Найти в Дзене
Бизнес по-умному

Как поднимать цены и сохранять спрос: разбираемся с их эластичностью

Оглавление

Сохранится ли высокий спрос на товар, если поднять цену? И на сколько можно поднять? Отвечаем на эти и другие вопросы в статье об эластичности спроса и предложения. Разберёмся, что это за величина, как её рассчитать и какие факторы на неё влияют.

@fizkes/Shutterstock.com
@fizkes/Shutterstock.com

Что такое эластичность спроса и предложения

Эластичный значит гибкий, подвижный. В экономике под эластичностью спроса и предложения принято понимать их способность меняться в ответ на изменившиеся условия рынка. Если при изменении цены спрос растёт или падает, значит, он эластичный. Так, если смартфоны серьёзно подорожают, продажи упадут; если подешевеют — вырастут. А вот если поднимутся или опустятся цены на хлеб, спрос на него не изменится или изменится очень несильно: люди сколько покупали, столько и будут покупать. Такой спрос называют неэластичным.

Точно так же эластичность проявляется и в предложении. Если производители быстро реагируют на изменение спроса, значит, предложение эластичное. Вспомните, какой дефицит одноразовых масок был в первую волну ковида. Но прошло немного времени, и маски уже были в каждой аптеке. Если же, несмотря на потребность, производитель не может увеличить производство, значит, предложение неэластичное.

Виды эластичности спроса

Эластичность спроса принято измерять по цене, доходам потенциальных покупателей, стоимости взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Ценовая эластичность

Показывает, как меняется спрос на товары и услуги, если поднять или снизить цену. При эластичном спросе, если цену снизить, товара продаётся больше и выручка растёт. При неэластичном — падение цены не ведёт к увеличению продаж, а значит, прибыль уменьшается.

Наиболее чувствительны к колебаниям цен товары и услуги, покупку которых можно отложить или вовсе от них отказаться, если это слишком накладно для бюджета. К этой категории относятся деликатесы, несезонные овощи и фрукты, кондитерские изделия, домашняя техника, одежда, мебель, развлечения, сфера бытовых услуг.

Неэластичным спросом обладают базовые продукты. Независимо от цены люди пойдут в магазин за хлебом, молоком, сахаром, гречкой, будут покупать жизненно важные лекарства. В этом списке есть и неочевидные товары. Например, если подорожают сигареты, курильщики вряд ли от них откажутся. То же самое можно сказать и об алкоголе. Ещё одна категория товаров с неэластичным спросом — предметы роскоши. Вещи люксовых брендов растут в цене постоянно, но спрос на них не уменьшается.

Эластичность по доходам населения

Помогает определить зависимость спроса от доходов покупателей. Обычно механизм такой: растут доходы — увеличиваются продажи и наоборот. Это хорошо заметно на примере некоторых товаров, например мяса, одежды, техники. Но есть и исключения. Спрос на некоторые товары при увеличении дохода падает. Например, если у людей появляется больше денег, они отказываются от маргарина в пользу сливочного масла, выбирают более дорогие сорта колбасы, вместо суррогатов покупают натуральные продукты.

Перекрёстная эластичность

Демонстрирует, как изменение спроса на один продукт увеличивает либо уменьшает продажи другого. В перекрёстной эластичности экономисты выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Так, если вырастут цены на говядину и свинину, покупать их будут меньше. Но люди не могут вовсе отказаться от мяса, значит, вырастет спрос на курятину. Это взаимозаменяемые товары. Есть и другие наглядные пары: сливочное масло и маргарин, флагманы топовых брендов и недорогие линейки смартфонов, импортные машины и отечественные.

