Компания VM Motori S.p.A — DRIVE2
Итальянская компания VMotori с середины двадцатого века производит дизельные двигатели собственной разработки. Двигатели VMotori выпускаются в широкой линейке типоразмеров от трех до шести цилиндров и устанавливаются на автомобили многих мировых производителей. Нашли они применение и в малом судостроении и, по непроверенным данным, даже в малой авиации.
Двигатели по-своему уникальные. Коленчатый вал в них монтируется в блок цилиндров не снизу, как у всех привычных нам двигателей, а с заднего торца. Такая конструкция блока обеспечивает ему очень высокую жесткость. Головки цилиндров раздельные для каждого цилиндра. В связи с этими особенностями двигатели VMotori не очень любимы ремонтниками, поскольку при их ремонте необходимо соблюдать ряд специфических требований, а изучать мануалы у нас начинают, как правило, после того, как уже всё сломали. Поэтому почти всегда бывает, что если такой мотор ремонтировался с «жигулёвским» подходом, то мотор, чаще всего, годится только в утиль.
Этот двигатель пришел в ремонт частично разобранным, с разрушенным поршнем шестого цилиндра, с поврежденной гильзой и поврежденным посадочным местом под гильзу в блоке. Всё это произошло после только что произведённого капитального ремонта, где-то в глубинке России. Мотор не был законсервирован для транспортировки и из-за этого шатунные шейки вала и остальные гильзы прокорродировали за время доставки.
Задир поршня шестого цилиндра вследствие глобального перегрева.
Часть днища поршня выгорела. Причина – в форсунку шестого цилиндра был установлен распылитель от отечественного тракторного двигателя. А что такого, ведь они так похожи… почти одинаковые. А то, что диаметр штифта иглы у тракторной форсунки вчетверо больше, чем у родной – так этого не заметили…. А результат на лицо.
Это они – виновницы торжества. Распылители не показать, а следы переборки в тисках, и с помощью рожковых ключей на виду.
Зеркало гильзы шестого цилиндра имело повреждения. После того как гильза была извлечена, выяснилось что посадочное место под гильзу в блоке было сильно повреждено из за обрыва шатуна, который ранее произошел в этом же цилиндре. В нижней своей части гильза уплотняется по блоку тремя резиновыми кольцами, два из которых из маслостойкой резины и одно из обычной – оно уплотняет гильзу со стороны охлаждающей жидкости. Все кольца были повреждены – надорваны и порезаны на части не аккуратным монтажом. Поскольку посадочный поясок под гильзу в блоке был сильно поврежден при предыдущей аварии, блок и гильзу обильно намазали герметиком и так собрали.
Повреждения в гильзе и повреждённое посадочное место под гильзу в блоке.
Гильза «уплотнённая» герметиком.
Претензий к состоянию коренных подшипников не было, а очаги коррозии на шатунных шейках были не значительны, было принято решение произвести ручную полировку шатунных шеек без выемки коленчатого вала.
Ручная полировка шеек с помощью ремня.
Масляная система двигателя была промыта подачей масла в каналы из промывочной емкости. Масло находится в красном шаре, в который закачивается сжатый воздух. Масляная система промывается подачей масла под давлением 6 атм. Также производилась проверка правильности направления струй масляных форсунок охлаждающих поршни.
На снимке струя масла из форсунки 5 цилиндра
Прошлифованная плоскость блока
На плоскости блока выявлены повреждения (продавленности и сколы)
Продавленность на перемычке между цилиндрами (таких было четыре). Происхождение явно искусственное. Для чего-то начеканивали плоскость блока - дело тёмное.
Обведена целая перемычка между 1 и 2 цилиндрами. Соседняя тоже целая.
Продавленность (слева) и скол чугуна (справа) на месте продавленности между третьим и четвертым цилиндрами. Полагаю, что после того как откололся фрагмент перемычки , далее начеканивать побоялись.
Вид на продавленность и скол в другой проекции и другом освещении для лучшего восприятия.
В блок двигателя гильза садится двумя поясками. Вверху гильза опирается на притертый бурт, уплотняется резиновым кольцом и фиксируется клеем серии Locktite400 .
В нижней части гильза уплотняется в блоке тремя резиновыми кольцами: одним водостойким и двумя маслостойкими. Место нижней посадки гильзы в блоке имеет точный размер и чисто обработанную поверхность. Ранее двигатель претерпел аварию, видимо, сопровождавшуюся разрушением шатуна, поршня и гильзы. На нижнем посадочном пояске в блоке образовались вмятины и сколы насквозь пересекающие посадочный поясок в четырех местах.
Для того, чтобы было видно, что повреждения пересекают весь посадочный поясок, были сделаны фотографии через зеркало.
Такие вмятины делают невозможным уплотнение резиновыми кольцами. Поэтому при предыдущем ремонте вся нижняя часть гильзы была намазана герметиком. Герметик в такой ситуации не работает, и я полагаю, что в этом месте происходило попадание охлаждающей жидкости в масло, что и вызвало следующую аварию. Применительно к конкретной ситуации, единственным методом восстановления двигателя я счел вклеивание гильзы этого цилиндра и по нижнему поясу. Разумеется, все резиновые кольца я оставил. Вклеивание производил на клей Locktite серии 600 (для трубных соединений, работающих при высокой температуре и под высоким давлением).
Гильзы должны быть притёрты по плоскости верхнего бурта к гнезду в блоке.
