Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Петр Ганнушкин. В поисках исцеления души

Будущий психиатр Петр Ганнушкин родился в 1875 году в Рязанской губернии, в деревне Новоселки. Он был уже пятым ребенком в семье. Мама была из дворянского рода Можаровых, любила музицировать, увлекалась рисунком, поэзией, искусством, говорила на иностранных языках. Отец трудился земским доктором, обожал читать, как художественную, так и учебную литературу. Когда семья переехала в Рязань, Борис Ганнушкин устроился на работу учителем в казенной гимназии, куда в 9 лет зачислили и Петю. Вот здесь-то и проявились необычные таланты и склонности мальчика. Наблюдая за сверстниками, уже юношей, Петр Ганнушкин обнаружил яркую несхожесть характеров, различие темпераментов, реакций, поведения как у гимназистов, так и у их наставников. В 13 лет Ганнушкин прочитал работу физиолога Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга». В ту же пору в Рязани был очень популярен доктор Николай Баженов, директор собственной местной земской психиатрической больницы. Это было в новинку! В других губерниях проблемой
Петр Борисович Ганнушкин
Петр Борисович Ганнушкин

Будущий психиатр Петр Ганнушкин родился в 1875 году в Рязанской губернии, в деревне Новоселки. Он был уже пятым ребенком в семье. Мама была из дворянского рода Можаровых, любила музицировать, увлекалась рисунком, поэзией, искусством, говорила на иностранных языках. Отец трудился земским доктором, обожал читать, как художественную, так и учебную литературу.

Когда семья переехала в Рязань, Борис Ганнушкин устроился на работу учителем в казенной гимназии, куда в 9 лет зачислили и Петю. Вот здесь-то и проявились необычные таланты и склонности мальчика.

В гимназии
В гимназии

Наблюдая за сверстниками, уже юношей, Петр Ганнушкин обнаружил яркую несхожесть характеров, различие темпераментов, реакций, поведения как у гимназистов, так и у их наставников. В 13 лет Ганнушкин прочитал работу физиолога Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга». В ту же пору в Рязани был очень популярен доктор Николай Баженов, директор собственной местной земской психиатрической больницы.

Это было в новинку! В других губерниях проблемой было вылечить зубы, а тут - такая специализированная клиника. А главное, она была передовой. Николай Баженов, будучи убежденным гуманистом, одним из первых в Российской империи стал применять систему нестеснения. Это означало отказ от смирительных рубашек, решеток на окнах и запоров на дверях, привязывания к койке и так далее. Рубашки он даже демонстративно сжигал. Больным разрешали свободно гулять в прибольничном саду, а многих даже отпускали на прогулки в город. Не слишком тяжелых больных определял в простые обывательские семьи. Пациент успешно социализировался, а в семью текла отнюдь не лишняя копеечка.

Петя знал о знаменитом современнике и земляке, восхищался им и его делом. Область собственных интересов была для него определена - психология, зарождавшаяся психиатрия. Петр был отличником, легко и охотно общался с однокашниками, но спорт, физическую активность, дисциплину не особо любил, приверженность правилам во что бы то ни стало - тяготила его. Был несколько неуклюж внешне, этакий умный добродушный увалень.

В молодости
В молодости

Поскольку учился он прекрасно, и окончил гимназию отличником, он легко поступил в Московский университет на медицинский факультет. Учась в нем он лишь утвердился со своей специализацией - психиатрия. По окончании Университета молодой специалист занял должность экстерна при амбулаторной клинике.

Учился он, кстати, у Сергея Корсакова, Владимира Сербского и Григория Россолимо, которые, распознав в молодом человеке подлинный талант, дали ему рекомендацию в действительные члены Московского общества невропатологов и психиатров.

Ганнушкин - стоит справа. В центре сидит - Владимир Сербский
Ганнушкин - стоит справа. В центре сидит - Владимир Сербский

Ганнушкин постепенно стал популярным в профессиональных кругах. В 29 лет Петр Борисович защитил докторскую диссертацию по теме «Острая паранойя» и стал приват-доцентом кафедры душевных болезней родного Московского университета. В своей работе он определил, что между психическим здоровьем и болезнью «существует известная промежуточная область, определенная пограничная полоса, занятая теми состояниями и формами, которые не могут быть отнесены ни к болезни, ни, тем не менее, к здоровью». В результате такой "полупациент" не может «безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде». Решение проблемы, полагал доктор, кроется в улучшении самого общества, в его гуманизации. Ощущение доброжелательности, чувство уверенности, безопасности, душевного спокойствия, доверия действуют в таких случаях лучше всяких лекарств. Память о деле Николая Баженова явно не покидала молодого врача!

Помимо общей врачебной эрудированности, внимательности к деталям, особенностей подхода, Ганнушкин приобретает славу редкостного диагноста, доктор способен распознать еще только грядущую болезнь по незримым даже для иного коллеги крошечным признакам. В этом ему помогает и опыт, который, впрочем, также есть следствие его гуманистического подхода. Он не может отказать больным и страждущим, принимает в неделю до трехсот пациентов! И это идет ему на пользу - наметанный глаз способен распознать тревожный симптом задолго до того, как это сделают другие профессионалы.