Взаимодополняющие товары, наоборот, нужны потребителю в связке. Если увеличивается потребность в одном, подтягивается спрос на другой. Например, в начале 2000-х дизельное топливо было дешевле бензина, и люди стали покупать больше дизельных автомобилей. Но когда цена бензина и дизтоплива выровнялась, спрос на дизели упал.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Спрос — динамичный показатель, и его эластичность зависит от многих параметров. Вот наиболее влияющие факторы:

  • Насыщенность рынка альтернативными товарами. Чем больше возможностей купить предмет, который выполняет ту же функцию, но стоит дешевле, тем эластичнее спрос.
  • Доля товара в бюджете потребителя. Если она значительная, цена влияет на спрос, если нет — продажи остаются на месте. Рост цен на зажигалки многие даже не заметят, поскольку расходы на них минимальные.
  • Фактор времени. При резком подорожании товара спрос на него может какое-то время держаться, демонстрируя неэластичность. Но если потребители найдут ему замену, продажи со временем упадут.
  • Нужность товара. Чем выше жизненная необходимость продукта, тем меньше он чувствителен к ценовым колебаниям.
  • Ожидания потребителя. Если стоимость товара выросла, но есть предположение, что он будет дорожать и дальше, спрос на него будет только повышаться.

Как рассчитать эластичность спроса — формулы

Эластичность спроса чаще всего рассчитывается по цене. Для начала нужно посчитать, как эти параметры изменились в процентном отношении. Для этого понадобятся формулы:

ΔQ = (Q₁ – Q₂) / Q₁ х 100%;

ΔP = (P₁ – P₂) / P₂ х 100%

ΔQ — изменение спроса;

Q₁ — старый спрос;

Q₂ — новый спрос;

ΔP — изменение цены;

P₁ — новая цена;

P₂ — старая цена.

Например, магазин электроники продал за шесть месяцев 2024 года 300 кофеварок по 10 000 рублей. В июле цена на эту модель выросла на 1 500 рублей, а продажи за следующие полгода просели до 240 штук. Посчитаем изменение спроса и цены.

ΔQ = (300 – 240) / 300 х 100% = 20%

ΔP = (11 500 – 10 000) / 10 000 х 100% = 15%

Зная эти величины, можно рассчитать эластичность спроса (Ed) по формуле:

Ed = ΔQ / ΔP;

Ed = 20% / 15% = 1,3

Значение 1,3 — коэффициент эластичности спроса по цене. Расшифровывается он так:

  • Ed ˂ 1 — неэластичный спрос: если цена поднимется на один процент, спрос упадёт меньше чем на 1%;
  • Ed ˃ 1 — эластичный спрос: при изменении стоимости пропорционально стоимости на 1%, продажи изменяются больше чем на 1%;
  • Ed = 1 — единичная эластичность: спрос меняется пропорционально стоимости;
  • Ed = 0 — абсолютно неэластичный спрос: как бы цена ни менялась, спрос сохранится на одном уровне.

Чтобы рассчитать эластичность спроса по доходам, используется та же формула, только вместо изменения цены подставляется разница доходов. Допустим, московская компания реализовала в 2023 году 20 000 упаковок сметаны, а в 2025 году — 22 000 упаковок. Допустим, что за год средняя зарплата москвичей выросла на 20%. Проанализируем, сможет ли компания продать ещё больше сметаны в следующем году.

Ed = ((Q₁ – Q₂) / Q₁ х 100%) / 20%

Ed = ((22 000 – 20 000) / 20 000 х 100%) / 20% = 0,5

Коэффициент эластичности меньше единицы. Это означает, что спрос на сметану почти достиг пика и вряд ли получится продать больше, даже если доходы вырастут.

Виды эластичности предложения

Производители не всегда одинаково реагируют на изменение стоимости продукции. В одних случаях производство оперативно наращивается или сокращается, в других — предложение остаётся неизменным, даже если есть явный дефицит товара. Виды эластичности предложения бывают следующие.

Эластичное предложение

Изменение стоимости на 1% приводит к увеличению или сокращению объёмов производства больше чем на 1%. Яркий пример — сезонные товары. Например, весной растут цены на свежие овощи и производители тут же реагируют, насыщая рынок большим количеством тепличной продукции.

Эластичное предложение характерно для групп товаров, производство которых в зависимости от ситуации на рынке легко масштабировать. К ним относится одежда, продукты питания, техника, мебель.