Притирка гильзы второго цилиндра
Гильзы должны выступать над плоскостью блока на одинаковую величину 0,02-0,06 мм. Величина выступания гильзы регулируется подбором регулировочных колец под буртом и притиркой.
Проверка величины выступания гильз.
Вклеенная гильза шестого цилиндра. Зеленое – это клей.
Он остается жидким пока находится на воздухе и схватывается в замкнутом пространстве. Гильза притянута болтами через проставки и в таком состоянии должна остаться на сутки. Потом можно вклеивать следующую. В остальных отверстиях блока видны притертые пояски. Они матовые.
Все гильзы вклеены. Несмотря на то, что они вклеены, болты с проставками нельзя снимать до самого последнего момента – установки головок блока.
Для сведения – как только сняты головки блока, гильзы немедленно должны быть прижаты проставками. Без этого нельзя поворачивать коленчатый вал и уж тем более, вынимать поршни. Это ЗАКОН!
Установка поршня в 6 цилиндр. Кольца стянуты специальной обжимкой.
На всех поршнях выявлены сильные натертости с нагруженной стороны, что свидетельствует либо об использовании некачественного масла, либо не качественных фильтров, либо о нарушении интервалов замены масла.
Натертости на нагруженной стороне. На ненагруженной стороне поршня натертостей нет.
Затягивание болтов шатунов. На болт надет ворот с транспортиром для затягивания на заданный угол. На блоке лежит динамометрический ключ.
Блок перегружен с кантователя на стол, для снятия задней плиты и задней опоры коленчатого вала и замены уплотнений.
Задняя плита снята.
Задняя опора коленчатого вала снята. Все измазано герметиком
Ревизия передней части двигателя
Крышка механизма привода газораспределения снята. Виден щедро намазюканный герметик. На следующем снимке все очищено.
При вскрытии механизма было выявлено несоответствие расположения блоков меток на смежных шестернях. А и С заводские метки. Метка С должна находиться между зубьями помеченными метками А. В - самодельная метка.
На другой стороне зубчатой пары то же самое, только не указано стрелками. Пометки белым маркером оставлены с предыдущего ремонта.
Промежуточная шестерня снята для восстановления правильного положения меток на шестернях.
Кожух шестеренного привода установлен на место с новым сальником.
Перегрузка блока со стола снова на кантователь
На нижнем разъеме блока, было заломано и оставлено в теле три болта, крепящих масляный поддон.
Блок, подготовленный для отсверливания заломанных болтов.
Заломыш. Магнитики, поставлены для сбора стружки.
Просверленное отверстие в заломыше и захваченная магнитами стружка.
В просверленное отверстие в болте забивается экстрактор и с его помощью заломыш выкручивается из отверстия.
Выкрученный заломыш на экстракторе
Выкрученные заломыши. Три поросенка.
Восстановление резьбы на впускном коллекторе постановкой футорки
Все головки блока были подвергнуты гидроопрессовке на предмет обнаружения трещин в полости охлаждения. Одна головка забракована. После опрессовки была произведена шлифовка плоскости головок. Шлифовка производилась таким образом, чтобы высота всех головок различалась не более, чем на 0,05 мм. Это связано с тем, что смежные головки притягиваются общими болтами и усилие притягивания головок должно быть единым для всех. С некоторых головок пришлось снять очень много металла.
Головки после шлифовки. На головках написан получившийся размер.
Шлифованная плоскость головки. Видны проточенные фаски на седлах.
Подготовка к притирке клапанов. Все клапаны были очищены и отдефектованы. У всех клапанов прошлифованы фаски.
Клапаны установлены в подставку для наклейки гаек.
Приклеивание гаек термоклеем к клапанам .
Клапаны с наклееными гайками.
Клапан, подготовленный к притирке. Точками нанесена притирочная паста.
Клапан в головке
Притирка клапанов
Подсобранная головка с клапанами и маслосъемными колпачками.
Сборка клапанных пружин. Постановка тарелок и сухариков. Для сжатия пружин используется сверлильный станок.
Заполнение под давлением системы смазки после установки поршней и шатунов. Контроль работы масляных форсунок охлаждения, контроль утечек масла.
Установлен маслозаборник и экран, препятствующий плесканию масла в поддоне. На разъем блока нанесен валик герметика, поскольку масляный поддон монтируется без прокладки.
Обтяжка головок блока. Стрелкой указан угломер для контроля угла затягивания болтов.
Вид на масляный фильтр.
Штуцеры выхода на масляный радиатор. Помечены белым маркером.
Двигатель после сборки был установлен на стапель и обкатан на холостом ходу в течении 8 часов. Подтеканий охлаждающей жидкости, масла или иных дефектов сборки не выявлено.
Грустный финал.
Масляный радиатор у этого двигателя полнопоточный, работающий под давлением, равным давлению в системе смазки. Финал этого ремонта довольно грустный. Данный двигатель принадлежал небольшому автобусу HUYNDAI, прошедшему через многие руки весёлых ремонтников. Масляный радиатор на автобусе вообще начисто отсутствовал, а штуцеры подвода масла к радиатору мотора были просто закольцованы. Владелец, получив отремонтированный мотор, исполняя наказ – в обязательном порядке смонтировать и подключить масляный радиатор, внедрил в автобус какой-то тракторный агрегат, который, то ли оказался неисправным, то ли не выдержал давления. Двигатель потерял масло и заклинил не успев поработать и пятнадцати минут.