Найти в Дзене
Русский мир.ru

Положение обязывает

Оглавление

«Когда я смотрю голливудские фильмы, изображающие великолепие русского двора, мне хочется плакать – или смеяться, так это все убого», – писал Александр Мосолов в 1934 году, находясь в эмиграции. Как начальник канцелярии Министерства императорского двора в 1900–1916 годах, он присутствовал на пышно убранных торжественных церемониях, где роскошь туалетов и блеск драгоценностей русской императорской семьи, придворных дам и кавалеров превосходили все мыслимые голливудскими режиссерами пределы.

Текст: Татьяна Нагорских, фото: Андрей Семашко

Но как людям, живущим в XXI веке, представить парадность ушедшей эпохи? В этом могут помочь чудом сохранившиеся в лихолетье прошлого века уникальные наряды, украшения, мемории из собрания Государственного Эрмитажа.

В конце 2024 года более двухсот предметов искусства отправилось в путешествие из Санкт-Петербурга в Москву, где в Государственном историческом музее (ГИМ) на пять месяцев развернулась эффектная экспозиция «Драгоценности! Блеск русского двора».

«Выставка действительно необычная во многих отношениях, – отметил заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов. – Как правило, когда у музея день рождения, приглашают к себе. Эрмитаж, отмечая свое 260-летие, привозит выставку в ГИМ. В этом есть своя логика. Мы хотим показать наши сокровища не только как дорогие, богатые вещи. Важно показать их историческую составляющую. За каждой такой вещью стояла своя история и люди, которые имели к ней отношение, а также события, которые эти вещи отражали. Поэтому они показываются именно в Историческом музее: истории здесь не меньше, чем блеска драгоценных камней».

Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подчеркнул, что «для москвичей и гостей столицы это возможность насладиться потрясающей императорской коллекцией, в которой нет ни одного случайного предмета и которую наши коллеги спасают на протяжении многих лет».

Выставка представляет собой своеобразную «ленту искусств». Ювелирные шедевры XVII–XX веков, принадлежавшие первым лицам Российской империи, элегантные вечерние и бальные туалеты, галерея портретов из двух ведущих музеев страны. Все вместе они дают возможность ощутить стиль ушедшей эпохи и почувствовать атмосферу блеска и роскоши одного из самых великолепных монарших дворов Европы.

В экспозиции костюмы и портреты ведут безмолвный диалог со зрителями
В экспозиции костюмы и портреты ведут безмолвный диалог со зрителями

«СТИЛЬ – ЭТО ЧЕЛОВЕК»

«Стиль данной эпохи есть комплекс всех ее дум, чувств, настроений, привычек и вкусов. Монарх, являясь сыном своей эпохи и отражая в себе ее чувства и настроения, в то же время поставлен, благодаря своему положению, в возможность значительно влиять на вкусы времени», – замечал искусствовед и художник Игорь Грабарь. А французский натуралист, математик и писатель Жорж-Луи Леклерк де Бюффон был уверен, что «стиль – это человек».

Трудно назвать в истории Российской империи другого правителя, который столь кардинально повлиял на предпочтения населения целой страны, как Петр I. Грандиозная личность первого императора наложила отпечаток практически на все сферы искусства того времени: от архитектуры до моды.

Цепь из золота и эмали с портретами русских царей и великих князей. Внутри каждого медальона надпись "Слава Руси". Россия, СанктПетербург. Середина XIX века
Цепь из золота и эмали с портретами русских царей и великих князей. Внутри каждого медальона надпись "Слава Руси". Россия, СанктПетербург. Середина XIX века

И хотя, по воспоминаниям современников, Петр не жаловал драгоценности, он все же не упускал случая приобрести понравившиеся вещи. В одной из первых описей драгоценных предметов петербургского двора упоминается небольшая подвеска в виде якоря с фигуркой дельфина посередине и навершием в виде короны, выполненная из золота и серебра и декорированная бриллиантами. Считается, что царь привез ее из Голландии. По словам одного из кураторов выставки, заведующей отделом западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Ольги Костюк, «дизайн подвески лаконичен, однако изделие выглядит торжественно и может символизировать Петровскую эпоху». Такая вещица могла быть дорога сердцу императора как символ идеи о том, что в России «морским судам быть».

