все чаще спасают «безнадежных» пациентов
Один из пациентов смирился с тем, что умрет, и уже был готов отправиться в хоспис. Благодаря ИИ он чуть больше чем за год вернулся к нормальной жизни
В 2024 году врачи сказали 36-летнему Джозефу Коатесу из города Рентон, штат Вашингтон, что в его нынешнем состоянии ему осталось принять всего одно решение — хочет ли он умереть дома или в хосписе. К тому времени у Коатеса уже давно диагностировали POEMS-синдром. Это редкое заболевание, из-за которого у него начали отниматься конечности, увеличилось сердце и нарушилась работа почек. Врачам приходилось каждый день выкачивать несколько литров жидкости из его брюшной полости.
Способствовать ремиссии могла трансплантация костного мозга. Однако состояние пациента было слишком тяжелым для этой процедуры. Коатес рассказал, что «конец казался неизбежным» и что он уже примирился с безнадежностью своего положения.
Девушка Коатеса решила обратиться за помощью к Файгенбауму. Ученый проанализировал диагноз Коатеса с помощью ИИ и предложил нестандартное лечение из химиотерапии, иммунотерапии и стероидных препаратов, которые раньше не применялись при POEMS-синдроме. По словам врача Коатеса Уэйна Гао, такое предложение показалось ему «слегка безумным». Однако у врачей не было других идей, поэтому Гао и Коатес решили попробовать терапию по программе Файгенбаума. Всего через неделю после начала лечения у Коатеса наметилась положительная динамика. Через четыре месяца он достаточно окреп для трансплантации костного мозга. С тех пор ему удалось восстановиться и вернуться к нормальной жизни.
Чуть больше чем через год после начала лечения Коатес приехал к Файгенбауму в Филадельфию, чтобы поблагодарить за помощь в лечении. Он рассказал, что теперь его единственная проблема со здоровьем — это поврежденная на тренировке лодыжка.
Каких еще успехов добились врачи с помощью ИИ
Разработанная Файгенбаумом модель предложила лечить еще одного пациента с болезнью Кастлемана адалимумабом — препаратом, который обычно назначают при ревматоидном артрите, болезни Крона и язвенном колите. «Я не думал, что это сработает, потому что лекарство довольно слабое», — признался доктор Люк Чен, у которого наблюдался пациент. Однако после того, как привычные подходы оказались бесполезны, врачи все-таки попробовали терапию, предложенную Файгенбаумом на основе расчетов ИИ. Всего через несколько недель болезнь перешла в стадию ремиссии.
Команде Мэтта Майта из Университета Алабамы в Бирмингеме также удалось помочь детям с периодическим параличом. Для этого врачи использовали синтетические стимуляторы центральной нервной системы, которые обычно назначают пациентам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Доктор Маринка Зитник, сотрудница кафедры биомедицинской информатики в Гарвардской медицинской школе, признает, что порой ИИ основывает свои выводы на «недостаточно серьезных доказательствах». Во многом эффективность лечения зависит от человеческого фактора — проверяющий расчеты программы ученый может забраковать ее предложение как слишком рискованные. Или, наоборот, одобрить — и рискнуть, говорит доктор Кристина Колвис, которая возглавляет программу по разработке лекарств в Национальной службе клинической оценки и лечения: «Иногда ты смотришь на что-то и говоришь себе: „Окей, это может сработать“».
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах