Екатерина Маркова – дочь гениального советского писателя, лауреата всех престижных премий. Влюбилась сына немецкого миллионера, а вышла замуж за начинающего актера без собственной квартиры. Почему актриса ушла из профессии и как живет сейчас?
Родилась она в 1946 году в Иркутске, а потом семья перебралась поближе к столице – в Подмосковье. Порой, в их доме собиралась вся литературная элита: Корней Чуковский, Валентин Катаев, Борис Пастернак. Казалось бы, будущее предопределено – бери перо и твори. Но Катя знала, что она будет актрисой.
Она не была «отличницей-круглолицей», которой все пророчили успех. Сменила шесть школ, конфликтовала с учителями, училась кое-как. Родители, впрочем, её не ломали – в 9–10 классах она училась по вечерам, а днём занималась в студии при Театре Станиславского. Потом поступила в Щукинское училище – не без труда, но попала.
А дальше – история, как в старом кино. 1963 год, лето, Венгрия. Сестра предложила съездить к родственнице, и они остановились в отеле. Утро, Балатон, лёгкий туман над водой, горячий воздух с запахом хвои.
Екатерина спускается по лестнице – и вдруг видит его. Высокий, статный, загорелый. Петер. И тут – поворот, который разрушает все шаблоны. Парень был не из простой семьи.
В то время, когда в газетах писали про железный занавес, она вдруг осознала: если бы он был из ГДР, ну, может быть... А так? Вряд ли у нас есть шанс.
Маркова прожила три дня, как в тумане. Петер казался ей тем самым. Судьба, не иначе. Они не спали, не замечали времени, Москва и Берлин перестали существовать.
Но потом он уехал, и в душе образовалась пустота. Катя перестала есть, не выходила из номера, ревела так, что горло саднило. Писала ему длинные письма.
Через полгода он вернулся. Стоял перед ней с билетами в Европу. Он уже крутил в голове фразу «Выходи за меня», но у Катя уже все решено. Она водила Петера по осенним бульварам. Шорох листвы под ногами, холодный воздух. В один момент остановилась и выдохнула: «Я не поеду».
Папа — коммунист и известный писатель. Мама тоже в литературных кругах. Сестра... А ещё в стране — 1970-е. СССР не приветствует браки с иностранцами. Ей двадцать, а перед ней — выбор: любовь или семья. Вот скажи, можно ли такой выбор назвать справедливым?
Катя осталась. Работала в «Современнике», писала книги, поступила в Литературный институт. Гены дали о себе знать. А потом появился он. Георгий Тараторкин.
Катя с ним знакомиться не собиралась — просто приехала на съемочную площадку к подруге, а он обычный парнишка, но чем-то зацепил. Молодой, с голосом, будто читает Достоевского даже во сне.
Тогда он снимался в «Преступлении и наказании», весь в этом напряжении и ауре Раскольникова. И вот увидел ее — правильный овал лица, высокие скулы, карие глаза, стрижка, как у парижских модниц.
Звонил каждый вечер. Катя уставала придумывать предлоги, лишь бы не встречаться. Но знаешь, что самое странное? Чем больше она отстранялась, тем больше он тянулся к ней. Вот такая штука — любовь.
Георгий Тараторкин тогда только начинал пробивать себе дорогу в кино. Парень из интеллигентного Ленинграда, худой, высокий. Катя Маркова слушала его рассказы о театре, о жизни.
Он просто говорил, искренне, по-настоящему, а она смотрела и понимала, что-то внутри щелкнуло. Потом он позвал ее в Ленинград на спектакль. В тот вечер он играл лейтенанта Шмидта — с жаром, с надрывом, как будто сам переживал каждую минуту. Катя сидела в зале и чувствовала: все, назад дороги нет. Это ее судьба.
На дворе 1970-й. В стране — эпоха застоя, но в Ленинграде жизнь кипит: по набережным гуляют студенты в клешах, в Домах культуры танцуют под "The Beatles", а в кино идут "Белорусский вокзал" и "О любви". И вот, среди всей этой суеты, двое начинающих актеров расписываются. Скромно, без лишнего пафоса.
В тот же день Катя уезжает обратно в Москву. Свадьба, и сразу разлука. Четыре года они так и жили: он — в Ленинграде, она — в Москве.
Только когда родился их сын, Тараторкин смог перебраться в столицу. Ему предложили место в театре имени Моссовета. Сначала жили у родителей Кати, потом получили свою квартиру. Вот тут-то все и завертелось.
Актерская судьба Марковой развивалась быстро. В 1972-м ей доверили роль Гали Четвертак в "А зори здесь тихие...". Помнишь этот фильм? Кажется, он навсегда врезался в память зрителей. После премьеры ее узнавали на улице, писали письма, приглашали на новые роли.
А Катя... она вдруг открыла в себе еще один талант — к писательству. Как ни странно, вдохновение пришло именно на съемках. Она начала с небольших очерков, потом написала повесть "Чужой звонок" — и за нее даже получила награду.
В 1973-м она сыграла главную роль в "Делах сердечных". Потом были "Желаю успеха", "Вечно живые", "Третий в пятом ряду". Имя Марковой все чаще мелькало в титрах, ее знали, ее ждали.
Сын Филипп родился в 1974 году. Слабенький, словно осенний лист, который вот-вот сорвет первым же порывом ветра. Родителям пришлось за него бороться – буквально вытягивать, ставить на ноги. Но парень оказался крепче, чем думали врачи.
В 16 лет Филипп объявил семье: «Я хочу быть священником». Представь себе, 90-е, вокруг жизнь бурлит – рок, свобода, кооперативы, первые бизнесмены в малиновых пиджаках. А он – в церковь. Кто-то бы подумал, что юношеский максимализм, но нет. Время расставило всё по местам.
Филипп не пошёл в семинарию, зато поступил в РГГУ на историка. И не просто отучился – стал доцентом, написал больше 80 научных трудов, остался преподавать в родном вузе.
Дети у него тоже вышли незаурядные. Один – Фёдор – выбрал биоинженерию, учится в Сеченовском университете. Но, как говорится, гены штука хитрая – его тянет и в творчество. Фотография – его страсть.
Екатерина Маркова – звезда «Современника» в 70-е и 80-е. Двенадцать лет блистала на сцене, а потом. Подошла к директору и положила заявление на стол. Почему? Писательство оказалось ей ближе. Вот так все перевернулось.
К тому моменту у неё уже была дочь – Анна, 1982 года рождения. В детстве – книги, языки, гуманитарный склад ума. Все думали, пойдёт в филологи. А она – раз! – и в Щепкинское училище. Поступила сама, пошла в мать.
В 2007 году на съёмках сериала «Служба доверия» Анна встретила будущего мужа Сашу Ратникова. В 2010 году родился сын Никита.
Что осталось неизменным – это любовь Екатерины Марковой и Георгия Тараторкина. 47 лет вместе, и они искренне считали, что судьба свела их не просто так.
Сейчас Маркова – не просто бабушка, а тот самый человек, который всегда рядом. Помогает дочери, обожает внука. А Никита в ответ – души в ней не чает. И это, пожалуй, самое важное.