Группа статуэток "Точильщик и два алебардиста". Саксония, Дрезден. Первая треть XVIII века
Группа статуэток "Точильщик и два алебардиста". Саксония, Дрезден. Первая треть XVIII века

Из своих заграничных посольств Петр Iпривозил и диковинные «кунстштюки» – необычные статуэтки с каким-либо секретом или сюрпризом. К примеру, группу фигурок «Точильщик и два алебардиста» из золоченого серебра с алмазами, рубинами, изумрудами, представленную на выставке, царь, по легенде, приобрел в Саксонии. Мастерство ювелиров поражает. «С большим юмором исполнены лица с глазами-алмазами. А станок точильщика даже может «работать», так как имеет подвижные элементы конструкции», – отметила куратор.

Подвеска "Якорь" из серебра и золота с алмазами. Голландия. Около XVII века
Подвеска "Якорь" из серебра и золота с алмазами. Голландия. Около XVII века

И все же при Петре Iрусский двор не отличался особой роскошью, царь стремился к простоте, чего нельзя сказать о его племяннице Анне Иоанновне. «Императрица хотела непременно, чтобы двор ея не уступал в пышности и великолепии всем другим европейским дворам», – свидетельствовали историки. По словам князя Михаила Щербатова, ей вполне удалось не только догнать, но и опередить Европу в роскоши, так как «серебро и злато на всех придворных возблистало, и даже ливрея царская сребром была покровенна».

Подставка для флаконов в виде слона. Вторая половина XIX века
Подставка для флаконов в виде слона. Вторая половина XIX века

Питая страсть к собиранию драгоценных изделий, государыня положила начало «богатому собранию дворцовых кладовых». Гордостью эрмитажной коллекции является золотой туалетный прибор Анны Иоанновны из 46 предметов. Из него на выставке демонстрируются лохань, рукомой, колокольчик и четыре коробки. Он памятен еще и тем, что использовался позднее во время долгих сборов под венец всех невест русского царского дома.

Скульптура "Архангел Михаил, поражающий дьявола" из позолоченной бронзы, перламутра и барочного жемчуга. Франция (?). 1830-е годы
Скульптура "Архангел Михаил, поражающий дьявола" из позолоченной бронзы, перламутра и барочного жемчуга. Франция (?). 1830-е годы

Во время правления младшей дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, в драгоценных изделиях в полной мере отразились витиеватость и игривость господствующего стиля рококо, а также личный вкус самой государыни – женщины, по воспоминаниям современников, красивой и кокетливой. Придворный бриллиантщик Иеремия Позье писал: «Я не думаю, чтобы из всех европейских государынь была хоть одна, имевшая более драгоценных уборов, чем русская императрица». А мемуарист Франсуа-Жермен Лафермьер уточнял, что «голова ее всегда обременена бриллиантами».

Ларец. Германия. Конец XVII века. Для пластин с алтарными композициями или драгоценностей
Ларец. Германия. Конец XVII века. Для пластин с алтарными композициями или драгоценностей

Сегодня в экспозиции музея можно полюбоваться великолепной коллекцией часов на шатленах, щедро усыпанных бриллиантами; изящными «лоделавальниками» (от фр. l’eau de lavande – лавандовая вода) – флаконами для духов; миниатюрной подзорной трубой Елизаветы Петровны с алмазами огранки «роза»; золотой коробочкой для мушек в форме сердца и цитернаделями (или по-русски тресилками) – ювелирными булавками с подвижными деталями. Государыня ревностно оберегала славу главной модницы империи. «В 1751 году она издала высочайший указ, запрещающий придворным дамам носить в волосах справа какие-либо украшения, будь то драгоценности, цитернадели или просто цветы», – пояснила куратор костюмной части выставки, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа Юлия Плотникова.

