С тех пор, когда в Ватикане разразился огромный скандал, по поводу того, что на папском престоле оказалась женщина, прошло немало столетий. После этого случая, был он или нет, было приложено масса усилий, чтобы скрыть это происшествие, и все же, по скупым, но многочисленным свидетельствам событий тех лет, мы попробуем разобраться. Была ли на самом деле женщина во главе католической церкви?
Мощные землетрясения сотрясали Южную Италию. Ходили слухи о кровавых дождях, пролившихся над Францией, а зловоние от полчищ саранчи, пролетавшей над Вечным городом и замертво падавшей в море, так отравило воздух, что гибли люди и животные. Во всем этом виделось нечто еще более зловещее и неотвратимое – Европу охватило массовое беспокойство. Может быть, Карл Великий, вступивший на императорский престол лишь полвека назад, и был тем могущественным правителем, чье царствование должно предшествовать концу света? А вдруг Мухаммед является предтечей со страхом ожидаемого Антихреста?
Шел 857 год, и обеспокоенные жители Рима стали искать поддержку у Папы Иоанна VIII, которого они успели полюбить за два года его пребывания на римской кафедре. Однажды множество людей вышли приветствовать папу, шествовавшего во главе процессии, направлявшейся из собора Св. Петра к папской резиденции в Латеранском дворце. когда участники процессии вошли в узкий проход между Колизеем и церковью Св. Климента, святой отец споткнулся и упал. И тут же на глазах перепуганных зрителей Папа Иоанн вдруг превратился в роженицу. Но едва ребёнок появился на свет, ка благочестивые богомольцы мгновенно обратились в разъярённую толпу. Несчастную женщину и её младенца схватили, выволокли за городские ворота и забили камнями до смерти. Вот такую историю рассказывали по крайней мере с конца ХIII века, и вера в неё сохранялась ещё на протяжении многих столетий.
В начале IХ века, примерно в 818году, в семье английских миссионеров в городе Майнце не Рейне родилась дочь. Назвали её Джоан. В возрасте 12 лет она влюбилась в монаха и убежала из родительского дома. переодевшись в мужское платье, она поступила послушником в монастырь, чтобы не расставаться с любимым.Вскоре обман раскрылся, но возлюбленные под видом паломников бежали через всю Европу на Юг и сумели скрыться от церковного наказания. В Афинах спутник Джоан исчез, а она отправилась в Рим. По-прежнему выдавая себя за мужчину, она стала нотариусом или, по другой версии, учителем и приобрела широкую известность. Студентов восхищало её красноречие, философы уважали за мудрость, кардиналы отмечали недужные богословские познания, а папские придворные любили за щедрость. Когда папа Лев IV умер в 855 год, Джоан была единогласно избрана его преемником и взошла на папский престол под именем Иоанна VIII. Джоан/Иоанн сумела сохранить тайну своего пола от всех, кроме одного-единственного человека – одинокая страстная женщина взяла в любовники своего камердинера и вскоре забеременела. Сразу же после описанного публичного разоблачения на папский престол был спешно возведён Бенедикт III. Историки церкви впоследствии сдвинули дату его интронизации на 855 год, чтобы уничтожить всякие упоминания о понтификате Иоанны. Когда же через 15 лет, в 872 году, папой становится другой Иоанн, ему присваивают имя Иоанн VIII, а не Иоанна IV.
История папессы Иоанны, скорее всего, возникла в Х веке, который ознаменовался небывалой сменой римских епископов – за сто лет на престоле побывали 23 папы, некоторые всего по нескольку месяцев.Самое раннее упоминание по папессе историки отыскали в труде французского монаха-доминиканца Стефана Бурбонского « Семь даров Святого Духа» (ХIII век). История, рассказанная Стефаном, была включена в « Хронику пап и императоров», очень популярную в своё время книгу другого доминиканца, Мартина из Троппау. Те, кто верит в историю папессы Иоанны, приводят в качестве доказательства статую женщины с младенцем, установленную на узкой улочке между Колизеем и церковью Св. Климента, где в 857 году папская процессия была прервана столь драматическим образом. Последующие процессии никогда больше не проходили по этой улице из-за позора, навлеченного Иоанной на папское достоинство.
Может быть, наиболее причудливым доказательством, подтверждающим историю папессы Иоанны, является мраморное кресло с отверстием в сиденье, находящееся в церкви Св. Иоанна Латеранского. С конца ХVI века считалось, что, прежде чем приступить к своим обязанностям, каждый новый папа должен был усаживаться на это кресло, чтобы медики могли проверить пол кандидата.
История женщины в роли папы была воспринята столь серьёзно, что на Констанцском соборе 1415 года на неё ссылались в ходе дебатов о полномочиях папы. Высокообразованный ученый Папа Пий II (1458-1464) попытался опровергнуть легенду, но, по-видимому, безуспешно. На протяжении ХVI и ХVIIвеков протестантские писатели ухватились за историю папессы Иоанны как за очередное и весьма действенное оружие в своих нападках на папство. Любопытно, однако, что именно писатель Дэвид Блондел первым предпринял серьёзную попытку разоблачить эту чрезвычайно живучую историю.
Современные ученые отрицают возможность реального существования папессы Иоанны. По их мнению, это не действительное историческое событие, а скорее печальное наследие средневекового папства. В те смутные времена римские епископы славились чем угодно, только не святостью, по- этому самая ужасная или необычная история о них могла сойти за правду. Что же касается мраморного кресла, то, по всей видимости, это « сувенир», оставшийся от древнего Рима, обычный стульчак для ночного горшка из какой-нибудь городской бани.
По моему мнению, дыма без огня не бывает. Подписывайтесь на канал пишите комментарии.