. Но перед началом чтения стоит снизить ожидания. Воспринимайте книгу как авторский эксперимент: как повествование, способное дополнить общую картину, но не перевернуть её с ног на голову.
Если вам ценно сохранить в памяти романтический и таинственный дух «Сумерек», и вы не хотите «развенчивать» образ Эдварда из своей фантазии — возможно, стоит пропустить «Солнце полуночи» или отложить чтение на время. В конце концов, удовольствие от вампирской саги — в её магической истории и в той особой связи, которую она вызывает у каждого читателя лично.
Спасибо за прочтение! Мне будет приятно, если вы поставите лайк)