В центре — табакерка с изображением Чесменской колонны. Слева — табакерка с портретными миниатюрами фаворитов императрицы Екатерины II. Справа — табакерка "Бендеры", посвященная успехам Российской армии в Русско-турецкой войне. Все — Россия, Санкт-Петербург. Вторая половина XIX века
В центре — табакерка с изображением Чесменской колонны. Слева — табакерка с портретными миниатюрами фаворитов императрицы Екатерины II. Справа — табакерка "Бендеры", посвященная успехам Российской армии в Русско-турецкой войне. Все — Россия, Санкт-Петербург. Вторая половина XIX века

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕ ЧУЖДО

При императрице Екатерине II достроили Зимний дворец. В нем появился Алмазный покой или, как его еще называли, «Бриллиантовая комната». Под большим хрустальным колпаком там размещались государственные регалии, стояли шкафы со стеклами, в которых хранилось «множество украшений алмазных и иных <…> табакерок, часов и цепочек, готовален, перстней, бантов, золотых шпажных эфесов и других драгоценных вещей». Они были созданы лучшими европейскими и русскими мастерами ювелирного дела. О богатстве и пышности русского двора Екатерининской эпохи, в котором «следы старого азиатского великолепия смешивались с европейской утонченностью», а «роскошь и блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней далеко оставляют за собою великолепие других европейских дворов», с восторгом писал в 1778 году посетивший Россию английский путешественник Уильям Кокс.

Табакерка с вензелем Александра I. На крышке надпись: "Любите добро и добрых, ненавидьте зло и презирайте злых". Россия, Санкт-Петербург. 1800 год
Табакерка с вензелем Александра I. На крышке надпись: "Любите добро и добрых, ненавидьте зло и презирайте злых". Россия, Санкт-Петербург. 1800 год

В императорскую коллекцию попадали и мемории – памятные вещи, связанные со знаменательными событиями или значимыми персонами. Среди них немало табакерок. Это не только модный аксессуар XVIIIвека, но и ценный подарок или награда. Как, например, золотая табакерка с эмалевым изображением Чесменской колонны, заказанная Екатериной II в честь победы русского флота над турецким в Чесменской бухте 24–26 июня 1770 года для главнокомандующего флотом графа Алексея Орлова.

«Если для обычного человека сувенир – это лишь частная история, то для монарха – это история государства», – считает один из кураторов выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Екатерина Абрамова. Литая золотая табакерка начала XIX века с более ранними памятными медалями выглядит сегодня особенно символичной. На одной из медалей изображена Екатерина Великая, а на другой – карта Крыма и Кубани с надписью «Следствие мира. Присоединены к Российской империи без кровопролития 8 апреля 1783 года».

Архалук, колчан и налучье из татарского наряда. Наряд из восьми предметов был поднесен великому князю Александру Павловичу от последнего хана крымских татар. Крым. 1780-е годы
Архалук, колчан и налучье из татарского наряда. Наряд из восьми предметов был поднесен великому князю Александру Павловичу от последнего хана крымских татар. Крым. 1780-е годы

Однако императрицам и императорам ничто человеческое не было чуждо. В покрытой бриллиантами табакерке с профильным портретом графа Алексея Орлова на крышке есть секретный шарнир, нажав на который можно увидеть скрытый портрет другого фаворита императрицы Екатерины II – Ивана Римского-Корсакова. В то же время государыня, как известно, была еще и любящей бабушкой. В ее коллекции есть изящная брошка-медальон, усыпанная жемчугом и алмазами, с портретами милых сердцу внуков – великих князей Александра и Константина Павловичей. А также трогательная табакерка с акварелью на крышке, нарисованной 6-летней внучкой Александрой Павловной.