При этом, среди пациентов бывали и буйные, которых Ганнушкину не раз приходилось обуздывать и успокаивать. Сам он говорил, что "если бы и погиб от руки душевнобольного, то умер бы на своем посту, и ничего особенного в этом не было бы".

В 1905 году Ганнушкин посещал курсы повышения квалификации по психиатрии в клинике Крепелина в Мюнхене.

В 1906 году Ганнушкин вступил в должность врача-ординатора знаменитой Алексеевской психиатрической больницы (она же Канатчикова дача). При этом вел и преподавательскую деятельность - читал лекции, писал академические труды. В 1908 и 1911 годах Ганнушкин снова посещал курсы повышения квалификации по психиатрии в клинике Крепелина.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, был призван в Петроградский морской, он же Калинкинский госпиталь.

После войны Ганнушкин вернулся в Алексеевскую больницу, стал профессором кафедры психиатрии Московского университета и директором психиатрической клиники при той же кафедре. Время, надо сказать, до того изобилующее психопатиями на фоне войны, голода, разрухи, смены строя, уходящего "кокаинового" Серебряного века, что настоящему врачу, увы, было где развернуться. Например, Петру Борисовичу довелось осматривать Есенина. Заключение было теперь уже очевидным для нас: «С. А. Есенин, 29 лет, страдает тяжелым нервно-психическим заболеванием, выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения и в навязчивых мыслях и влечениях. Означенное заболевание делает гр. Есенина не отдающим себе отчета в совершаемых им поступках».

В те же годы Петр обрел семейное счастье, женившись на Софье Клумовой, с которой у него родился сын Алексей, впоследствии ставшим авиаконструктором.

Как врач, Ганнушкин выделил типы психопатических личностей: астеники, шизоиды, параноики, эпилептоиды, истерические характеры, циклоиды, неустойчивые, антисоциальные и конституционально-глупые. Его классификация психопатий принимается за основу понятия о расстройствах личности.

Так, к примеру, конституционально-глупый тип Ганнушкин описывает так: «Они умеют себя держать в обществе, говорить о погоде, говорить шаблонные, банальные вещи, но не проявляют никакой оригинальности… Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиняться голосу большинства, «общественному мнению»…

Петр Борисович был настолько известен среди современников, что даже стал популярен, если так можно выразиться в отношении врача столь деликатной направленности. Помните это: «Утром вернулся из командировки профессор Титанушкин. Он быстро осмотрел всех четверых и тут же велел выкинуть их из больницы. Не помогли ни книга Блейлера и сумеречное состояние души, осложненное маниакально-депрессивным психозом, ни «Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик». Профессор Титанушкин не уважал симулянтов»?..Это Ильф и Петров, которые вывели знаменитого доктора в «Золотом теленке», в образе психиатра Титанушкина. Ганнушкин же стал и одним из прототипов доктора Стравинского в «Мастере и Маргарите» Булгакова.

Ганнушкин выделил два типа патологического развития: конституциональное и ситуативное. Ситуативное развитие психопатии, очевидно, вызвано травмой или стрессом: его начало всегда сопровождается каким-либо серьёзным психическим изменением, после чего всё становится более или менее статичным. В то время как статика психопатий относится к фактическому содержанию предмета, отметил Ганнушкин, динамика психопатий указывает на типы, законы и схемы развития психопатий. Петр Борисович не считал психопатии прогрессирующими психическими состояниями и противопоставлял их серьёзным психическим расстройствам, вызывающим отставание в развитии. Пограничная психиатрия включает в себя широкий спектр различных переходных состояний и преходящих психических расстройств. Он признавал, что психопаты (то есть люди с пограничным и антисоциальным расстройством личности) внесли значительный вклад в науку, образование, искусство и литературу. Главное - искал способы им помочь, перенаправить вектор развития в конструктивное русло, уберечь окружающих и близких им людей.

На территории больницы
На территории больницы

...Петр Борисович с юности не жаловал спорт и, будучи столь увлеченным психическим состоянием (хоть пациентов, хоть своим) физическим не занимался вовсе. Объедался, обожал сладкое, вел малоподвижный образ жизни. Опухоль брюшной полости на фоне сердечной недостаточности сделали свое недоброе дело - в расцвете лет, несмотря на успешно проведенную операцию, великолепный доктор душ человеческих умер.

Московская набережная его имени в том же месте, где находится и больница им. Ганнушкина
Московская набережная его имени в том же месте, где находится и больница им. Ганнушкина

-7
В больничном кабинете до сих пор бережно хранят его портрет и личные вещи
В больничном кабинете до сих пор бережно хранят его портрет и личные вещи

В 1933м году "хранитель" Алексеевской больницы, давший ныне ей свое имя, на 57м году жизни скончался. Проводить его в последний путь – на Новодевичье – пришли больше пяти тысяч человек.

Прощание с врачом
Прощание с врачом

Пришли проститься с ним и власть имущие, и чиновники, и простые люди, и не было между ними никакого различия, ибо никакая душевная болезнь между всеми нами не выбирает...

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/