"О дивный новый мир" – первый спектакль, который был поставлен в обновленном театре Модерн в 2017 году. В основе его – роман-антиутопия Олдоса Хаксли о жизни в идеальном обществе, где нет проблем, люди разделены на касты и свободны от всего, и от печалей, и от лишних радостей, а в качестве увеселительного средства служит вещество под названием сома. «Сомы грамм – и нету драм» - один из девизов общества.
Основные ценности здесь – беззаботность, сексуальная свобода и потребление. Людей выращивают в инкубаториях, где заранее планируют, в какую касту они попадут – от максимально развитых «альф» до примитивных «эпсилонов». Работа нужна лишь для того, чтобы занять свободное время и чтобы людям не приходилось о чем-то задумываться. Благодаря медицине, люди долго остаются внешне молодыми и красивыми, а потом умирают такими же красивыми в возрасте около 60 лет из-за постоянного употребления сомы. Однажды в «дивный новый мир» попадает «дикарь», воспитанный на традиционных человеческих ценностях – семья, верность, любовь к литературе и искусству. Он любит свою мать, умирающую от передозировки сомы и ведет философские беседы с создателями идеального общества. Сможет ли он прижиться в такой прекрасной беззаботной реальности и есть ли вообще будущее у такого мира?
В целом постановка в Модерне практически полностью следует роману, но некоторые сцены сглажены и поставлены очень изящно, например в книге жители участвуют в оргии, а на сцене – это всего лишь дискотека, если не читать оригинал, то ничего такого и не подумаешь 😊 Еще из явных осовремениваний – в отличие от оригинала, в котором символом потребительского бога выступает Форд, здесь все происходит во славу Цукербергу 😉
Как обычно, здесь шикарные костюмы от Ирэны Белоусовой: блестящая униформа человеческой массы, обычная повседневная одежда «дикарей», полиэтиленовые пчелки-трудяги сотрудники крематория, а директор выглядит точь-в-точь как Папа Римский, с гигантскими четками в руках, только пилеолуса не хватает.
Великолепные символичные декорации – их немного, но эти яйцеобразные сферы по сути ознаменовывают собой весь новый мир, который появляется ab ovo, точнее, в данном случае – из пробирки.
В какой-то момент перед одним из спектаклей в Модерне поймала себя на мысли, что будет особенно интересно посмотреть, какие в этот раз будут интересные световые решения от художника по свету Сергея Скорнецкого, потому что каждый раз свет здесь – это как отдельное действующее лицо, не просто подсвечивает главных героев и затемняет неактуальных в данный момент, а ведет себя активно, привлекает к себе внимание. В Дивном мире это, например, светящаяся стена, которая периодически начинает мигать, в Руми были классные бои на световых мечах, а в Затерянном мире так шикарно подсветились лианы, что показалось, как будто мы реально оказались в джунглях.
В роли главноуправителя Монда – блистательный Игорь Яцко, а дикаря играет мой любимый Александр Толмачев (мы его уже видели в Затерянном мире и во Вселенной Руми). Их диалог о сути нового общества, попытки убедить собеседника в своей правоте – один из самых любопытных эпизодов спектакля. Поневоле задумываешься, а действительно, нужны ли все эти сложности, задачи, чувства стыда, боли, раскаяния, если можно быть всегда довольным, радостным, молодым и красивым, не испытывая никаких душевных мук. Или все же «душа обязана трудиться?»? Тут, конечно, каждый решает сам, но предпосылок к созданию такого общества на данный момент в мире я не вижу, хоть утописты нам это и предрекали.
Линда, мать Джона, вернувшаяся в свое общество и теперь умирающая от передозировки сомы, в исполнении заслуженной артистки РСФСР Анны Каменковой отлично сыграла, я вот прекрасно поняла ее героиню, ее чувства, точнее, радость от их отсутствия, она так страдала, пока жила в резервации и наконец вернулась к себе, пусть постаревшая, но наконец-то может опять употреблять сому и впадать в забытье, понятно, что до добра это не довело.
И мое открытие этого спектакля – Сергей Аронин в роли Бернарда Маркса. Интересная, неоднозначная роль и очень классный актер, буду теперь его отслеживать в других постановках.
Смотря этот спектакль, кстати, Модерн стал первым театром, получившим права на экранизацию романа Олдоса Хаксли, обратите внимание на приглашение к антракту в конце первого акта. Очень в тему 😊
Если вам была интересна или полезна информация, которую вы прочитали, предлагаю вам подписаться на мой канал, это очень помогает его развитию!