В правление императора Николая I для разросшегося собрания драгоценностей выделили уже целую Галерею, доступную для осмотра любому «одетому надлежащим видом». Вероятно, в ней можно было увидеть шесть памятных медальонов первой четверти XIX века, внутрь которых, как дань эпохе романтизма, помещены волосы царствовавших в России особ: от Михаила Федоровича до Елизаветы Петровны. Все эти предметы присутствуют на выставке в ГИМ.

Г.И. Яковлев. Парный портрет супругов Теляковских. 1848 год. На руке Юлии Васильевны браслет с изображением супруга, Аркадия Захаровича — генерал-лейтенанта. Такие браслеты назывались "сантимент". Аналогичный "сантимент" можно увидеть внизу на портрете графини Юлии Самойловой
Г.И. Яковлев. Парный портрет супругов Теляковских. 1848 год. На руке Юлии Васильевны браслет с изображением супруга, Аркадия Захаровича — генерал-лейтенанта. Такие браслеты назывались "сантимент". Аналогичный "сантимент" можно увидеть внизу на портрете графини Юлии Самойловой

ЧУГУН, СТАЛЬ И ЖЕЛАТИН

В начале XIXвека великие исторические события, волновавшие Россию и Европу, отражались и в моде, которая, согласно расхожему выражению, является зеркалом истории. Так, после героической победы русского народа над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года в среде российской аристократии возникла патриотическая мода на наряды а-ля рюс, подхваченная даже некоторыми европейскими королевскими особами.

В Европе антинаполеоновские войны были катализатором моды в 1813–1814 годах на высокохудожественные украшения из материала, который вроде бы сложно представить на изящной дамской шее или руке. Тяжелый и грубый чугун стал в это время новым золотом и серебром. В руках искусных ювелиров из Берлина он превращался в невесомые кружевные ожерелья, браслеты, серьги и веера сказочной красоты.

-13

Столь необычная мода возникла в Пруссии после того, как знатные дамы стали жертвовать свои драгоценности на возрождение армии и нужды освободительной войны. Продержалась она вплоть до 1860-х годов, успев за это время покорить и российский бомонд. «Даже одна из самых богатых женщин России, княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, носила чугунные украшения, хотя настоящих драгоценностей у нее было предостаточно», – заметила Юлия Плотникова. Из собрания князей Юсуповых на выставке представлены колье и ажурные парные браслеты из чугуна, поражающие тонкостью работы.

Бальное платье княгини З.И. Юсуповой, украшенное стальными блёстками, представлено в паре с веером, колье и браслетами из чугуна
Бальное платье княгини З.И. Юсуповой, украшенное стальными блёстками, представлено в паре с веером, колье и браслетами из чугуна

Красивое бальное платье Зинаиды Ивановны отсылает к пушкинской поре, когда многие были «от ба́лов без ума», а «дам обдуманный наряд» вызывал восхищение. Платье выполнено из тонкого газа цвета экрю, положенного на атласный чехол в тон. Оно украшено цветочной вышивкой, шелковыми шнурками и блёстками из стали – декора, который в наши дни доставляет немало головной боли реставраторам. Со временем тяжелый металл повреждает нежные ткани. Возможно, в это платье наряжалась в детстве «возлюбленная внучка» Зинаиды Ивановны – княгиня Зинаида Николаевна Юсупова.

Черный был модным цветом в начале ХХ века. Бальные и вечерние туалеты императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны
Черный был модным цветом в начале ХХ века. Бальные и вечерние туалеты императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны

Помимо блёсток, которые сегодня на французский манер чаще называют пайетками, из сверкающей стали создавали изысканное кружево. В 1913 году журнал «Вестник моды» утверждал, что «вышивки стеклярусом и металлическое кружево гарнируют большинство вечерних платьев. Металлическое кружево чрезвычайно красиво; оно бывает серебряное, золотое и стальное».

