Сегодня горошек ассоциируется с легкостью, нежностью, женственностью, праздником, или даже некоторой эксцентричностью, если горошинки крупные, но так было не всегда.
В международной версии этот принт часто называется "полька дот" (Polka Dot) и это не случайно.
В то время как его название может вызывать ассоциации с образами радостных принтов на винтажных платьях, «горошек» на самом деле берет свое начало в танце полька.
Да, действительно. Задолго до того, как он стал синонимом ретро-стиля или культового гардероба Минни Маус, горошек был связан с ритмом и движением.
Но до его жизнерадостных современных ассоциаций история горошка была менее гламурной, пишет Гийометт Дюпле, исполнительный редактор RUNWAY MAGAZINE
В Средние века неравномерно расположенные точки считались не декоративными, а тревожными. Из-за отсутствия промышленных ткацких инструментов и еще меньших медицинских знаний визуальное сходство с высыпаниями и рябью делало точечные узоры символом заразы и нечистоплотности.
Помогла промышленная революция
Только после промышленной революции, примерно в 1760 году, и изобретения швейной машины в 1790 году, ситуация начала меняться.
Механизированное плетение позволяло создавать идеально круглые, равномерно расположенные точки. И по мере того, как узорчатые ткани становились все более доступными, женщины из рабочего класса начали перенимать игривые мотивы, такие как горошек, чтобы избежать монотонности традиционной одежды.
Доступный и недорогой способ оживить свой наряд, ведь они не могли позволить себе шелк и атлас высшего класса.
Не только классические блюда вышли из простонародной среды и дошли до королевских кухонь, но и один из самых распространенных принтов проделал такой же путь.
От увлечения танцами до заявления о моде
В 19 веке европейские иммигранты привезли танец польку в Соединенные Штаты, где его популярность резко возросла между 1840 и 1890 годами.
Клубы польки формировались в городах по всей Америке, и их члены, особенно женщины, начали носить одежду в горошек в качестве формы идентификации. Цвет точек даже указывал на принадлежность к какому-то определенному клубу,
Это было началом пути горошка как социального визитного знака, который проложил себе путь от бальных полов до повседневных гардеробов.
Хотя танцевальное увлечение в конце концов сошло на нет, название полька дот (полька шаг, равномерно расположенные точки) осталось, увековеченное не из-за его шагов, а из-за праздничной ткани, которую оно вдохновляло.
Всеамериканская точка
Горошек вошел в массовое американское сознание во время «ревущих двадцатых», когда Норма Смоллвуд, коронованная Мисс Америка в 1926 году, была одета в купальник в горошек.
Это было больше, чем выбор моды — это был культурный момент. Этот мотив стал очень популярным, и дизайнеры восприняли его как свежий, современный принт.
Но главный золотой век горошка наступил во время Второй мировой войны, благодаря модели в стиле пин-ап Чили Уильямс.
Серия культовых фотографий с ее изображением в белом купальнике с черными точками покорила сердца по всей Америке. Ее стиль стал сенсацией — настолько, что голливудские звезды последовали ее примеру, в том числе блистательная Хеди Ламарр.
Кстати, Хэди Ламарр не только была одной из самых красивых актрис своего времени, но и совершила научное открытие, которым мы пользуемся до сих пор.
После войны Мэрилин Монро возродила образ в легендарном бикини в горошек, передав дух Чили Уильямс и возвысив его до уровня чистого гламура. К тому времени первоначальное происхождение узора было давно забыто. Горошек больше не был символичным — он был просто стильным.
Горошек встречается с поп-культурой
Один из самых ранних признаков непреходящей популярности мотива пришел от студии Уолта Диснея.
В мультфильме 1928 года «Сумасшедший самолет» Минни Маус дебютировала в красном платье в горошек и с таким же бантом, мгновенно закрепив образ в поп-культуре.
С тех пор в ее гардеробе представлены вариации фирменных нарядов: синий, розовый, красный, всегда в сочетании с желтыми каблуками и белыми перчатками. Икона стиля сама по себе.
От игривости к престижу
К середине 20-го века горошек перестал быть просто веселым принтом — его переосмыслили как роскошную моду.
Кристиан Диор использовал горошек в своей революционной коллекции New Look, доказав, что они могут быть столь же элегантными, сколь и причудливыми.
В 1954 году французская кутюрье мадам Грес представила свой собственный дизайн в горошек, еще больше уточнив место мотива на подиумах высокой моды.
В 1980-х годах, когда мода вернулась к силуэтам 1940-х годов, горошек пережил еще один ренессанс.
Один из их самых знаковых владельцев? Принцесса Диана, чьи образы в горошек вернули узор на мировую арену — на этот раз с королевской одобрения.
Но современные британские монархи все же были не первыми. кто использовал горошек в своих нарядах.
За сто лет до сегодняшних модных событий две королевские модницы появились в нарядах в горошек.
Женственный и очаровательный, но при этом вполне сдержанный горошек вошел в самые верхние слои моды. Платья с этим принтом носили монаршие особы, например, Александра Датская, королева Англии, и ее родная сестра Мария Федоровна, императрица России.
Вечное возрождение
В последнее десятилетие горошек пережил новый всплеск интереса благодаря возрождению пин-ап и ностальгическому возвращению к стилю 1950-х годов. Они стали основным элементом гардероба в стиле ретро-шик.
Современные дизайнеры и горошек
Такие дизайнеры, как Dolce & Gabbana и Valentino, сделали эту точку своей, вплетая ее в современные коллекции со смелостью и чувственностью.
Много экспериментировал с принтом с горошек Ив Сен-Лоран - от простого черно-белого принта до культовый огромных фиолетовых кругов.
И, конечно же, нельзя говорить о горошке, не упомянув Яёи Кусаму. Легендарная японская художница посвятила всю свою карьеру исследованию эмоциональных и философских измерений точки.
Ее иммерсивные инсталляции и коллаборации с люксовыми брендами, в частности с Louis Vuitton, перенесли этот мотив из одежды в галерею.
Сохраняйте канал во вкладке "Подписки", нажмите на значок колокольчика рядом с кнопкой "Вы подписаны" и вам не придется искать новые статьи в общей ленте, они придут к вам сами!
Канал в telegram и boosty, там тоже много интересного.