Неэластичное предложение

При изменении цены объёмы производства остаются неизменными или меняются незначительно. Иногда компании не успевают увеличить производство вслед за спросом. А иногда это нерационально, поскольку цены могут колебаться как в одну, так и в другую сторону в течение очень короткого времени. Так, утром свежевыловленная рыба продаётся по рыночной стоимости, а вечером — с большой скидкой. Рыбаки не могут каждый раз подстраиваться под суточные колебания и предлагают всё, что поймали.

Однако те же рыбаки могут изменить что-то в процессе, если проявятся какие-то длительные тенденции, связанные с ценой и спросом. Они могут приложить усилия к тому, чтобы ловить каждый день больше, или, наоборот, станут меньше тратить на это времени, так как спрос на рыбу упал.

Единичная (пропорциональная) эластичность

Оптимальный вариант рыночного равновесия, когда при пересмотре цены на 1% объёмы производства меняются пропорционально. В этом случае нет ни дефицита, ни затоваривания. В расчётах такая эластичность предложения равна единице или близка к ней.

Факторы, влияющие на эластичность предложения

  • Производственные мощности. Если компания располагает десятью станками, а работает только пять, она может увеличить производство, т. е. предложение будет эластичным. Но если резервов нет, быстро среагировать не получится.
  • Наличие ресурсов. Для гибкого реагирования на спрос, помимо оборудования, необходимо сырьё, персонал, комплектующие детали и т. п. Чем сложнее это обеспечить, тем менее эластичным будет предложение.
  • Длительность перезагрузки. В краткосрочной перспективе предложение почти всегда более инертно, чем спрос. Чтобы перестроить производство и откорректировать объёмы, нужно время. Нельзя молниеносно отреагировать на возросшую потребность в новых квартирах — дома нужно построить.
  • Срок хранения продукции. Чем дольше хранится продукция, тем эластичнее предложение. Например, стройматериалы могут спокойно лежать на складе годами и ничего им не будет. Но если выбросить на рынок излишек молочной продукции, мяса, рыбы, выпечки, цветов, они просто пропадут.

Как рассчитать эластичность предложения

Эластичность предложения (Es) обычно рассчитывается по цене. Для этого нужны такие же формулы, как и для спроса.

Es = ΔQ% / ΔP%;

ΔQ = (Q₁ – Q₂) / Q₂ х 100%;

ΔP = (P₁ – P₂) / P₂ х 100%

ΔQ — разница между старым и новым объёмом предложения;

Q₁ — новый объём предложения;

Q₂ — старый объём предложения;

ΔP — разница между старой и новой ценой;

P₁ — новая цена;

P₂ — старая цена

Допустим, в 2023 году компания выпускала женские рубашки по цене 1 800 рублей, а в 2024-м — по 2 000 рублей. За год она увеличила объёмы производства этой модели с 1 500 до 1 700 единиц.

ΔQ = (1 700 – 1 500) / 1 500 х 100% = 13%

ΔP = (2 000 – 1 800) / 1 800 х 100% = 11%

Es = 13% / 11 % = 1,2

Коэффициент больше единицы означает, что предложение эластичное. Компания чутко отреагировала на увеличение спроса и грамотно рассчитала объёмы выпуска продукции.

Заключение

Эластичность спроса и предложения — экономический инструмент, который помогает компаниям анализировать ситуацию на рынке и грамотно выстраивать стратегию продаж. Он позволяет оптимально рассчитать скидки, грамотно определить потолок цен, вовремя заметить, как меняются потребности потребителей. А это повышает успешность и конкурентоспособность бизнеса.

В МТС есть отличный тариф, который охотно подстраивается под ваши потребности. За минуту поменяйте настройки, чтобы сократить или увеличить пакеты минут и интернета, подключайте или отключайте дополнительные опции. МТС Как хочешь — такой, как вам будет угодно.

Переходите по ссылке, чтобы подключить МТС Как хочешь

Источник: МТС Редспот

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Ещё полезные статьи:

Какая господдержка положена малому бизнесу в 2025 году
Бизнес по-умному26 марта