Одно из платьев, показанных на выставке, вызывает противоречивые суждения. Кто-то говорит о нежности и утонченности его оформления, а кому-то оно кажется блёклым и невыразительным. Неоднозначный вечерний туалет был создан в 1903 году в мастерской Августа Бризака для последней императрицы, Александры Федоровны. Сшитый из атласа и гипюра кремового цвета, он в лучших традициях стиля модерн украшен плавными завитками пушистых шнурков синели, вышивкой в тон и сверху донизу покрыт блёстками из… желатина. Это еще один неожиданный, но крайне популярный с конца XIXвека материал для текстильного декора. Желатиновые блёстки были значительно легче металлических, однако имели существенный недостаток: чувствительность к теплу и влаге, от которых они могли просто растаять.

Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, сплошь покрытое желатиновыми блёстками. Россия. 1903 год
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, сплошь покрытое желатиновыми блёстками. Россия. 1903 год

В этом нежном наряде императрица присутствовала на Большом выходе царской семьи после службы в Успенском соборе Московского Кремля. По воспоминаниям современников, Александре Федоровне казалось, что «на Пасху в Москве царит истинно русская атмосфера». В собрании ГИМ хранится прекрасная фотография, запечатлевшая это памятное событие и императрицу в платье с недолговечным декором.

РУССКАЯ РОСКОШЬ

В одном из интервью генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сетовал на «вульгарную манеру возрождать человека через восковую фигуру. В сто раз лучше, когда стоит просто платье. Оно расскажет о человеке, если внимательно к нему отнестись, гораздо больше и подробнее, чем что-либо другое».

На выставке каждый посетитель может поиграть в увлекательную игру и попробовать представить характер владелицы того или иного наряда. Несколько платьев, невероятно эффектных по стилю, выбранным цветам и сложному декору, принадлежали императрице Марии Федоровне – супруге Александра III. В полной мере осознавая свою роль, она понимала, что ее «положение обязывает».

Бальный мундир офицера. Принадлежал императору Николаю II
Бальный мундир офицера. Принадлежал императору Николаю II

Один из нарядов в экспозиции уникален. Парадное роскошное платье из черного атласа и шелка создано для Марии Федоровны основателем высокой моды, первым кутюрье Чарльзом Вортом, около 1890 года. Кто знает, может быть, именно в этом наряде императрица была на знаменитом Черном балу в Аничковом дворце, вошедшем в историю как изящная политическая месть. Если бы два других наряда Марии Федоровны, с узорами в виде орхидей и веток цветущей яблони, увидел французский литератор Теофиль Готье, он точно мог бы повторить фразу, сказанную им во время путешествия по России: «Цветы – вот поистине русская роскошь».

Портрет княгини Т.А. Юсуповой. После 1858 года. Рядом — драгоценный веер, изображенный на портрете
Портрет княгини Т.А. Юсуповой. После 1858 года. Рядом — драгоценный веер, изображенный на портрете

Элегантное черное платье невестки Марии Федоровны, императрицы Александры Федоровны, как ни странно, может поведать о ее немецкой практичности. В одном наряде объединилось творчество сразу двух любимых ею мастерских – Августа Бризака и Надежды Ламановой. «В каждой из них было создано по одному лифу: бальный – с едва прикрытыми плечами и овальным вырезом «от Ламановой» и вечерний – с рукавами три четверти и вырезом в форме каре «от Бризака», – уточняет Юлия Плотникова. Рядом с платьем представлен бальный мундир супруга Александры Федоровны – императора Николая II. «На балах и во время торжественных выходов кавалеры оттеняли красоту дам своими темными, алыми и белыми военными и статскими мундирами», – комментирует куратор.

Весь XIX век растения и цветы были источником вдохновения для создания украшений. Слева — пряжка в виде переплетающихся акантовых листьев. Вверху — брошь и браслет в виде цветов с бирюзой. Внизу — золотые брошь и серьги в виде виноградной лозы
Весь XIX век растения и цветы были источником вдохновения для создания украшений. Слева — пряжка в виде переплетающихся акантовых листьев. Вверху — брошь и браслет в виде цветов с бирюзой. Внизу — золотые брошь и серьги в виде виноградной лозы

Великолепная портретная галерея в экспозиции как бы оживляет представителей русского двора, блиставших в восхитительных произведениях ювелирного и портновского искусства. Молодая княгиня Татьяна Александровна Юсупова (урожденная Рибопьер) изображена на портрете середины XIX века в умопомрачительной жемчужной диадеме – фамильном украшении Юсуповых, о котором писали, что «ничего богаче и восхитительнее вообразить себе нельзя». В правой руке она держит свадебный подарок – веер из слоновой кости с самым дорогим из-за трудоемкости изготовления алансонским кружевом и гардами в россыпях изумрудов, рубинов и бриллиантов. Внимательный зритель увидит, что оригинальный веер представлен на выставке рядом с портретом. Это редкая удача в музейной практике.

Парадное платье императрицы Марии Федоровны, исполненное Чарльзом Вортом. Франция, Париж. Около 1890 года
Парадное платье императрицы Марии Федоровны, исполненное Чарльзом Вортом. Франция, Париж. Около 1890 года

Неподалеку можно увидеть портрет ее дочери – княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой кисти Франсуа Фламенга. Современники считали ее «женщиной редкой красоты и глубокой духовной культуры». Наследница богатейшего состояния в империи княгиня изображена с легендарным украшением – крупной каплевидной жемчужиной «Пелегрина», закрепленной на длинной жемчужной нити. Французский поэт Поль Валери как-то заметил, что «живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено». Так, некоторые исследователи считают, что размер реальной жемчужины на портрете сильно преувеличен.

Парюра, состоящая из пряжки, ожерелья, броши-подвески, серег, выполнена из золота и украшена выемчатой эмалью и драгоценными камнями. Западная Европа. Вторая половина XIX века
Парюра, состоящая из пряжки, ожерелья, броши-подвески, серег, выполнена из золота и украшена выемчатой эмалью и драгоценными камнями. Западная Европа. Вторая половина XIX века

«К ВЕЛИКОСВЕТСКОЙ ПЫШНОСТИ ДОБАВИЛАСЬ ПЕРЧИНКА»

Единственный яркий костюмный акцент во всей экспозиции – изысканное вечернее платье цвета цикламен из шелкового муара и шифона, с растительной вышивкой из бисера, блёсток и страз по лифу и подолу. К его созданию приложил руку талантливый модельер царской России, имя которого осталось, увы, неизвестным. Как и имя заказчицы, оно кануло в Лету. Строгость силуэта наряда, созданного до 1910 года, с избытком компенсируется чистым и дерзким цветом ткани. Яркость муаровых переливов близка к цветовой феерии, придуманной в эти годы художником Львом Бакстом для балетных постановок Русских сезонов в Париже. Его костюмы и декорации в контрастных «цветах огня и радости» после триумфа русских балетов очаровали Париж, а за ним и весь мир, включая Россию. И мы с легкостью можем представить, как прекрасная незнакомка блистала в этом наряде на столичных раутах. А ее современник, поэт Игорь Северянин, глядя ей вслед, мог восхищенно прошептать: «В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом – // Вы такая эстетная, Вы такая изящная...»

Вечернее платье цвета цикламен. Россия. 1908–1910 годы
Вечернее платье цвета цикламен. Россия. 1908–1910 годы

В соседних витринах на выставке представлены еще три платья той же поры, но уже совсем другие по стилю и настроению. «К великосветской пышности вдруг добавилась какая-то перчинка, легкомысленная задоринка. Роскошь перестала быть давящей, стала воздушной и изящной», – вспоминал фотограф и художник Сесил Битон. В этих нарядах преобладают газ, тюль, шифон светлых оттенков, положенные на однотонный атлас. Гарнировка бисером, стразами, кружевом, вышивкой выполнена по цвету в пандан основным тканям.

Подвеска "Клубок змей". Р.-Ж. Лалик. 1901 год
Подвеска "Клубок змей". Р.-Ж. Лалик. 1901 год

Утонченные произведения портновского искусства появились на свет в мастерских прославленных парижских домов моды «Пакен» и «Сестры Калло». Счастливой обладательницей одного вечернего и двух бальных платьев была знаменитая в начале ХХ века актриса столичных театров, красавица и модница Вера Дженеева (в замужестве Карахан). Обладая безупречным вкусом, она собрала роскошный гардероб, в котором также были наряды и от знаменитого кутюрье эпохи модерна Жака Дусе, и короля французской моды Поля Пуаре, и гения русской моды Надежды Ламановой. Уникальная коллекция туалетов Веры Карахан стала, по выражению Михаила Пиотровского, «сокровищем музейного собрания костюмов». Однако этой драгоценности в собрании Эрмитажа могло и не быть. С ней связана почти детективная история. В 1971 году дочь актрисы обнаружила на антресолях московской коммунальной квартиры сундуки с мамиными нарядами. Вера Викторовна на протяжении более пятидесяти лет скрывала от близких их присутствие в доме. Почему – это тайна, которую вряд ли уже удастся разгадать. Волею счастливого случая о коллекции узнала легендарный хранитель Эрмитажа Тамара Коршунова. Она устремилась в Москву, где отобрала 45 наиболее интересных вещей. В Петербург эти бесценные сокровища ехали в коробках из-под яиц, а экспертно-закупочная комиссия оценила их всего по 100 рублей каждое, припечатав: «У моей бабушки были наряды поинтереснее»…

Атласные туфли со стальными пряжками. Франция, Париж. 1900-е годы
Атласные туфли со стальными пряжками. Франция, Париж. 1900-е годы

Дело в том, что, с одной стороны, в те советские годы костюмы не были приоритетным предметом музейного коллекционирования. С другой – платья знаменитых кутюрье, долгое время пролежавшие в сундуках, выглядели совсем не так, как сегодня на выставке – после кропотливой работы музейных реставраторов-виртуозов. Но Тамара Тимофеевна сразу поняла ценность увиденного и стала бороться. Ей удалось убедить руководство музея приобрести эти шедевры портновского искусства.

Платье бальное (модный дом "Пакен") и платье вечернее (модный дом "Сестры Калло") из собрания В.В. Карахан
Платье бальное (модный дом "Пакен") и платье вечернее (модный дом "Сестры Калло") из собрания В.В. Карахан

За последние полвека «коллекция Веры Карахан» объездила с выставками полмира. Три платья из нее, как драгоценные жемчужины, сегодня красуются в экспозиции Исторического музея в Москве и собирают восхищенные вздохи очарованных посетителей.

* * *

Княгиня М.П. Абамелек-Лазарева. Портрет работы Н.П. Богданова-Бельского. Около 1900 года
Княгиня М.П. Абамелек-Лазарева. Портрет работы Н.П. Богданова-Бельского. Около 1900 года

Так вышло, что в начале ХХ века жернова революционных событий в нашей стране безжалостно покончили с блеском и роскошью русского двора. Незадолго до тех событий, в июле 1914 года, французский посол Морис Палеолог присутствовал в Петергофе на торжественной встрече императора Николая II и президента Французской Республики Раймона Пуанкаре. Посол не испытывал симпатий к России, ее самодержцам и народу в целом, но та встреча его поразила. Он написал, что «по пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться. Я надолго сохраню в глазах ослепительную лучистость драгоценных камней, рассыпанных на женских плечах. Это – фантастический поток алмазов, жемчуга, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, бериллов, поток света и огня».

Уцелевшие осколки былой имперской роскоши сохранились. Жизнь этих драгоценных предметов – свидетелей истории поддерживается кропотливым трудом музейных реставраторов. Они сохраняют их первозданную красоту для следующих поколений, чтобы и у них была возможность по достоинству оценить высокое искусство мастеров навсегда ушедшей эпохи.